Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСТОЧНИКИ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

В 2013г. структура источников финансирования долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственных предприятиях значительно изменилась по сравнению с 2001г. Удельный вес собственных источников сократился с 58,7% в 2001г. до 11,9% в 2010г. и возрос до 49,1% в 2013г., доля кредитов банков колебалась с 27,6 до 26,1%. (табл. 5). При этом удельный вес амортизации уменьшился с 45% в 2001г. до 10% в 2010г. С 2011г. в связи с изменениями в законодательных актах по бухгалтерскому учёту амортизационный фонд не формировался.

 

Т а б л и ц а 5 – Структура источников финансирования долгосрочных инвестиций в сельском хозяйстве Республики Беларусь, в % к итогу

 

Наименование показателей                        
Собственные средства 58,7 56,1 45,1 36,9 31,2 33,6 35,7 13,4 11,9 40,9 46,1 49,1
в том числе                        
амортизационный фонд воспроизводства основных средств 44,6 44,9 40,8 31,1 26,2 12,9 13,6 10,5 9,9 х х х
фонд накопления 6,3 4,1 3,6 х х х х х х х    
прибыль 0,1 0,0 0,1 5,6 4,9 3,3 3,5 2,9 2,0 7,7    
прочие 7,7 7,1 0,6 0,1 0,1 0,0 0,0 - - -    
формирование основного стада х х х х х 17,4 18,6 - - н/д    
Заемные и привлеченные средства 41,2 43,9 54,9 63,1 68,8 66,4 64,3 86,6 69,4 45,3 40,2 36,3
в том числе                        
кредиты и займы банков 27,6 19,8 31,1 34,7 30,1 35,3 46,4 54,7 56,4 40,5 30,3 26,1
заемные средства др.организаций 0,8 0,7 0,2 0,9 1,4 0,5 0,0     0,2 0,8 1,2
из бюджета и внебюджетных фондов 11,5 22,4 22,7 21,7 34,4 29,3 16,9 14,3 13,0 4,6 9,1 9,0
льготы по налогам и таможенным платежам 0,6 0,6 0,4 0,2 0,4 0,1 0,0 - - - - -
по договорам долевого строительства 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 - - - - -
прочие 0,5 0,4 0,5 5,6 2,4 1,3 1,0 17,6 18,7 13,8 13,7 14,6
Итого собственных и привлеченных средств                        

Примечание: расчёты автора на основе источника [9, 11]

 

Если сравнить со структурой источников финансирования инвестиций в целом по народному хозяйству в 2013г., то наблюдается тенденция преобладания кредитования в сельском хозяйстве над субсидированием. Так, кредиты банков в 2013г. составляли в целом по стране 24,2% и в сельском хозяйстве 26,1%, бюджетные и внебюджетные средства, соответственно – 20,9 и 9,0% (табл. 5, 6).

 

Т а б л и ц а 6 – Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь, в % к итогу

 

Наименование показателей                          
Собственные средства организаций, включая кредиты 49,5 51,4 53,4 45,2 44,0 41,2 39,5 38,5 36,7 32,9 37,8 40,0 37,8
Кредиты банков 14,3 15,0 18,9 20,1 21,3 26,4 32,3 35,8 26,5 24,2
Средства населения 4,4 17,7 14,0 8,3 7,9 7,2 7,5 6,9 8,0 7,6 5,9 6,8 8,3
Республиканский бюджет 16,2 9,8 9,4 7,4 13,2 15,7 16,0 26,3 22,2 18,7   12,4 16,1 20,7
Местные бюджеты 9,7 10,5 10,8 12,2 12,6 10,3 10,1
Внебюджетные фонды - - - 6,4 0,2 0,3 0,4 0,2 0,2 0,2 0,02 0,04 0,2
Иностранные источники (без кредитов иностранных банков) 6,6 4,3 5,2 2,7 1,6 0,9 1,0 1,7 2,0 2,1 3,0 3,2 3,2
Инвестиции в основной капитал – всего                          

Примечание: расчёты автора на основе источника [9, 11]

 

По международным стандартам внутренняя государственная поддержка АПК определяется по следующим категориям:

- «зелёная корзина»: поддержка посредством мер, которые не искажают производство и торговлю, или, в крайнем случае, вызывают минимальные искажения;

- «голубая корзина»: прямая поддержка, предусматривающая ограничения производства со стороны фермеров;

- корзина «развития»: некоторые субсидии для реализации инвестиций, субсидии на вводимые ресурсы и другие меры поддержки в развивающихся странах, соответствующие определённым критериям в Соглашении;

- «жёлтая корзина»: субсидии, оказывающие существенное воздействие на производство и торговлю.

В Республике Беларусь внутренняя поддержка АПК осуществляется в рамках мер «зелёной» и «жёлтой» корзин.

Меры «зелёной корзины» включают:

- общие услуги, включая исследовательскую деятельность, борьбу с сельскохозяйственными вредителями и болезнями, обучение, консультирование, инспекцию, маркетинг и продвижение товаров на рынок, инфраструктурное обслуживание;

- правительственные закупки для продовольственного резерва (при закупке у фермеров по рыночным ценам);

- внутреннюю продовольственную помощь;

- прямую поддержку производителей, включая несвязанные выплаты для поддержания доходов, страхование доходов и программ спасательных мер, помощь при бедствиях, пенсионные программы для производителей, инвестиционную помощь, экологические программы и региональные программы содействия.

Меры «жёлтой корзины» включают в себя все виды прямой поддержки, как предоставляемой на уровне конкретного товара, так и не связанной с отдельным конкретным товаром. Основными направлениями являются:

- поддержка рыночных цен;

- компенсация потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов организациям АПК;

- частичная или полная бюджетная компенсация затрат на ресурсы;

- частичная или полная бюджетная компенсация затрат по приобретению и ремонту техники;

- удешевление стоимости реконструкции и текущего ремонта производственных объектов;

- возмещение затрат на уплату страховых взносов по страхованию урожая, скота, птицы;

- предоставление гарантии выполнения обязательств, а также исполнение гарантий;

- отсрочка (рассрочка) и списание исполнения обязательств производителей сельскохозяйственных товаров;

- реализация ресурсов в сельском хозяйстве по административно-установленным ценам и др. [3].

Прямое бюджетное субсидирование как мера внутренней государственной поддержки представляет собой прямые трансферты из бюджета:

- непосредственно производителям сельскохозяйственной продукции;

- иным организациям (банкам, сервисным центрам, поставщикам продукции и др.), создающим более благоприятные для сельского хозяйства экономические условия.

Проведенные нами исследования показали, что в 2011г. структура прямых мер государственной поддержки существенно изменилась по сравнению с 2001г. (табл. 7). Доля входных мер значительно возросла – с 35% до 54%, доля выходных, наоборот, снизилась с 33% до 10% в связи с тем, что дотации к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию по правилам ВТО включаются в «желтую корзину» и должны сокращаться. Провести анализ в 2013г. затруднительно в связи с изменением информации в форме №7-АПК лист 4 «Справка об использовании средств бюджета» сводного годового отчёта по сельскохозяйственным организациям республики за 2013г. [8].


Т а б л и ц а 7 – Структура субсидий и дотаций из бюджета сельскохозяйственным организациям Республики Беларусь

Наименование показателей                        
Субсидии и дотации из бюджета, млрд. руб. 314,2 443,0 674,6 1212,4 1674,2 2486,4 2671,0 2727,0 2804,6 3338,3 3121,7 6842,6
В т.ч. прочие субсидии и дотации, млрд. руб. 85,3 117,7 177,4 430,5 524,5 809,6 650,2 613,2 504,2 571,4 667,5 4060,5
Субсидии и дотации из бюджета без пр. субсидий и дот., млрд. руб. 228,9 325,3 497,2 781,9 1149,7 1676,8 2020,8 2113,8 2300,4 2767,0 2454,2 2782,1
Структура субсидий и дотаций из бюджетабез пр. субсидий и дот., %                        
В том числе:                        
входные, %: 34,5 44,4 68,9 45,7 38,8 37,9 30,9 50,0 42,3 42,4 53,5  
удешевление семян высоких репродукций, в т.ч. кукурузы 2,1 2,6 2,7 1,9 1,6 1,3 1,2 2,4 0,8 0,6 0,8 1,2
возмещение расходов на автомобильное топливо 7,8 9,8 21,8 18,4 12,3 12,7 5,0 3,6 1,4     н/д
приобретение молодняка КРС 1,2 0,8 0,3 0,5 1,0 1,1 1,5 1,5 0,2 0,4 0,8 н/д
погашение задолженности за тепло- и электроэнергию 0,2 0,4 1,5 0,3 0,1 2,0 5,5 0,1 0,8 0,1 0,4 н/д
приобретение удобрений, средств защиты 17,1 28,5 41,0 23,5 21,7 19,2 16,4 41,0 38,7 39,7 49,3 н/д
удешевление и приобретение комбикормов 5,9 2,2 1,5 0,9 2,1 1,6 1,4 1,3 0,4 1,6 2,2 н/д
на стимулирование производства льна 0,2 0,1 0,0 0,2 0,1             0,1
Внутренние, %: 32,7 41,2 28,1 29,4 30,8 37,0 44,1 43,4 51,3 51,8 36,9  
дотации для снижения цен на с.-х. технику, поставленную на условиях долгосрочной аренды 28,4 39,5 26,7 27,7 28,8 39,4 15,1 14,2 24,1 23,9 14,6 11,8
на финансирование программы «Племенное дело» 1,8 0,7 0,5 0,2 0,2 0,1 2,1 0,8       н/д
капитальные вложения             25,0 29,7 19,5 20,2 13,0 н/д
на первоочередные потребности предприятий 2,5 1,0 0,9 1,5 1,8 1,2     6,4 5,8 9,3 0,6
финансирование мероприятий государственных программ                       53,9
Выходные, %: 32,8 14,4 2,8 24,6 30,3 25,1 25,0 6,6 5,8 4,5 9,6 32,3
надбавки и дотации к закупочным ценам на с.-х. продукцию 31,5 11,9 0,2 21,3 28,3 24,1 22,6 2,9 2,5 1,5 0,1  
из них: молоко 19,4 7,3 0,0 14,5 17,7 12,6 11,4          
крупный рогатый скот 8,1 3,3 0,1 4,6 6,4 8,9 7,0          
свиньи 4,0 1,3   2,2 2,7 1,5 0,8          
птица         0,9 0,6            
яйца         0,2 0,1            
льнотреста           0,1 0,3          
картофель для промышленной переработки             0,5 0,1 0,2      
сахарная свекла             2,6 2,6 2,2      
рыба         0,4 0,3            
компенсационные выплаты за реализ. плем. яиц, молодняка птицы, яиц на инкубацию 0,2 0,2 1,7 2,1 1,3 0,7            
списание сумм отсроченных обязательств убыточ. с.-х. организаций             1,1 0,2 0,1      
погашение убытков от стихийных бедствий 0,8 0,8 0,3 0,1 0,1   0,6 0,1 0,0 0,4 0,4  
на уплату страх. взносов по страх. урожая с.-х. культур, скота и птицы               2,2 0,8 0,3 1,0 3,4
льготирование процентов за кредит 0,2 1,5 0,7 1,1 0,7 0,3 0,6 1,2 2,4 2,3 8,1 28,9

Примечание: расчёты автора на основе источника [8]


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных