Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА




 

В кино единое место действия является редким исклю­чением. Оно предопределяет камерность, перенесение центра тяжести на диалог, как это сделано в отличном американском фильме «Двенадцать разгневанных муж­чин». Его герои практически на протяжении всей картины не покидают одной комнаты, по которой движется каме­ра, показывая отдельных присяжных заседателей, их спо­ры, их поведение. В фильме «Побег осужденного» режис­сера Брессона половина действия происходит в небольшой тюремной камере, где одинокий заключенный упорно гото­вит побег. Однако нужно огромное мастерство постанов­щика, отличный сценарий с концентрированным вырази­тельным действием, полным внутреннего напряжения, и выдающиеся исполнители, чтобы такой художественный замысел был удачно решен. Тем не менее в коротких иг­ровых этюдах, снимаемых кинолюбителями, достаточно часто местом действия является одно помещение. Но нуж­но ясно представлять себе трудности и опасности, заклю­чающиеся в таком решении.

В большинстве случаев кинематографические образы динамичны, а из этого вытекает сложность действия и на­личие в одном произведении большого количества различ­ных мест, где происходят события, что в свою очередь вызывает необходимость умелой организации пространст­ва, при которой зритель не потерялся бы в нем, утратив ориентацию «откуда, где и для чего?». Места событий и происходящие в них действия должны быть так четко свя­заны постановщиком, чтобы зритель не встречал затруд­нений в понимании происходящего и определении места действия.

Если события проходят в каком-либо определенном месте, опознать его могут помочь общеизвестные архитек­турные сооружения соответствующего города. Естествен­но, что их нельзя показывать самостоятельно, в отрыве от действия фильма. Для ориентации вместо действия могут использоваться также дорожные указатели, надписи, вок­зальные расписания, вывески и т. д.

Определению времени действия помогает сама природа, четко характеризуя время года характером ландшафта и условиями освещения. Кроме окружающей природы и атмосферных условий время года характеризуется также одеждой исполнителей. Если действие не требует определения указанных факторов, то окружающая обстановка служит только для композиционного заполнения кадра и может быть выбрана произвольно.

В каждом фильме ознакомление зрителя с местом дей­ствия может иметь свои специфические особенности. Зри­тель все время должен знать, куда идет сейчас герой, где он находится — в своем или чужом доме. Об этом будет свидетельствовать его поведение, так как мы ведем себя дома иначе, чем в общественном месте. Дело несколько за­трудняется при больших пространствах на натуре и незна­чительных различиях в характере местности и деталях ландшафта. В связи с этим нужно старательно отбирать места для съемок, чтобы они имели какие-либо характер­ные черты: деревья, далекие горы, разные постройки и т. д. Роль ознакомления зрителя с обстановкой выпол­няют общие планы, панорамы и соответствующий монтаж.

Планировку помещений лучше всего выявляет движе­ние камеры. В одном фильме камера в движении сопро­вождает главного героя, когда он в начале картины вхо­дит в свою квартиру и проходит поочередно все комнаты, выполняя различные мелкие дела. Благодаря этому зритель сразу отлично ориентируется в расположении всех поме­щений квартиры, в которой будет разыгрываться основная часть драмы.

Особенности монтажа позволяют создать в фильме ус­ловное, несуществующее в действительности в таком виде пространство. Так, например, в одном кадре виден мужчи­на, который, выйдя из показанного дома, кланяется кому-то, снимая шляпу. В следующем кадре показан другой мужчина, стоящий перед вокзалом и отвечающий на по­клон. В третьем кадре оба мужчины на середине улицы пожимают друг другу руки. Из увиденного зритель делает заключение, что напротив показанного дома находится же­лезнодорожный вокзал, отделенный от него только шири­ной улицы. Вместе с тем эти оба здания могут находиться в различных частях города и даже в разных городах. Ма­гия монтажа свела их в одно место. О таких возможностях нужно помнить в условиях, когда естественная обстановка не удовлетворяет требованиям действия. Например, когда банк должен находиться рядом с полицией, как этого тре­бует действие, а в натуре это не так.

Следует старательно избегать использования случайной обстановки как фона для действия, с целью разнообразить его внешне. Искусственный, необоснованный перенос действия с места на место является распространенным зло­употреблением, которое может иметь отрицательные дра­матургические последствия. Эта ошибка часто встречается в практике начинающих кинолюбителей.

Частые перемены места действия, показывающие пу­тешествие героя, переезды из города в город его семьи, странствия цыганского табора и т. д., могут быть показаны при помощи очень коротких кадров характерных видов тех мест или путем наложения на изображение методом впе­чатывания или двойной экспозиции надписей с названием местностей, стран, континентов. При этом лейтмотивом, акцентирующим действие, могут быть динамичные кадры мчащегося поезда, едущего автомобиля, конной упряжки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных