Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VI. Развитие сестринского дела в советское время. Утверждения положения о медицинской сестре. Организация медицинских школ




Техникумов.

Кроме общин Красного Креста, сестры милосердия готовились и монастырскими общинами, а также на курсах при больницах. Завоевав свои героическим трудом право ухаживать за больными и раненными в Крымской войне, русские сёстры милосердия в дальнейшем принимали участие в русско- турецкой войне (1877 - 1878), русско-японской войне (1904 - 1905), первой мировой войне (1918 - 1920). Женский труд в медицине занимает подобающее ему место в лечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение, порой жертвенное, страдающим людям стали характерными для русских сестёр милосердия. На них воспитывались и воспитываются поколения медицинских сестёр. Многое для обеспечения медицинского образования женщин сделал сподвижник Н.И. Пирогова С.П. Боткин. По инициативе С.П. Боткина и М.А. Сеченовой - первой русской женщины - хирурга - в 1872г. был создан Комитет попечения о сёстрах

милосердия и начат поиск средств на устройство приюта для престарелых медицинских сестёр.

К концу 1912 г. в ведении Общества Красного Креста было 109 общин с 3442 сестрами милосердия. В соответствии с уставом в общину принимались только лица христианского вероисповедания. Сестры не получали за свой труд, а обеспечивались от общины жильем, пищей, одеждой

Вторая половина XIX характеризуется интенсивным открытием учебных заведений для подготовки средних медицинских кадров в Беларуси. Это были повиальные, фельдшерские, зубоврачебные школы, школы для подготовки сестёр милосердия.

В январе 1965 г. - открылось первое в Беларуси среднее медицинское учебное заведение - «Могилевская повиальная школа». Инициатором её создания Н.М. Мандельштам - видный деятель медицины могилёвской губернии.

В октябре 1876 г. - в г. Гродно открылась повиальная школа на 20 мест. В Беларуси существовали школы при больницах Приказа Общественного Призрения:

1. г. Минск - специальная школа для сестёр милосердия (1890 - 1902);

В 1902 г. - г. Минске - были открыты одногодичные курсы подготовки сестёр милосердия при общине сестёр милосердии Красного Креста. С 1904 - 1910 г. - г. Минске - работала десятимесячная школа повиальных бабок при родильном приюте.

В 1907 г. - г. Минске - были открыты две первые в Беларуси зубоврачебные школы. В 1909г. стала одна школа - срок обучения 2,5 года.

2. г. Витебск - фельдшерская школа (1872 - 1875);

3. г. Орша - основана школа медицинских сестёр, решением совета народных комиссаров БССР №7 от 9 июня 1937г.

До этого года были вечерние курсы медицинских сестёр, где обучались без отрыва от производства.

В 1939 г. - состоялся первый выпуск школы, вех выпускников отправили на фронт.

23 августа 1944 г. - вновь открылась школа для медицинских сестёр. В 1955 г. - преобразование школы медицинских сестёр в медицинское училище, занятия проходили в приспособленных помещениях. В 1972 г. - медицинское училище переехало в новое здание по ул. Ленина 194, где расположено сейчас.

В 1985 г. - введена новая специальность «Зубной врач», выпуск 1988г. В 1989 г. - В строй вступило 9-ти этажное общежитие на 550 мест. В 1996 г. - Состоялся первый набор учащихся на «Зубопротезное дело».

4. В 1939 г. - открыты школы в г. Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске.

5. К 1940 г. - в республике функционировало 35 средних медицинских школ:

· 4 школы - фельдшерско-акушерские;

· 2 школы - фельдшерские;

· 2 школы - фармацевтические;

· 23 школы - для медицинских сестёр;

· 2 школы - для лаборантов;

· 1 школа - зубоврачебная.

В то время уставы, медицинских школ, отличались большим разнообразием относительно сроков обучения и программ. Только в 1872 году правительством был учреждён типовой устав фельдшерско-акушерских школ. На курсах медицинских сестёр изучались латинский язык, физиологию, хирургию и десмургию, гигиену, анатомию, внутренние болезни, уход и первоначальная помощь, фармакология и рецептура.

Ежедневно проводились занятия по 2 часа, а в остальное время учениц обучали уходу за больными в больницах и на дому.

В частной школе, чтобы получить звание акушерки II разряда - 1 год, акушерки I разряда - 2 года, фельдшера - 3 года.

Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор: «Медицинская сестра - это ноги безного, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, ктo слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить».

События Великой Отечественной Войны. Героизм, милосердие и самопожерствование, проявленными медицинскими сёстрами в тылу и на фронтах ВОВ.

Героизм и самоотверженность проявили медицинские работники во время Великой отечественной войны: 72,3% возвращенных в строй раненых и 90% больных - таков итог их труда. В действующей армии находились 500 тыс. средних медицинских работников. В период с 1941 по 1945 г. организацией Красного Креста было подготовлено 300 тыс. медицинских сестер, 500 тыс. сандружиниц и 300 тыс. санитарок. Оказание помощи раненым на пол боя приравнивалось к ратному подвигу. Таких подвигов в годы Великой Отечественной войны было совершено медицинскими сестрами бесчисленное множество.

В первые месяцы войны наши войска вынуждены были отступать под натиском превосходящих сил противника, неся большие потери. На медиков войсковой звена, персонал немногочисленных госпиталей легли огромная нагрузка и ответственность. Люди работали, забывая об отдыхе, до изнеможения. С первых же дней войны 1000 врачей, фельдшеров, медицинских сестер пришли в военкомат с просьбой послать их в действующую армию, на фронт. В годы войны медицинская служба почти наполовину была представлена женщинами. Работая наравне с мужчинами, принимая на себя те же опасности и невзгоды, наши женщины не уступали им в храбрости и мужестве. Среди 44 медиков - Героев Советского Союза 17 женщин. Нет таких слов, которые могли бы передать все благородство того, что сделали в годы войны женщины - медики, как не слов, достаточно полно передающих и глубину благодарности, которую испытывали воины к своим медицинским сестрам. Средин них И.Н. Левченко (в бою за Крым вынесла из горящих танков 28 солдат и офицеров), B.C. Кащеева. Особого внимания заслуживает подвиг юной медицинской сестры Зинаиды Туснолобовой - Марченко, уроженки г. Полоцка. В начале войны она добровольно пошла на курсы медицинских сестер и после их окончания была назначена санитарным инструктором стрелковой роты. За три боев Зинаида оказала помощь 40 раненым бойцам и командирам. Ее наградили орденом Красной Звезды и вскоре присвоили звание старшины медицинской роты. За время боев Туснолобова - Марченко вынесла из - под огня 123 раненых бойца и командира.

Зимой 1943 г. дороги войны привели Зину в курскую область. В одном из боев, оказывая помощь раненому командиру, она сама была тяжело ранена в обе ноги разрывными пулями. Около суток пролежала девушка, истекая кровью, на февральском морозе. Только на следующий день нашли ее разведчики и отправили в госпиталь. Чтобы спасти жизнь, Зинаиде пришлось ампутировать руки и ноги. Казалось, такая беда сломит ее дух, ног жизнь продолжалась.

Молодежь одного из заводов г. Свердловска выпустила сверх плана 5 танков и написала на башнях: «За Зину Туснолобову». За нее мстили воины - однополчане. В 1957 г. она была удостоена звания Героя Советского Союза, а Международный комитет Красного Креста наградил ее медалью «Флоренс Найтингейл».

Высокие награды, которыми были отмечены лучшие военные медики, явились признанием больших заслуг всего медицинского состава, призванием высокого героизма, проявленного медиками на полях сражений.

Маршал К.К. Рокоссовский в своих мемуарах писал: «Поистине наши медики были тружениками - героями». Они делали все, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность вернуться в строй. Нижайший поклон им за заботу и доброту».

 

В Беларуси в конце XIX - начале XX в. имелось несколько видов учебных заведений, в которых готовились средние медицинские кадры. Широкая подготовка сестер милосердия началась после Октябрьской революции. К сожалению, одним из первых мероприятий по усовершенствованию подготовки кадров медицинских сестер были не только ликвидация общин сестер милосердия, но и отмена наименования такой профессии. Теперь сестры милосердия стали называться медицинскими сестрами. В первые годы после окончания Гражданской войны разрушенная сеть медицинских учреждений восстанавливалась очень медленно, поэтому проблема медицинских кадров в это время была одной из важнейших и самых в здравоохранении.

Система среднего медицинского образования в 20 - 40-х годах неоднократно изменялась. В октябре 1922 г. Главным управлением по профессиональному образованию была проведена I Всероссийская конфе­ренция по среднему медицинскому образованию, которая определила систему подготовки средних медицинских кадров и типы средних медицинских учебных заведений в Беларуси.

В 1936 - 1937 гг. в Беларуси произошла перестройка средней ме­дицинской школы на единой основе. Число школ увеличилось с 6 в 1932 г. до 33 в 1937 г.

После присоединения Западной Беларуси в 1939 г. были открыты медицинские школы в Гродно, Слониме, Барановичах, Пинске. К 1940 г. в республике функционировало 35 средних медицинских школ: 4 - ре - фельдшерско - акушерские, 2-ве - фельдшерские, 3-фармацевтические, 23 - для медицинских сестер, 2-ве - для медицинских лаборантов и 1- зубоврачебная. Одновременно проводилась подготовка среднего медицинского персонала на кур­сах. К началу Великой Отечественной войны в Беларусь работали 15 293 средних медицинских работников.

Во время войны здравоохранению Беларуси был нанесен огромный ущерб. Сеть лечебных учреждений была разрушена на 80%, практически все медицинские школы уничтожены вместе с оборудованием.

С началом освобождения Беларуси от немецких захватчиков стали восстанавливаться и медицинские учреждения. В марте 1944 г. начали функционировать медицинские школы в Могилеве, Мозыре, Гомеле. К декабрю 1944 г. в Беларуси было восстановлено 22 средних медицинских учреждения. Медицинские школы не имели достаточного количества помещений, не хватало учебной литературы и учебных пособий.

В 1954 - 1955 гг. медицинские школы Беларуси были преобразованы в медицинские училища.

В настоящее время в республике имеется 17 медицинских колледжей, 1 училище повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников и 10 филиалов повышения квалификации в медицинских колледжах.

Подготовка среднего медперсонала ведется по специальностям: фельдшерско - акушерское дело, санитария, гигиена. Лабораторная диагностика, техника массажа (для слабовидящих и слепых), зубоврачебное дело, зуботехническое дело, сестринское дело. В лечебно - профилактических учреждениях медицинские сестры могут работать палатными, процедурными, перевязочными, операционными медицинскими сестрами и т.д.

Палатная медицинская сестра ведет наблюдение за состоянием здоровья пациентов: общим видом, деятельностью сердца, органов дыхания и пищеварения; выполняет врачебные назначения.

Когда медицинские сестры специализируются по уходу за хирургическими больными, их называют хирургическими медицинскими сестрами, работающих в операционной - операционными, в отделениях и кабинетах физиотерапии - физиотерапевтическими, ведающих вопросами диетического питания пациентов - сестрами по диетпитанию, осуществляющих патронаж на дому - патронажными, работающих на участках в поликлинике -участковыми медицинскими сестрами. В поликлинических учреждениях медицинские се­стры помогают врачу на приеме, выполняют различные медицинские процедуры по назначению участковых врачей у пациента на дому, ведут санитарно - просветительную работу среди населения. Работой медицинских сестер руководит старшая медицинская сестра отделения.

Старшая медицинская сестра участвует в проведении утренних конференций, в обходах, организует сестринские посты, составляет график работы палатных медицинских сестер в отделении, выписывает и получает из аптеки необходимые медикаменты, предметы ухода за пациентами в отделении, контролирует правильность хранения историй болезней, организует прием пациентов в отделение и их выписку, составляет отчет о работе отделения.

На медицинских сестер детских воспитательных учреждений возлагается уход за детьми, контроль за санитарным состоянием помещений и др.

Обязанности медицинских сестёр других лечебно-профилактических, оздоровительных и санитарных учреждений определяются в зависимости от их профиля.

Медицинским сестрам необходимо систематически повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования и специализации. В медицинских колледжах организуются отделения повышения квалификации, в лечебно - профилактических учреждениях проводятся конференции, читаются лекции по различным разделам медицины. Организуются курсы специализации по хирургической технике, электрокардиографии, массажу, лечебно - физической культуре и методике проведения физиотерапевтических процедур. В лечебно - профилактических учреждениях создаются советы сестер, в плане работы которых предусматривается также раздел повышения квалификации медицинских сестер (конференции, обобщение передового опыта и т.д.). В целях повышения квалификации медицинских сестер, освещения наиболее злободневных проблем медицины издаются специальные журналы: «Мир медицины» (учредитель - Ассоциация медицинских сестер г. Минска), «Сестринское дело», «Медицинские знания» и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных