ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Метод законодательства
Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (с) с начала его Пророчества в 610г. н.э. вплоть до времени незадолго до его смерти (632г. н.э.), т.е. в течение приблизительно двадцати трех лет. Различные отрывки Корана ниспосылались в основном для решения проблем, с которыми сталкивались сам Пророк (с) и его последователи в Мекке и Медине. Целый ряд Аятов Корана — это непосредственные ответы на вопросы, поднимавшиеся Мусульманами и немусульманами в эпоху его Пророчества. Многие из этих Аятов начинаются словами: "Они спрашивают тебя о... ". Например:
"Спрашивают они тебя о запретном месяце — сражении в нем. Скажи: "Сражение в нем — великий грех, а отвращение (других) от пути Аллаха, неверие в Него и запретную мечеть и изгнание оттуда ее обитателей — еще больше пред Аллахом... ""
(Коран: Сура 2, Аят 217)
"Они спрашивают тебя о вине и майсире. Скажи: "В них обоих — великий грех и некая польза для людей, но грех их — больше пользы... ""
(Коран: Сура 2, Аят 219)
"Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Это боль и поллюция". Отдаляйтесь же от женщин при менструациях..." (Коран: Сура 2, Аят 222)
Многие другие Аяты были ниспосланы по случаю конкретных событий или происшествий, имевших место при жизни Пророка (с). Один из примеров тому — случай с Хилялем Ибн Умайей, явившимся к Пророку (с) и обвинившим свою жену в супружеской измене с другим сподвижником Пророка (с). Пророк (с) сказал: "Либо ты приведешь доказательство (т.е. трех других свидетелей) либо получишь установленное наказание (восемьдесят плетей) на свою спину". Хиляль сказал: "О Посланник Аллаха! Если бы кто из нас увидел мужчину сверху своей жены, неужто бы он отправился искать свидетеля?" Однако Пророк (с) повторил свое требование доказательства. Затем явился Ангел Джибриилиь (Гавриил) и Пророку (с) был ниспослан следующий Аят:(этот рассказ приводит АльБухари (см. "Сахих АльБухари", на арабском и английском языках, т. 6, стр. 245—246, № 271))
"А те, которые бросают обвинение в своих жен, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них — четыре свидетельства Аллахом, что он правдив, а пятое, — что проклятие на нем, если он лжец. И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым, — что гнев Аллаха на ней, если он правдив"(Коран: Сура 24, аяты 6—9)
Подобное происходило и с Исламским правом, отраженным в Сунне. Значительная часть его явилась на свет или как результат ответов на вопросы, или представляла собой высказывания, сделанные в моменты, когда происходили те или иные конкретные события. Например, както раз один из сподвижников Пророка (с) спросил его: "О Посланник Аллаха! Мы плаваем под парусами по морям, а если мы будем совершать Ууду (омовения) имеющейся у нас пресной водой, мы будем испытывать жажду. Можем ли мы совершать Ууду морской водой?" Он ответил: "Его вода чиста и его мертвые (морские существа) Халяль (разрешены для употребления в пищу)".
(хадис приводят АтТирмизи, АнНасайи, Ибн Маджа и Абу Дауд ("Сунан Абу Дауд", англ. перевод, стр. 22, № 38), подтверждено на достоверность Аль Албани в его книге "Сахих Сунан Аби Дауд" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 1е издание, 1988), т. 1, стр. 19, № 76))
Мудрость применения этого метода законодательства могла заключаться в том, что необходимо было обеспечить постепенность при внедрении законов Аллаха, поскольку этот подход являлся более приемлемым для арабов, привыкших к полной свободе. Благодаря этому они смогли легче изучить и понять новые законы, поскольку теперь им уже были известны обстоятельства их возникновения и их содержание. Метод постепенности в законодательстве применялся не только в целях формирования единой системы правил, но и для введения в действие целого ряда индивидуальных законов. Ярким примером постепенности при введении таких законов служат правила о Салят (предписанной обязательной молитве). В ранний мекканский период Салят первоначально совершалась дважды в день, один раз утром и один раз ночью.(см."Аль Мадхал", стр. 74—78)
Незадолго до переселения из Мекки в Медину верующим была вменена в обязанность молитва, Салят, пять раз в день. Но в то время каждая Салят состояла только из двух ракятов за исключением Магриб, молитвы, совершаемой после захода солнца, которая включала в себя три ракята. После того, как ранние Мусульмане привыкли к совершению регулярных молитв, количество этих ракятов было увеличено до четырех, кроме молитв Фаджр (ранним утром) и Магриб (после захода солнца).(См. "Сахих Аль Бухари" (на арабском и английском языках), т. 1, стр. 214, № 346.)
Общее содержание Корана
В Мекке Мусульмане были притесняемым меньшинством, а после переселения в Медину они стали правящим большинством. Таким образом, Откровения Корана в течение этих двух периодов имели неповторимые черты, отличавшие их друг от друга.
Мекканский период (610—622гг. н.э.)
Этот период начинается с началом Пророчества Мухаммада (с)в Мекке и заканчивается Хиджрой (переселением) Пророка (с)в Медину. Откровения этого периода главным образом касались закладки идеологических основ Ислама, — Имана (веры), чтобы подготовить первую группу новообращенных для решения трудной задачи — практического установления общественного порядка, предписываемого Исламом. Поэтому основные темы Откровений, полученных в Мекке, отражают те или иные принципы, направленные на обретение и укрепление веры в Аллаха. Эти темы следующие: 1) Таухид (Единственность Бога)
Большинство жителей Мекки верили в Высшее Существо, известное под именем "Аллах" с более древних времен. Однако к этому они произвольно добавили еще ряд "богов", "разделивших" с Аллахом Его могущество или же просто исполнявших роль "посредников". Так что в Откровениях мекканского периода провозглашалась неповторимая Единственность Аллаха, и говорилось, что все "боги", кроме Аллаха, бесполезны.
2) Существование Аллаха
В некоторых из ранних Аятов содержатся логические доводы, доказывающие существование Бога тому небольшому количеству жителей Мекки, которые отвергали этот факт.
3) Грядущая жизнь
Поскольку люди никак не могли знать о Грядущей жизни, в мекканских Откровениях ярко описываются ее чудеса, Рай, а также ее тайны и ужасы Ада.
4) Люди предшествующих эпох
Чтобы предостеречь тех, кто отвергает послание Ислама, а также преподать верующим знание о величии Аллаха, в Аятах мекканского периода часто упоминались исторические примеры более ранних цивилизаций, уничтоженных после того, как они отвергли свои обязательства перед Богом, подобно Адитам и Самудянам.
5) Салят (обязательная пятикратная ежедневная молитва)
Ввиду теснейшей связи между Салят и Таухид, Салят была единственным из столпов Ислама, обретшим силу закона в Мекке, помимо провозглашения веры в Единого Бога (Таухид).
6) Вызов неверующим
Чтобы доказать язычникам Мекки, что Коран исходит от Бога, в некоторых из мекканских Аятов арабам было предложено, чтобы они попытались имитировать стиль Корана или хотя бы одну из его Сур."(См."Аль-Мадхал", стр. 51—55)
Мединский период (622—632гг. н.э.)
Хиджра знаменует собой начало этого периода, а смерть Пророка (с) в 632г. н.э. — его конец. После переселения Пророка (с) в Медину Ислам стал распространяться и укрепляться там. Пророк (с) был назначен правителем, Мусульманское сообщество стало новым государством. Таким образом, Откровения этого периода в первую очередь касались организации Мусульманского государства. Именно в этот период было ниспослано Откровением большинство общественных и экономических законов Шариата. Откровения этого периода также были направлены на укрепление основ Имана и Таухида, установленных еще в мекканский период. Однако большинство из основных тем мединских Откровений касалось законов, необходимых для формирования и развития Исламского государства. Эти темы следующие: 1) Законы
В мединский период были ниспосланы Откровением последние три столпа Ислама, а также запрет на спиртные напитки, свинину и азартные игры. Кроме того, были установлены наказания за внебрачные сексуальные отношения, убийство и воровство.
2) Джихад Откровениями Мекканского периода Мусульманам было запрещено брать в руки оружие
против притеснявших их мекканцев, чтобы тем самым не допустить массовых потерь в своих рядах и развивать терпение. Право на борьбу против врагов и правила ведения войны были ниспосланы Откровением в Медине после того, как численность Мусульман сильно возросла.
3) Люди Писания
В Медине Мусульмане впервые вступили в массовые контакты с Иудеями и Христианами. Поэтому в целом ряде мединских Аятов затронуты вопросы, поднятые евреями для того, чтобы сбить Пророка (с)с толку и дискредитировать Ислам. В этих Аятах также очерчены законы, касающиеся политических союзов с Христианами и Иудеями, а также законы, разрешающие брак с ними.
4) Мунафики (лицемеры)
Впервые со времени начала ниспослания Корана, последнего Откровения от Бога, некоторые люди стали вступать в ряды Ислама, не испытывая искренней веры в него. Некоторые принимали Ислам в стремлении уничтожить его изнутри, поскольку Мусульмане были сильны и они не могли противостоять им открыто, другие же вступали в него и очень скоро покидали его ряды, тем самым стремясь поколебать веру искренних верующих. Поэтому среди мединских Аятов есть такие, которые разоблачают их заговоры и предупреждают о них, а также те, что закладывают основы законодательства в отношении вероотступников. (См. Манна Аль Каттан, "Мабаахис фи Улум аль Куран" (ЭрРияд: Мактаб аль Маариф, 8-е изд., 1981), стр. 63—64, а также "Аль Мадхал", стр. 55—57.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|