Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческое развитие представлений о культуре.




Культурология сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре, при этом она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.

В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». И действительно, первое значение этого термина это возделывание, обработка, уход. Наиболее же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Однако в этом случае контекст понятия «культура» невольно искажается. Не принимается в расчет одно важное обстоятельство: «культура» ─ это поклонение, почет, культ. И прежде всего это религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов, и здесь культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначали греки при помощи понятия «пайдейя» (pais ─ ребенок).

Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение так и в более широком смысле: образование, образованность, просвещение, культуру.

В эпоху эллинизма, с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности разрушаются идеалы греческой «пайдейи». Падает престиж образованности и познания. Ядро греческой образованности оказывается невостребованным.

Средневековая культура ─ культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной культуры. Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, то средневековая культура осознает себя в постоянном стремлении к самоусовершенствованию и избавлению от греховности.

Единый и вездесущий Бог как сверхъестественная личность создает мир и от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в Боге. Божественная символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена Бога».

Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели (совершенству в какой-либо области, в том числе и этической), оказалось совершенно беспомощным, как только человек увидел, что кроме вещественного телесного мира есть духовный мир.

Культура вновь стала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, от природы не испорченного и дополненного верой. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу. Счастье человека не в познании себя, а в познании Бога. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как постоянное духовное совершенствование.

Новое время (17 ─ 19 вв.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. Понятие культуры перемещается в центр философских интересов.

В эпоху Просвещения формируется «классическая модель культуры», которая позволяет рассматривать культуру как результат развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений (Ж-Ж. Руссо, Дж. Вико, И.Г.Гердер).

Романтикам принадлежит разработка проблемы различия и соотношения различных национальных культур и рассмотрения общечеловеческой культуры как национального целого (Шеллинг).

Немецкая классическая философия. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философии Г.Ф.Гегеля. В трудах Гегеля основные формообразования культуры (религия, искусство, философия, право) предстают закономерными этапами в развитии «духа», «мирового разума». Создается универсальная схема развития «мирового духа», реальными воплощениями которой выступают культуры разных народов.

 

В настоящее время можно выделить шесть сфер употребления термина «культура»:

1) совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни;

2) уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа или класса общества. Уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности;

3) просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

4) разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование, обработка, возделывание;

5) разводимое, культивируемое растение;

6) микроорганизмы (или совокупность микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных