Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воплощение в жизнь общественного благосостояния




 

В силу того, что главная цель и суть Ислама — это благо всего человечества, Пророк Мухаммад (с) был универсальным Пророком, посланным ко всем людям и ко всему миру до конца света. Аллах заявил об этом в Коране посредством однозначных терминов несколько раз:

 

"И Мы послали тебя только ко всем людям вестником и увещателем, но большая часть людей не знает"

 

(Коран: Сура 34, Аят 28)

 

"Скажи: "О люди! Я — Посланник Аллаха к вам всем..."" (Коран: Сура 7, Аят 158)

 

Насх (отмена законоположения)

 

Существование принципа аннулирования в Исламском законодательстве является одним из наглядных проявлений Божественного внимания к человеческому благосостоянию. Бог может предписать какой-либо закон, подходящий или удобный для людей на момент введения его в действие, или такой закон, который может служить конкретной узконаправленной цели. Но через некоторое время его "пригодность" может исчезнуть или уже достигнута конкретная цель, ради которой он был введен. При таких обстоятельствах потребность в этом законе отпадает и его действие отменяется. Вот лишь некоторые из многих примеров, которые можно найти и в Коране, и в Сунне.("Аль Мадхал", стр. 89—90)

 

Наследство (Уасийя). В доисламской арабской культуре собственность покойного наследовалась его детьми, а родители имели право наследования лишь в том случае, если делалось соответствующее завещание.(См. "Сахих Аль Бухари" (на арабском и английском


языках), т. 4, стр. 6, № 10) Поэтому на ранних этапах Ислама Аллах вменил в обязанность написание завещания в отношении родителей и родственников, чтобы таким образом показать вновь появившемуся Мусульманскому сообществу важность прав родственников на имущество умерших:

 

"Предписано вам, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, если он оставляет добро, завещание для родителей и близких по обычаю, как обязательство для верующих" (Коран: Сура 2, Аят 180)

 

Однако после того, как это сообщество с готовностью' приняло данное предписание и стало неукоснительно соблюдать его на практике, Аллах заменил его, ниспослав Откровением в Коране четко сформулированную систему законов о наследовании. А Пророк (с) далее подтвердил аннулирование старых законов, заявив следующее: "Воистину Аллах дал каждому, у кого есть право наследования, его собственное право (т.е. его часть наследственных прав), а посему не должно быть завещаниям для наследников".(Сообщено Абу Умамой и собрано Абу Даудом {"Сунан Абу Дауд", англ.

 

перевод, т. 2, стр. 808, № 2864); также собрано АтТирмизи, АнНасайи, Ибн Маджой и Ахмадом и подтверждено на достоверность (Сахих) Аль Албани в его книге "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 2, стр. 218, № 1721.)

 

Длительность периода траура. Период траура вдовы первоначально составлял один год, а ее муж был обязан завещать ей средства к существованию и жилье на весь этот период. В Коране заявлено:

 

"А те из вас, которые упокоятся и оставят жен, то завещание для их жен — пользование до года без понуждения уйти. А если они выйдут, то нет греха на вас в том, что они сделают с собой согласно принятому. Поистине, Аллах — Великий, Мудрый!"

 

(Коран: Сура 2, Аят 240)

 

Затем период ожидания был сокращен до четырех месяцев и десяти дней:

 

"И если кто из вас уйдет из жизни, оставив овдовевших жен, им надлежит срок выжидать по вас четыре месяца и десять дней; когда же истечет назначенный им срок, тогда греха на вас не будет в том, что они поступят с собой в рамках дозволенного. Поистине, Аллах — сведущ в том, что вы делаете!"

 

(Коран: Сура 2, Аят 234)

 

Завещание же было отменено Аятами о наследовании, где оговаривалась конкретная доля наследства для вдовы: одна четверть всего наследуемого имущества, если у нее нет детей, и одна восьмая часть, если у нее есть дети.

 

Внебрачные половые связи. Первоначально наказание за внебрачные половые связи, а также за другие сексуальные преступления, такие например, как мужеложство, состояло в заточении преступника в собственном доме и его наказании таким образом до тех пор, пока он не покается и не изъявит стремления изменить себя:

 

"А те из ваших женщин, которые совершат мерзость, — возьмите в свидетели против них четырех из вас. И если они засвидетельствуют, то держите их в домах, пока не упокоит их смерть или Аллах устроит для них путь. А те двое из вас, которые совершат это, — причините им боль. Если они обратятся и совершат благое, то отвернитесь от них. Поистине, Аллах — приемлющий обращение, Милостивый!"

 

(Коран: Сура 4, Аяты 15—16)


Позднее это правило было аннулировано Кораном через установление конкретного вида наказания, носившего "показательный" характер, т.е. преподающего соответствующий урок всем:

 

"Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний День. И пусть присутствует при их наказании группа верующих"

 

(Коран: Сура 24, Аят 2)

 

Далее, Пророк (с) применил наказание, заключавшееся в забрасывании камнями до смерти лиц, совершивших супружескую измену (Сообщено Убадой Ибн АсСамитом и Ибн Аббасом и собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 3, стр. 91 1, № 4192 и стр. 912, № 4194)), а также установил смертный приговор для гомосексуалистов без конкретизации метода его исполнения.(Сообщено Ибн Аббасом и собрано Абу Даудом {"Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1245, № 447), а также подтверждено на достоверность Аль Албани в "Сахих Сунан Аби Дауд", т. 3, стр. 844, № 3745.)

 

Обзор Аятов Корана об аннулировании некоторых предписаний позволяет увидеть, что законы предшествующего периода могли заменяться на более суровые правила, как это было, например, с законом о внебрачных половых связях, где заточение было заменено наказанием в виде ста ударов палкой либо забрасыванием камнями до смерти; или он мог быть заменен на менее суровый закон, как это было с правилом о продолжительности периода траура для вдов; либо же он мог быть заменен подобным, но более приемлемым законом с точки зрения удобства его применения. Однако надо отметить, что в любом случае аннулировавшийся закон был необходимым для того времени и для тех условий, в которых он был ниспослан Откровением. Когда ситуация менялась, вводился в действие новый закон и таким образом воплощалась в жизнь цель Аллаха, преследовавшаяся предыдущими предписаниями. Если бы не те условия, в которых находилось Мусульманское сообщество раннего периода его существования, то закон, приходивший на смену аннулируемому, вводился бы с самого начала. Возьмем, к примеру, вдову, которая согласно обычаю доисламских арабов должна была соблюдать траур, пребывая в доме своего покойного мужа один год и не имея права выйти замуж. А ведь именно таким и был обычай арабов тех времен — заточать вдов, лишая их возможности вступать в брак на неопределенное время, длившееся от одного года и иногда до конца их жизни. В течение этого периода заточения женщины были обязаны облачаться в самые худшие из имеющихся у них одежд.(Сообщено Зайнаб Бинт Саламой и собрано Аль Бухари ("Сахих Аль-Бухари" на арабском и английском языках, т. 7, стр. 190—192, №251)) Если бы первым Откровением период траура сразу был бы сокращен до четырех

 

месяцев и десяти дней (да еще одновременно с разрешением вдове покидать свой дом по ее желанию), возможно что ранним Мусульманам слишком сложно было бы принять это. Поэтому был установлен один год траура с одновременной отменой заточения, а также обязательства относительно обеспечения средств к существованию вдовы. Вскоре после того, как арабы приняли подобное изменение в законе и привыкли к нему, был ниспослан новый закон, сокращающий период траура.

 

Таким образом, старый закон аннулировался с учетом жизненной среды людей и их благосостояния в эпоху Пророчества, которое завершилось со смертью Пророка (с), ибо после окончания его жизни уже ничто не может быть аннулировано.("Аль Мадхал", стр.

 

90—93)

 

Учет фактора благосостояния людей в законодательном процессе по прошествии эпохи Пророчества подтверждается тем, что Исламские законы вводились в действие по причинам, о многих из которых было ясно заявлено.

