Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль науки в жизни современного общества




 

Характерная черта современного общественного развития – все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. При этом, во-первых, наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущим фактором результативности материального производства; во-вторых, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но, прежде всего, на самого человека, на развитие его интеллекта, творческих способностей, культуры мышления.

Отношение общества к науке, понимание ее роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях. Одна из них – сциентизм – в своей основе имеет представление о науке как наивысшей культурной ценности и достаточном условии для прогресса общества и человека. Сциентизм считает, что с помощью науки можно решить все общественные проблемы.

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Несомненно, что обе позиции в отношении к науке как содержат ряд рациональных моментов, так и ошибочно либо абсолютизируют, либо недооценивают науку. Необходимо объективно относится к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Чем же характеризуется сегодня развитие науки, приводящее к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации?

1. Резко возрастает количество ученых. Если сравнить численность ученых в мире, то на рубеже XVIII-XIX вв. их было около 1 тыс.; в середине прошлого века – 10 тыс., в конце XX столетия – свыше 5 млн. Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой увеличилось после Второй мировой войны. Удвоение числа ученых (50-70-ые годы) происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

2. Происходит быстрый рост научной информации. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Так, первый научный журнал появился в 1665 г., в 1900 г. Их было около 10 тыс., а в настоящее время – более 60 тыс. Свыше 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.

Такой колоссальный рост научной информации создает особые трудности развития науки. Ученый сегодня должен прилагать огромные усилия для того, чтобы быть в курсе тех достижений, которые осуществляются даже в узкой области его специализации. А ведь он должен еще получать знания из смежных областей науки, информацию о развитии науки в целом, культуры, политики.

3. Изменяется сам мир науки. Наука охватывает сегодня огромную область знаний. Она включает около 15 тыс. дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, историю возникновения его психики, проникает в тайны бессознательного. Наука сегодня изучает все и саму себя – то, как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную и духовную жизнь общества. Вместе с тем ученые сегодня вовсе не считают, что они постигли все тайны мироздания. Мало кто сомневается в огромных возможностях дальнейшего развития науки.

4. Наука становится приоритетным направлением в деятельности большинства стран. Во многих государствах проблемами развития науки занимаются особые правительственные ведомства. В развитых странах на науку затрачивается 2-3% валового национального продукта. Наука не может сегодня обойтись без помощи общества, государства. Занятия современной наукой требуют вложения значительных материальных средств. Необходимы не только подготовка научных кадров, соответствующая оплата их труда, но и обеспечение научных исследований дорогостоящими приборами, установками, материалами, информацией.

5. Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы.

В XX в. тенденция к интеграции наук становится доминирующей. При этом дальнейшая дифференциация наук в современных условиях приводит не к их разобщению, как это было раньше, а, напротив, к их интеграции. Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, математика, логика, информатика, вооружающие науку системой единых методов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных