Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Паблик рилейшнз: профессия и образование 5 страница




Что же такое информационный и неинформаци­онный PR?

В первое понятие мы включаем всю технологию работы со СМИ. Это подготовка и распространение материалов (пресс-карты, пресс-релизы, медиа (пресс)-киты, бэкграундеры, заявления (сообщения), отчеты о деятельности за определенный период, ответы на за­просы прессы, опровержения несоответствующей или недостоверной информации и т.п.), которые используются для напечатания (размещения в эфире) или в ка­честве основы для журналистских сообщений.

В соответствии с собственными задачами инфор­мационный PR реализуется в специфических органи­зационных формах: брифинги, пресс-конференции, встречи с журналистами и т.п. Немалую роль играют и выступления — интервью, комментарии, экспертные оценки и т.п. — представителей субъекта PR в сред­ствах массовой информации. Важнейшим технологи­ческим компонентом информационного PR является мониторинг СМИ, анализ всех сообщений, напрямую или косвенно относящихся к фирме, организации, от­дельному лицу, действиям партнеров, конкурентов и т.п. Высокая степень информационности заложена и в таких видах деятельности, как выпуск текущих бюл­летеней, внутрифирменных газет и журналов, иной по­лиграфической продукции: листовок, буклетов, плака­тов, каталогов и др.

К неинформационному PR мы относим всю дея­тельность, направленную на организацию специаль­ных событий или мероприятий, число и качество ко­торых весьма многообразно: презентации, демонстрации, выставки, ярмарки, спонсорские и бла­готворительные акции и др. Эта работа требует от спе­циалиста по связям с общественностью менеджерских навыков.

На практике мы имеем сочетание информацион­ных и неинформационных функций пиармена, подчас трудно отделимых друг от друга, особенно если эти два вида работы выполняются одними и теми же ли­цами. Например, одно из основных направлений эта­па реализации PR-акций и PR-кампаний — «работа с конкретными группами общественности» — предпо­лагает как разработку информационных стратегии и тактики (а также «аудит информационных каналов»,

определение эффективности этой работы и т.д.), так и целый ряд «специальных» (неинформационных меро­приятий). Еще нагляднее сочетаемость информацион­ных и неинформационных функций специалиста по связям с общественностью в так называемых "crisis communications"52.

Но если речь идет о зрелой корпорации с высоко­развитым PR, то деление на информационный и неин­формационный уровни не только объективно суще­ствует, но и подтверждается соответствующими должностными и профессиональными характеристи­ками ее специалистов53. Так, организацией работы со СМИ занимаются специальные подразделения: пресс-центры, пресс-службы или отдельные лица в составе отдела, центра, агентства PR. Технология взаимоотно­шений представляет собой разработанную схему, ко­торая модифицируется в зависимости от целей и задач организации, а также уровня и характера предостав­ляемых услуг, если речь идет о специализированном PR-агентстве. Наиболее ярко информационный PR выражен в функциональных обязанностях такого спе­циалиста по связям с общественностью, как пресс-секретарь, обеспечивающего взаимоотношения конкрет­ного лица или целой организации с внешним миром через средства массовой информации. Пресс-секретарь—сво­его рода посредник между субъектом PR и СМИ, его уста являются устами корпорации или отдельной персоны, он вербализует общественные отношения субъекта в силу своей профессиональной ориентации54. Помимо пресс-секретаря, информационные функции PR выпол­няют ответственные за связь со СМИ: руководители пресс-служб и различных информационных отделов, текстов и копирайтеры, аналитики и др. (см. анализ рынка PR в разделе 2.2). " Попробуем сформулировать основные профессиональные характеристики подобного рода специали­стов. Они обязаны:

владеть знаниями о рынке средств массовой ин­формации: его структуре, принципах управления, со­держательной ориентации, типовых и видовых харак­теристиках, технологии печатного, теле радио производ­ства, рейтинге изданий и программ, ценовой рекламной политике и т.д.;

обладать необходимыми журналистскими на­выками, как-то: сбор и обработка первичной инфор­мации, воплощение ее в наиболее распространенных жанрах: заметки, интервью, корреспонденции, статьи, репортажа, хроники, отчета. Журналистское ремесло предполагает знакомство с индивидуальными техни­ческими средствами: диктофоном, фотокамерой, ком­пьютером и т.п. в зависимости от поставленных целей и задач;

быть достаточно осведомленными об отрасле­вой специфике своего субъекта PR, сферах его деятель­ности и содержании работы, совмещая все это со зна­нием профессионально ориентированных на субъекта СМИ: отраслевых или специализированных изданий, телерадиопрограмм, конкретных журналистов, пишу­щих на данные или близкие темы.

Иными словами, пиармен, отвечающий за связь со средствами массовой информации, должен уверен­но чувствовать себя на информационном поле, уметь вести диалог на одном с журналистами профессиональ­ном языке, владеть аналогичными навыками и приема­ми. Именно этим еще раз объясняется обоснованность журналистской модели подготовки специалиста по свя­зям с общественностью на факультетах и отделениях журналистики.

Учебный план по специальности 022000 «Связи с общественностью» был разработан на факультете жур налистики СПбГУ в 1997 году, с того же времени ве­дется и обучение студентов этой специальности. По­степенно накапливаемый методический опыт, тесная взаимосвязь с практиками PR, участие кафедры обще­ственных связей и рекламы в конкретных профессио­нальных акциях, обмен научным опытом с коллегами из родственных вузов внесли существенные корреля­ции в первоначальную образовательную модель.

Исходя из тезиса комплексности образования и его гуманитарной основы, будущему пиармену предлага­ются дисциплины, освоив которые, он может считать­ся универсантом: философия, политология, культуро­логия, правоведение, история, экономика, психология, современные международные отношения, комплекс филологических дисциплин, включающий в себя ис­торию и теорию литератур, русский и иностранные языки и др.

Вторая составляющая образовательной модели — это так называемые профессиональные дисциплины: теория и методика профессионального творчества, психология профессионального общения, история связей с общественностью в России и за рубежом, актуальные проблемы паблик рилейшнз. Но идео­логия подготовки сегодняшнего пиармена нашей кафедрой в том, что мы видим в нем универсально­го специалиста, в равной мере владеющего инстру­ментарием трех профессий: своей основной, родо­вой — PR, журналистской и рекламной. Этого позволяет достичь сочетаемость основных профес­сиональных предметов. Так, необходимые навыки рекламиста наши студенты получают как из обще­теоретических курсов типа «История и теория рек­ламы», так и семестровых блоков «Основ реклам­ного дела». Студенты должны знать цели и задачи рекламного процесса и рекламного бизнеса, рекламных исследований и планирования. Особое место занимает разработка рекламного креатива: состав­ление текстов и их редактирование, взаимосвязь рек­ламы и характера рекламоносителя, принципы медиапланирования. Технология создания рекламного продукта, наиболее специфического на информаци­онном рынке, позволяет развивать ассоциативное мышление, обогащать лексический арсенал. Журна­листской профессии мы учим с первого курса и до последнего. Студенты получают фундаментальные знания по истории и теории средств массовой ин­формации, работают над журналистскими жанрами, осваивают и прикладные журналистские дисципли­ны — литературное редактирование, культуру речи и ораторское искусство, практическую стилистику. Особенностью нашей подготовки является и тес­ное сочетание теоретических и практических дисцип­лин. Последние занимают треть общего учебного про­цесса, а практика студентов в профессиональных организациях цементирует всю образовательную мо­дель. Студенты пробуют себя в трех профессиональ­ных ипостасях: на первом курсе в качестве журнали­ста печатных СМИ, выпуская имиджевую учебную газету, на втором — журналиста телевидения и радио. В их задачу входит подготовка специальных телера­диопрограмм на учебной телестудии. На третьем кур­се студенты реализуют свой рекламный потенциал в соответствующих службах средств массовой инфор­мации. В ходе последующего обучения осваивают все стадии PR-работы: сначала в пресс-службах государ­ственных органов, затем — коммерческих организа­ций, и в заключение — в специализированных PR-аген­тствах. Такая практика позволяет обеспечить последовательность и преемственность содержатель­ного и технологического процессов, освоить необхо димый профессиональный инструментарий журнали­ста, рекламиста и пиармена, что в дальнейшем позво­лит нашему выпускнику чувствовать себя уверенно во всех трех функциональных направлениях. Необходи­мость подобной универсальности вызвана особенно­стями российского PR-рынка, и по мере его структу­рирования и более четкой функциональности будут вноситься коррективы в учебный процесс.

Конечно, универсальность не должна уводить нас от основной задачи — подготовки именно специалис­та по связям с общественностью. Поэтому значитель­ное время отводится изучению маркетинговых знаний, основ информационного менеджмента, управления персоналом, культуры делового поведения и общения. Подобный вектор является системообразующим для многих российских образовательных школ.

Остановимся подробнее на том, что еще отличает журфак Санкт-Петербургского госуниверситета. PR— профессия коммуникативная, и базовым теоретичес­ким курсом выступает «Теория коммуникаций», по-разному разработанная в каждом из вузов, ведущих аналогичную образовательную деятельность. Мы изу­чаем историю и культуру коммуникации в различных обществах, сравниваем исследовательские точки зре­ния на модели коммуникации, обращаем особое вни­мание на развитие публичной сферы, пытаемся вы­членить ростки PR и его формализацию на всем пути человеческого развития.

Не видя современного пиармена без достаточных правовых и этических знаний, мы знакомим студен­тов в рамках специальных курсов с современными на­учными представлениями о нравственности, морали и этике. Из обширной сферы права мы выделяем ин­формационное и гражданское право с законами и дру­гими нормативными актами, имеющими непосредственное отношение к регулированию взаимодействия со СМИ, с потребителями рекламной продукции, то­варов и услуг, а также связывающими PR-коммуника­ции с различными группами общественности.

Аналитическим и превентивным по своей сути является профессиональный курс «Актуальные про­блемы связей с общественностью», развивающий стра­тегическое мышление студента, его умение связывать узкопрофессиональные проблемы с общей социальной тематикой. Проблемы демократии, всеобщности пра­ва и реального плюрализма, PR и концепции открыто­го общества, дискурс между паблик рилейшнз, СМИ и общественными группами — это лишь немногие из вопросов, которые усиливают научный, исследователь­ский компонент образования. Последнее мы считаем очень важным в подготовке современных специали­стов по связям с общественностью. Логика универси­тетского образования предполагает привлечение сту­дентов как к научным, так и к конкретным практиче­ским исследованиям, находящим реализацию уже в первых курсовых работах. Тематика исследований очень широка, и, по нашему правилу, она охватывает все три коммуникационные сферы: журналистику, рек­ламу и PR. Предлагаемые темы дипломных и курсо­вых работ, например: «Особенности взаимоотношений с обществом и СМИ мультинациональных компаний (на примере деятельности компании «Кока-Кола» на российском рынке)», «Использование эксперименталь­ной психологии при производстве рекламы», «Специ­фика современной социальной рекламы в России», «Формирование имиджа коммерческой радиостанции США и России», «Опыт политической рекламы США в российских предвыборных кампаниях: задачи, ме­тоды, средства, перспективы развития», «Меценатство и спонсорство в России как один из институтов PR»,

Паблик рилейшнз в системе социального управления

«Политическая реклама и PR в России: становление, формы, современное состояние» и др., — требуя тео­ретических знаний и исследовательских навыков, пред­полагают обязательное знакомство с практикой рекла­мы и PR в России и за рубежом и ролью СМИ в этих процессах.