 

Вот лишь немногие Аяты или части Аятов Корана, в которых разъясняются цели введения законов:


"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны!"

 

(Коран: Сура 2, Аят 183)

 

"Возьми с имуществ их милостыню, которой ты очистишь и освятишь их... " (Коран: Сура 9, Аят 103)

 

"Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром (азартными играми) и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Удержитесь ли вы?" (Коран: Сура 5, Аят 91)

 

В Хадисах Пророка (с) по правовым аспектам часто упоминается и то соответствующее "рациональное зерно", на котором они основывались. Так, сообщается, что в отношении отмены положения о запрете посещения кладбищ он сказал следующее: "Я ранее запретил вам посещать кладбища, однако мне было дано разрешение посетить могилу своей матери. А посему посещайте их, ибо они напоминают каждому о Грядущей жизни".(Сообщено Абу Хурайрой и Бурайдой и собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 2 стр. 463— 464, № 2130—2131) и АтТирмизи.)

 

Из разъяснения причин введения конкретных законов видно, что наличие или отсутствие этих законов зависит от вызывающих их причин. Если благая цель, ради которой был введен в действие закон, не исчерпана, то и закон не утрачивает силы. Но если она изменилась в силу изменения обстоятельств, закон также должен измениться; в противном случае сила закона не пойдет во благо. Руководствуясь этим принципом, второй Халиф, 'Умар Ибн Аль Хаттаб, в свое время отменил распределение части Закят, предназначенной для поощрения немусульман к принятию Ислама (и даже для поощрения вновь принявших Ислам), то есть той доли Закят, которую на эти цели выделял сам Пророк (с). 'Умар объяснил это тем, что потребность в подобном поощрении существовала в те времена, когда Мусульманская община находилась в стадии формирования и нуждалась в поддержке, а в его время Исламское государство уже успело прочно утвердиться.

 

Учет законодательством человеческих потребностей виден и в "методологии" законодательного процесса. Законы, благо от применения которых не зависит от времени или условий среды, "расшифрованы" Аллахом во всех подробностях. Это, к примеру, законы о религиозных ритуалах, семейные законы — о браке, разводе и наследовании, законы против преступлений, ущерб от которых не изменяется со временем, — таких, как убийство, внебрачные половые связи и прелюбодеяние, воровство и клевета. Что касается тех вещей, польза или ущерб от которых могут изменяться в зависимости от места, то Аллах ко всеобщему благу ниспослал универсальные законы, которые могут воплощаться в жизнь властями в соответствии с человеческими потребностями. Примеры подобного рода

 

— предписания, касающиеся деловых операций и субординации в общественной жизни. Так, Аллах в Коране говорит следующее:

 

"О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас... "

(Коран: Сура 4, Аят 59)

 

Сообщается, что Пророк (с) сказал: "Вели над вами поставят хоть калеку-раба эфиопа и он поведет ваши дела согласно Книге Аллаха, слушайтесь его и подчиняйтесь (его приказам)"(Сообщено Яхьей Ибн Аль Хусейном и собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод, т. 3, стр. 1, № 1021))

 

Аспект законности также присутствует в положении о превосходстве всеобщего,


коллективного блага над личной выгодой, а также о предотвращении ущерба больших масштабов за счет ущерба меньших масштабов (т.е. допустимости меньшего ущерба, если тем самым предотвращается больший ущерб).("Аль Мадхал", стр. 93—95) Яркий пример такого принципа — принятие Исламом практически универсальных обычаев множественных браков (полигинии). Ислам сократил максимальное количество жен до четырех и очертил обязанности всех участников брака. Хотя "общий" муж может оказаться делом болезненным для большинства женщин, необходимость во множественном браке в большинстве обществ подтверждалась разложением и испорченностью в результате его официального запрета светским законодательством. Поэтому ради общего блага как мужчин, так и женщин, Ислам признал полигинию, тем самым утвердив превосходство общественного блага над благом отдельно взятой женщины.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных