ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация типов медицинских сестёрПо Иштвана Харди Во взаимоотношениях "медсестра-больной" очень важен стиль работы медсестры. В том, как сестра подает стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Часто больные читают по выражению лица и голоса. Нежность ласковость, терпение и вежливость вот составные элементы хорошего стиля работы, в них выражаются заботливость, внимание и любовь сестры к своим больным. В работе сестер очень часто "как" бывает значительно важнее, чем "что". Очень важно медсестре познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Венгерский психотерапевт Иштван Харди описывает наиболее часто встречающиеся типы личностей медсестер, не только их психоэмоциональные особенности определяющие черты характера, но и отношение к работе, к пациентам. Медсестра - рутинёр. Такая медсестра выполняет свои обязанности скрупулёзно, уподобляясь машине работают автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду одно - самого больного; Артистический тип сестра "играющая заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к достижению идеала. Появляется неискренность. Ее поведение становится искусственным, показным. Если роль переходит допустимые границы, то в её поведении исчезают непосредственность, искренность. Это может помешать установлению должного контакта между медсестрой и пациентом. Именно от такой медсестры можно услышать: «Напрасно я ему внушала…», «часами я его воспитывала…» и т.д. Тип "нервной" сестры. Такая медсестра часто бывает усталой, раздражительной, что передаётся и пациентам. Подсознательно она старается уклониться от своих обязанностей (из опасения заразиться). У такой медицинской сестры может появиться зависимость от лекарств (токсикомания), которыми она пытается подавлять и компенсировать свои трудности. Эмоционально лабильная личность сестры может явиться серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой напряженности может быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Обычно такие медсёстры крупного телосложения, решительны, энергичны. Больные по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами: "Идет гренадер!". Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой решительностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. О таких сестрах нередко говорят "Строга, несправедлива...". При недостатке культуры, образованности, сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с больными. Материнский тип. Сестры материнского типа, выполняющие свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Забота о больных для них жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит выражение "милая сестрица". Часто это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам. Они успевают повсюду и, даже не смотря на свой возраст, в живости и подвижности часто не уступают молодым. Заботиться о пациентах для них – призвание и их личная жизнь. Тип сестры узкого специалиста. Сестры такого типа, благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение, склонны к выполнению сложных заданий. Иногда это странные люди, фанатики своей узкой деятельности. Такая медсестра относится к другим медсёстрам и пациентам с чувством превосходства, что может быть причиной напряжённых отношений. Очень часто такие медсёстры встречаются в электрокардиографических, рентгенологических кабинетах, лабораториях. Среди операционных медсестёр. И. Харди акцентирует внимание на то, чтобы сестра имела хорошее физическое и психическое здоровье: "Только та сестра по-настоящему разбирается в больных, может оказывать на них действительно исцеляющее воздействие, которая и сама здорова и умеет следить за своим здоровьем". Несомненно, существуют и смешанные типы медсестер, в стиле поведения которых в различной мере сочетаются перечисленные выше черты. Никакими, даже самыми современными достижениями техники, сложным оборудованием и аппаратурой невозможно заменить непосредственных отношений с пациентом. В древней формуле «Слово врача, трава фармацевта, скальпель хирурга - вот что исцеляет больного» не случайно на первое место поставлено «слово». Слово медсестры, проводящей с пациентом значительно больше времени, чем врач, не менее значимо. «Слово, как лекарство, - считает врач и писатель П.А. Бейлин, - обладает прямым токсическим или побочным действием. К отдельным словам вырабатывается непереносимость - они могут вызвать аллергию, шок. А передозируешь даже по содержанию своему лечебные слова, может развиться «лекарственная болезнь». Болтливый человек может вызвать у своих слушателей головную боль и усталость». В профессиональной деятельности медсестры большое значение имеет культура общения с пациентом. Медсестре должно быть ясно, что жаргон - признак низкой культуры, а профессиональный жаргон в медицине — явление не только не безобидное, но и аморальное. Для медсестры недопустимо говорить о пациентах «диабетик», «астматик», «ревматик», не пользовать такие аббревиатуры, как КИНО («кожных изменений не обнаружено»), ЖПОБИ («женские половые органы без изменений»), РАК («развернутый анализ крови»), ССС («сердечно-сосудистая система») и т. д. Ключом к общению является замечательное русское слово «здравствуйте», а к пациенту и коллеге следует обращаться на «Вы». Фамильярная форма обращения унижает пациента. Из лексикона медиков должны быть исключены такие обращения, как «товарищ», «гражданин», «мужчина», «тетя». «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости», - говорится в Библии (Книга притчей Соломоновых). Под воздействием смеха в мозгу человека активизируется выработка эндогенных морфинов, по молекулярной структуре близких к анальгетикам и помогающих переносить боль. «Смехотерапия» имеет полное право на существование и применение. Однако медицинскому работнику не следует забывать, что есть люди, лишенные чувства юмора. Особенно болезненно пациенты переживают насмешки над их состоянием. При общении с пациентами медицинская сестра должна постоянно помнить о том, что ее задача - не «образованность свою показывать», а предельно ясно ответить на вопросы, обосновать необходимые рекомендации. В 1950 г. Американской ассоциацией медсестер был принят «Моральный кодекс медсестры», затем он был утвержден Международной ассоциацией медсестер. Кодекс содержит 11 статей. 1. Сестра выполняет свои обязанности, уважая человеческое достоинство и личность пациента независимо от его социального и экономического положения, индивидуальных качеств или происхождения, его проблем со здоровьем. 2. Сестра обладает правом пациента на конфиденциальность, защищая законными средствами всю конфиденциальную информацию. 3. Сестра выступает в защиту пациента, когда некомпетентность, неэтичность, нелегальная практика какого-нибудь лица пагубно влияют на безопасность и здоровье. 4. Сестра берет на себя ответственность за действия по отношению к пациенту. 5. Сестра поддерживает свой профессиональный уровень. 6. Сестра использует обоснованные суждения, собственную компетентность и профессиональные качества как критерий в предоставлении консультаций, взятии на себя ответственности за принятие решений. 7. Сестра непрерывно накапливает знания в рамках своей профессии. 8. Сестра прилагает профессиональные усилия для того, чтобы улучшить стандарты сестринского дела. 9. Сестра прилагает профессиональные усилия для того, чтобы условия найма на работу способствовали высокому качеству сестринского ухода. 10. Сестра прилагает профессиональные усилия для того, чтобы оградить общество от дезинформации или неправильной интерпретации сестринского дела и поддерживать его авторитет. 11. Сестра сотрудничает с представителями других медицинских профессий в целях удовлетворения потребностей населения в охране здоровья. Этот документ нуждается в некоторых комментариях. Медсестры должны принимать все возможные меры, чтобы защитить и сохранить человеческую жизнь, когда есть надежда на выздоровление или если лечение может продлить жизнь пациента. Пациент должен быть максимально вовлечен в процесс планирования и реализации программы по охране его здоровья. Он имеет полное моральное право получать информацию, необходимую для принятия серьезных решений, участвовать в оценке преимуществ и недостатков при выборе способов лечения, принимать, отказываться или продолжать лечение без принуждения. Каждая медсестра должна быть компетентна в моральных и юридических вопросах, защищать и поддерживать права пациента. Если пациент не способен принять самостоятельное решение, необходимо найти того, кто смог бы это сделать (родственники, опекуны). Определяя статус и характеристики пациента, кодекс устанавливает, что необходимость в охране здоровья является всеобщей и не зависит от национальных, этических, религиозных, расовых, экономических и иных различий. Сестринский уход должен оказываться и приниматься без каких- либо предрассудков и предубеждений. Конфиденциальность - неотъемлемое право пациента, но оно не является абсолютным, когда возникает угроза для здоровья и жизни для здоровья и жизни других людей. Чтобы обеспечить защиту здоровья и безопасность пациента, медсестра должна оградить его от тех, кто занимается сомнительной практикой. Сестра несет ответственность за свои суждения и действия на всех этапах работы - от сбора данных и оценки состояния здоровья пациента до достижения целей, поставленных совместно с врачом. Весьма желательна профессиональная оценка деятельности медицинской сестры коллегами. Помимо этого, медсестра должна постоянно помнить и о самооценке своей компетентности. Если ей не хватает знаний и опыта для выполнения того или иного задания, то она имеет право отказаться от него. Очень часто ей даются поручения, которые должны выполняться другим персоналом, она имеет право отказаться от них, если эти поручения мешают ее деятельности по обеспечению пациента соответствующим сестринским уходом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|