Мы стараемся добиться исследовательской про­дуктивности студентов, включая их в научно-обмен­ную деятельность. Они становятся равноправными участниками научно-практических семинаров и кон­ференций, авторами научных сообщений в факультет­ских изданиях «PR-диалог» и «Невский наблюдатель», сборниках статей и тезисов. Кафедра проводит еже­годные семинары под названием «Реклама и паблик рилейшнз: рынок идей и предложений», ее сотрудни­ки, студенты и аспиранты принимают участие в ана­логичных встречах на родственных кафедрах Эле­ктротехнического университета и Университета теле­коммуникаций.

Новая образовательная программа «Связи с обще­ственностью» продолжает традиции «исследовательского университета», характерные для петербургской универ­ситетской школы в целом. Развитие аналитической, ис­следовательской культуры будущего специалиста по свя­зям с общественностью, безусловно, поможет ему реализовать одну из основных профессиональных фун­кций — функцию консультирования.

Возможность более узкой специализации наши студенты получают на третьем курсе. К сожалению, в государственном стандарте до сих пор не прописана номенклатура признанных специализаций. Мнения специалистов на этот счет очень различны: от призна­ния специализации бизнес-коммуникатора до инфор­мационного аудита. Факультет журналистики СПбГУ предлагает своим студентам специализации, четко оформленные в реальной практике: пресс-секретарь и рекламист. В ходе лекций, практических занятий и внутрисеместровой практики студенты осваивают во­просы, связанные с кругом обязанностей и полномо­чий рекламиста и пресс-секретаря, с их значением в структуре различных организаций, знакомятся с пси­хологическими особенностями конкретной коммуни­кативной деятельности, формами общения с аудито­рией, профессиональными жанрами, правилами делового общения и поведения, экономикой деятель­ности и т.д.

Сравнение форм и содержания подготовки специ­алистов по связям с общественностью, реализуемой на факультетах журналистики иных вузов России, вы­являет общность и различие в подходе к обучению этой специальности. Так, по свидетельству декана факуль­тета журналистики Воронежского государственного университета, заведующего кафедрой средств массо­вой коммуникации и рекламы В.Тулупова, концепция подготовки специалистов в области рекламы и PR на факультете заключается в следующем. Все выпускни­ки получают образование по специальности «Жур­налистика», однако специализация начинается уже с 1-го курса, включает в себя два потока дисциплин, ориентированных на подготовку и редакторов рекла­мы, и пиарменов, отвечающих за связь с прессой. Все студенты углубленно изучают иностранный язык, а также получают основы знаний по маркетингу и ме­неджменту рекламы и организации PR-мероприятий. «Таким образом, — считает В.Тулупов, — отдельный учебный план названной специализации предполага­ет тех, кто создает информационные продукты, будь то редакционная статья, информационное письмо, предназначенное для печати, или рекламное объявле­ние, доведенное до уровня оригинал-макета»55.

При различиях в учебных планах двух факульте­тов журналистики следует отметить их содержатель­ную (определяемую единством профессиональной ори­ентации) и стратегическую общность в подготовке специалистов по связям с общественностью. Так, стра­тегия обучения на факультете журналистики ВГУ обо­сновывается В. Тулуповым тем, что, во-первых, «все эти профессии (PR, реклама, журналистика. —М.Ш.) свя­заны с массовой коммуникацией. Во-вторых, каждая из трех областей формирует общественное мнение. В-третьих, их объединяет информация, слово»56.

