ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых законов.Принято различать объект и предмет науки. Объект – это область действительности, которую исследует данная наука, предмет – способ видения объекта с позиций этой науки. Можно сказать: предмет науки – это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения. Основные функции научного знания реализуются в процессе предъявления потребностей и разделяются на познавательные, связанные с самим производством научного знания, и практические, связанные с их применением в материальном производстве, в развитии общества и самого человека. Познавательная функция научных знаний проявляется как описательно-систематизирующая, объяснительная и прогностическая функции. Процесс научного познания начинается с поиска, описания эмпирических фактов, выявления на их основе простейших обобщений и выдвижения гипотез для их объяснения. Постепенно число таких обобщений, гипотез и эмпирических законов возрастает настолько, что становится необходимым привести их в определенную систему. Проникновение в сущность познаваемого, выявление существующих закономерностей окружающего мира, выяснение причин происходящих явлений – это основное назначение научного познания и на это направлена реализация его объяснительной функции. Научное знание не только объясняет факт или явление, но и может их предсказать. Чем полнее и глубже реализована функция объяснения, тем надежнее и точнее будет предсказание. Между предсказанием и объяснением существует глубокая взаимосвязь. Из признания объективного характера всех научных знаний следует способность науки выявлять объективные тенденции развития явлений природы и на этой основе предвидеть дальнейший ход их развития. В этом заключается прогностическая функция научного знания. В настоящее время прогностическая функция становится все более практико-ориентированной. В неразрывной связи с познавательными функциями научного знания находятся практические, которые подразделяются на производственно-технологическую, социально-управленческую, культурно-мировоззренческую. Производственно-технологическая функция научного знания заключается в том, что наука является непосредственной производительной силой. Это выражается в превращении науки в доминирующий фактор общественного производства, в усилении влияния научных знаний, превращении их в ведущую силу по отношению к производству. Социально - управленческая функция научного знания характеризует использование его для решения практических задач регулирования социальных отношений, выработки целей общественной деятельности и сознательного управления социальными процессами. Культурно-мировоззренческая функция предполагает изменение предметного мира культуры, преобразование общества и развитие человека. Классификация наук: Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную. В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки: 1) о природе – естественные; 2) об обществе – гуманитарные и социальные; 3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др. В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования выделены: 1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.); 2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.); 3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.); 4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.) Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам. Некоторые ученые не считают философию наукой либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира. В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о земле. Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем. Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводство, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания рядатеоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение). В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|