Сбалансированность обучения — важнейший залог его эффективности. Под балансом в любой образователь­ной деятельности понимается высокая степень сочетае­мости сущностных, содержательных характеристик и их количественного выражения. Речь идет о соотношении теории и практики, «удельном весе» общеобразователь­ных и специальных дисциплин, включении в преподава­тельский процесс практиков рекламы и PR. По нашему убеждению, сбалансированность обучения достигается равномерностью (1:1) включения общеобразовательных и профессиональных дисциплин в учебный план и пре­имущественным (1:3) соотношением практических ауди­торных и внеаудиторных форм над лекционными. По­добный опыт накоплен нами в ходе подготовки специалистов масс-медиа, где практический, ремеслен­ный компонент очень высок. Практические занятия дают возможность усилить индивидуальную работу со студен­том, реализовать его личностные, психологические ка­чества, научить работать в коллективе, ибо последнее является обязательным условием любого творческого процесса. Небольшой численный состав групп -— 10-12 человек — создает имитацию реального трудового кол­лектива, что позволяет преподавателю распределить ролевые функции, научить будущих пиарменов взаимозаменяемое™, правилам коллективного подчинения, меха­низмам достижения компромисса и согласия. Способ­ность к диалогу, умение вести его в различных режимах могут быть развиты и в определенных тренинговых си­туациях, инспирированных событиях. Тренинг, как об­разовательный элемент, играет существенную роль в под­готовке пиармена. Чаще всего он основан на формализации в аудитории конкретного пиаровского мероприятия, или задания с последующим разбором и анализом результатов, или отдельных фрагментов про­фессиональной деятельности. Преподаватели кафедры продумали и другой эксперимент — провести объеди­ненные занятия студентов двух вузов — СПбГУ и Уни­верситета телекоммуникаций, — предоставив право сту­дентам организовать любые специальные мероприятия. Выбор пал на пресс-конференцию, наиболее распро­страненный PR-жанр. Была обозначена тема, распреде­лены ролевые функции, занятие проходило в форме со­ревнования команд с обязательным равным участием обеих групп, в заключение—подведены итоги. В резуль­тате студенты познакомились с профессиональными на­выками друг друга, увидели сильные и слабые стороны собственного образования, единство и различие в пони­мании одного и того же предмета. Подобные занятия тре­буют большой организационной подготовки, но облада­ют высокой обменной продуктивностью, усиливают суммарный образовательный итог.

Глубокий смысл обучению, особенно творческим профессиям, придает обязательное участие в нем пре­подавателей-практиков. Как правило, привлечение практических специалистов связано с трудностями двух порядков. Во-первых, специалист должен рабо­тать в структуре, имеющей высокую цеховую и обще­ственную репутацию, так как студенту нужно полу­чить от своего преподавателя знания, соответствующиеего общетеоретической университетской подготовке. Во-вторых, педагоги-практики не всегда обладают до­статочным методическим опытом и культурой ведения занятий, поэтому обязательным условием должно быть включение их в методическую работу кафедры, зна­комство с правилами и нормами преподавания57. Это позволяет добиться однородности учебного процесса для всех студентов независимо от личных особенно­стей педагога, но не исключает авторского оттенка в общении со студентами.

На кафедре общественных связей и рекламы фа­культета журналистики СПбГУ к преподаванию при­влечены руководители крупнейших PR-структур горо­да: управлений и комитетов Администрации города и Правительства области, Законодательного Собрания, банков, промышленных предприятий, средств массо­вой информации, общественных организаций и твор­ческих союзов. В соответствующих структурах вме­сте с преподавателем студенты проходят и внутрисеместровую практику, тем самым получая перспективу сотрудничества после окончания учебы. Сочетание теоретического и практического аспек­тов, включение в образовательный процесс специа­листов-практиков помогает избежать довольно часто­го со стороны последних обвинения в адрес многих вузов — обвинения в неком изоляционизме, отстра­ненности от жизненных реалий. Мол, вы готовите об­разованного, начитанного, но неприспособленного вы­пускника, который, к тому же, незнаком с технологической стороной профессии. Подобное мне­ние очень распространено и в журналистской среде, в сфере паблик рилейшнз оно крепнет и в силу отсут­ствия у пиарменов специального диплома. Именно по­этому привлечение практиков делает их зависимость от конечного результата более высокой и ощутимой, а их практическая интуиция и опыт позволяют значи­тельно коррелировать учебный процесс, интенсивнее адаптировать его к внешней профессиональной среде.

Важнейшей составляющей паблик рилейшнз яв­ляется формирование принципов корпоративной эти­ки и культуры, внутрифирменных отношений. Поэто­му мы с первого дня обучения пытаемся привлечь наших юных пиарменов к решению их профессиональ­ной задачи уже в стенах факультета. По традиции пер­вокурсники работают в общественной приемной ко­миссии, готовят первые пиаровские мероприятия, такие как Дни открытых дверей, презентации факуль­тета в школах города, пишут рекламные листовки и информационные пресс-релизы. А далее студенты ста­новятся организаторами всех специальных событий: конкурсов, вечеров по итогам производственной прак­тики, конференций, семинаров, юбилеев и т.п. Все это дает им реальное представление о традициях корпо­рации, принципах их формирования, создания репу­тации и паблисити. В 1998/99 году Санкт-Петербург­ский государственный университет праздновал свой 275-летний юбилей. Силами студентов факультета журналистики был создан пресс-центр, а итогом его работы явилось более 600 публикаций в центральных, зарубежных и петербургских СМИ, рассказывающих об истории старейшего вуза, его людях, вкладе в ми­ровую и отечественную науку, культуру и образование.

Подобные факты демонстрируют открытость об­разования, его включенность в общеуниверситетский и городской процесс. Идеологией нашей подготовки стала и открытость обучения для наших зарубежных коллег, заинтересованных в передаче опыта и знаний.

Одной из своих главных задач преподаватели уни­верситетской кафедры считают обеспечение учебного процесса доступной, адаптированной к действитель ности, современной литературой. Принцип обеспече­ния очень прост: каждый профильный курс должен сопровождаться соответствующим учебно-методичес­ким пособием или брошюрой, раскрывающими кон­кретную предметную область, понятийный аппарат, анализ практики и др. Подобная работа уже началась, в свет вышли пособия «Реклама в стране и за рубе­жом», «Реклама на рынке массовой информации», «Реклама и связи с общественностью: теория и мето­дика профессионального творчества»58. Наличие по­добных исследований формирует собственную науч­ную школу и образовательную модель.

Востребованность в PR-специалистах заставляет нас помимо основных образовательных форм предла­гать различные формы дополнительной подготовки. К наиболее развитым из них относятся спецфакультет (второе высшее образование) и различного рода семи­нары и курсы. Это дает преподавателям возможность апробировать учебные программы в различных ауди­ториях, варьировать основную образовательную мо­дель, заполнять конъюнктурные лакуны, динамично реагировать на профессиональные запросы. Важный системообразующий признак — включенность факуль­тета в общероссийские проекты, участие в професси­ональных встречах и членство в корпоративных объе­динениях. Факультет является членом Российской ассоциации по связям с общественностью, наши пре­подаватели и студенты участвуют во всех мероприя­тиях Санкт-Петербургской ассоциации работников пресс-служб и служб паблик рилейшнз, в традицион­ных городских и российских конференциях и семина­рах, таких как «Дни PR в Москве» и др.

3.2.4. Получив представление о четырех основных образовательных моделях подготовки специалистов по связям с общественностью, сложившихся в Петербурге, мы можем сказать, что каждая из них имеет право на существование. Их целесообразность подтвержде­на практическими результатами труда студентов и вы­пускников вузов. Несмотря на претензии российских PR-профессионалов, мы не можем не отдать должное российскому высшему образованию. Являясь одной из самых консервативных сфер общественной жизни, об­разовательные структуры очень быстро отреагирова­ли на растущую потребность в PR-специалистах, ме­тодом проб и ошибок формируют целый пакет предложений для желающих посвятить себя связям с общественностью. И все это происходит на фоне не­достаточно развитой инфраструктуры PR.

Однако будет справедливым заметить, что, несмот­ря на уже приобретенный опыт, пока еще нет четкого представления об унифицированной, базовой, отражаю­щей теоретическую и практическую суть PR образова­тельной модели, которая могла бы лечь в основу вузов­ского учебного процесса. Мы возьмем на себя смелость предложить проект такой модели, совместив образова­тельный вектор с необходимыми, на наш взгляд, квали­фикационными характеристиками выпускника.

Основаниями для создания такой модели явля­ются анализ мирового и отечественного опыта по­строения программ подготовки специалистов по свя­зям с общественностью, а также наше понимание PR как социального института и общественной деятель­ности.

Итак, по нашему глубокому убеждению, подготов­ка специалистов по связям с общественностью, спо­собных работать не только на отечественном рынке, но и конкурировать со своими западными коллегами, должна строиться на комплексной гуманитарно ори­ентированной основе. Эту основу определяют следу­ющие составляющие:

Фундаментальность университетского базиса. Сегодня специалистам различных областей ясно, что профессионализм — это широкое и слегка аморфное понятие — все-таки строится на фундаментальных знаниях и определенной гарантией их качества слу­жит университетская «прописка».

Комплексность и мультидисциплинарность, означающая высокую степень равноправия и сочетае­мости различного рода обязательных дисциплин. При­оритетность того или иного предмета может носить лишь дискретный, обоснованный текущей ситуацией или требованиями времени, характер и давать студен­ту возможность выбора и предпочтений.

Гуманитарная ориентированность. Приоритет гуманитарного вектора в подготовке специалистов по связям с общественностью определяется спецификой их профессии, а наличие соответствующих знаний позволит уверенно чувствовать себя в различных куль­турных пространствах.

Инновационность, адаптивность и модуль­ность. Любая фундаментальность станет бессмыслен­ной, а специалист с высшим образованием выйдет из стен вуза беспомощным теоретиком, если матрица учебного плана не позволяет достаточно быстро адап­тировать его к нуждам практики. Тезис об инновационности оправдан в силу того, что качественное обра­зование, вне зависимости от реальных трудностей, отсутствия отработанных методик, технологической базы и т.п., всегда имеет опережающий характер. Мо­дульность помогает оперативно заместить дисципли­ну или предмет без нарушения общей идеологии об­разования. По нашему мнению, учебный план — это своеобразное строение, в котором замена окон и две­рей не меняет его основного функционального пред­назначения, а лишь оптимально приспосабливает это строение к реальным территориальным и климатиче­ским условиям. Модульность учебного плана позво­ляет вузам в достаточной мере обеспечить ту специ­фику подготовки специалиста, в которой они чувствуют себя наиболее сильными и уверенными.

Технологичность и креативность. Творческий характер профессии заставляет в учебном процессе делать упор на раскрытие индивидуальных способно­стей и талантов студентов. PR-деятельность имеет личностную окраску, а PR-технологии не могут вы­глядеть как прямое, бездумное следование командам руководителя, даже при сильной зависимости и под­чиненности законам корпорации. В реальной жизни специалист по связям с общественностью напоминает штурмана, ведущего корабль по морю, полному рифов и подводных течений, и от него требуется немало про­фессиональной фантазии и неожиданных решений для того, чтобы вести судно по верному пути. Поэтому развитие творческой фантазии и ассоциативного мыш­ления в сочетании со здравым смыслом крайне важно и необходимо.

Исследовательская ориентированность. Иссле­довательский компонент в паблик рилейшнз обеспе­чивает главное качество специалиста по связям с об­щественностью — способность к экспертизе и компетентному консультированию в любом секторе об­щественной жизни: политике, экономике, социальной сфере и т.д. Эта способность обеспечивается лишь при наличии у специалиста исследовательского опыта: умения делать выводы, сопоставляя факты и явления, конструировать прогнозы, предвидеть траекторию раз­вития событий и не меньших, чем у его клиента, зна­ний в обслуживаемой сфере.

Открытость, опора на зарубежный опыт, настро­енность на информационное общество. Вся работа пиармена предполагает максимальную открытость и контактность и возможна только в условиях свобод­ного информационного общества. Любые другие ус­ловия деформируют суть профессии, и вместо связей с общественностью аудитория получит иные модифи­кации. Однако не существует специальных стандар­тов и нормативов, по которым можно определить оптимальное число «чужеземных» предметов или ино­странных лекторов для процесса подготовки специа­листа по связям с общественностью. Каждый вуз дол­жен исходить из своего собственного понимания золотой середины, особенностей специализации сту­дентов, наличия или отсутствия конкретного опыта и знаний у российских коллег.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных