ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Особенности восприятияПлан 1. Восприятие как высшая психическая функция 2. Особенности восприятия при речевых нарушениях 3. Диагностика и коррекция восприятия при нарушениях речи
1. Восприятие - отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия. Процесс восприятия тесно связан с процессом научения – приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов. Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией. Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях. Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики. Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях. Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира. Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации). 2. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с ОНР. Исследования слухового восприятияу данной категории - детей выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур. При моторной алалии отмечается диффузность фонематических представлений, нечеткость звукового восприятия и воспроизведения. Н.Н. Трауготт отмечала незначительное снижение тонального слуха при сенсорной алалии, обусловленное специфическим состоянием коры головного мозга. А.П. Воронова указывала, что простое зрительное узнаваниереальных объектов и их изображений не отличалось у детей с нормальным речевым развитием и с ОНР. Однако у последних наблюдались более значительные затруднения при усложнении заданий, заключающихся в постепенном увеличении количества информативных признаков: детям предъявлялись, наряду с реальными, контурные, пунктирные, зашумленные, наложенные изображения. Помимо этого было выявлено увеличение числа ошибок при уменьшении количества информативных признаков предметов. Анализ результатов буквенного гнозиса выявил более глубокие различия между показателями экспериментальной (дети с ОНР) и контрольной групп (дети с нормальным речевым развитием). В отличие от детей контрольной группы, ни один ребенок с ОНР не смог правильно выполнить всю предложенную серию: называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке; нахождение букв предъявляемых зрительно, среди ряда других букв; показ букв по заданному звуку; узнавание букв в условиях зашумления; узнавание букв, изображенных пунктирно, в неправильном положении и т.д. Итак, по мнению А.П. Вороновой, дети с ОНР в большинстве случаев выпускаются из специализированных садов с низким уровнем развития буквенного гнозиса. Только отдельные из них готовы к овладению письмом. Исследование симультанного гнозиса показало, что рассказы большинства дошкольников с нормальным речевым и интеллектуальным развитием полностью соответствовали изображенной ситуации: в них имелись все смысловые звенья, которые воспроизводились в правильной последовательности. Рассказы примерно четверти детей в целом соответствовали изображенной ситуации, отмечались лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев. Анализ результатов, полученных в ходе обработки рассказов, составленных детьми с ОНР, показал совершенно иную картину. Дети воспроизводили отдельные фрагменты ситуации, не устанавливая их взаимоотношений, в связи с этим в рассказах отсутствовала смысловая целостность. Тексты соответствовали изображенной ситуации либо в значительной степени, либо частично, но имели место искажения смысла, пропуск в большей части смыслоразличительных звеньев, не вскрывались временные и причинно-следственные отношения. Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны нарушения оптико-пространственного гнозиса, которые проявляются в ходе рисования, конструирования, начального овладения грамотой. При рисовании (методика Л. Бендер) отмечалось частичное соответствие изображению при наличии отдельных неточностей: вместо точек рисовались кружки, пропускались углы; линии проводились не в том направлении. Допускалось отдельное изображение фигур, явления персеверации и неправильное расположение фигур на листе бумаги. У части детей рисунки не соответствовали предъявленному изображению. У большинства детей отмечаются нарушения лицевого гнозиса, которые проявляются в нарушении опознания реальных лиц и их изображений. Наиболее это выражено при дизартрии и алалии. Итак, при общем недоразвитии речи более элементарные, рано формирующиеся в онтогенезе уровни зрительного восприятия, например, опознание конкретных предметов не страдают. Особенно нарушенными оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это проявляется в трудностях классификации по форме, цвету, величине. При восприятии отмечаются нарушения в выделении существенных признаков и соскальзывание на случайные, незначимые. Нарушения орального и пальцевого стереогноза также отмечаются при системных нарушениях речи. Нарушения орального стереогноза проявляются в нарушении опознания формы предметов, помещенных в рот (методика Р.Л. Рингеля). Нарушения пальцевого стереогноза обнаруживаются в виде нарушения опознания формы предметов без визуального контроля. Особенности перцепции при темпо-ритмических нарушениях речи. При брадилалии отмечается замедленность слухового восприятия при заикании отмечается недоразвитие музыкального, тембрового, звуковысотного и динамического слуха. Отмечается также нарушение фонематического слуха у части заикающихся. При заикании отмечаются нарушения орального и динамического праксиса. Л.Я. Миссуловин (2002) указывает, что нарушения орального праксиса носят преимущественно грубый характер, вплоть до оральной апраксии, а нарушения динамического — умеренный. По данным Г.А. Волковой, патология динамического праксиса может проявляться в виде нарушений переключаемости и координации, а также наличия Особенности перцепции детей с ФФН. Состояние физического слуха при дислалии, как правило, не отличается от нормы, при этом отмечаются особенности речевого (фонематического) слуха. Так, при акустико-фонематической дислалии характерно узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Система фонем редуцирована по своему составу. При сенсорной дислалии возможно нарушение музыкального слуха. При подкорковой дизартрии возможны нарушения слуха по типу нейросенсорной тугоухости (страдает слух на высокие тона). В целом при дизартрии нарушения моторного компонента артикуляции приводят к отклонениям в фонематическом восприятии, что обусловлено недостатком артикуляторного опыта, отсутствием четкого кинестетического образа звука. Нарушения речевого (фонематического) восприятия носят вторичный характер. В отдельных случаях при ринолалии врожденные небные расщелины могут повлиять на снижение слуховой функции. Также отмечаются вторично обусловленные особенности речевого (фонематического) восприятия. Звуковые образы фонем неполноценны, не расчленены вследствие искажения и несформированное фонематической системы языка (Г.В. Чиркина, 1999). При ФФН достаточно часто страдает тактильно-кинестетическое восприятие. Так, при артикуляторно-фонематической дислалии отмечается несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. При артикуляторно-фонетической дислалии наблюдаются неправильно сформированные артикуляторные позиции, которые закрепляются вследствие инертности артикуляционных навыков. При моторной дислалии возможно наличие оральной диспраксии. Тактильно-кинестетические нарушения при дизартрии зависят от ее клинической формы. При стертой псевдобульбарной дизартрии нередко отмечается наличие оральной апраксии (Л.В. Лопатина, 2004), снижение чувствительности вследствие параличей или парезов. При корковой апраксической постдевтральной дизартрии можно отметить наличие апраксии кинестетического типа в виде распада кинестетических обобщенных схем артикуляция шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов. При корковой апраксической премоторной дизартрии отмечается апраксия кинетического типа, которая проявляется в виде распада временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распада артикуляторных действий на составляющие элементы; трудностей переключения с одного элемента на другой, наличием персевераций. Для тяжелой степени дизартрии характерно нарушение пальцевого и орального стереогноза. В исследованиях М. Эдварде (1973) при ринолалии отмечается изменение оральной чувствительности в ротовой полости (оральный астереогноз). Это связано с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей, обусловленных неполноценными условиями грудного вскармливания. Возможно изменение чувствительности мягкого неба по типу гипостезии. 3. Диагностика проводится с учетом принципа единства диагностики и коррекции.
Для выявления нарушений восприятия можно попросить назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить определить их сравнительную величину, описать форму, расположение в пространстве, цвет; то же самое следует проверить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера (заштрихованные или наложенные друг на друга фигуры). Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списывание и письмо под диктовку. Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, — возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов. Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственного слухового анализатора (данные аудиометрии), после чего проводится нейрспсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга. При обследовании необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций. Диагностика собственно слуховой агнозии Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.). Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай звуки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и назвать мне». После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии). Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности. Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один - два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно. Диагностика аритмии У людей с аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из серии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередующихся через разные промежутки времени (или сгруппированных в определенные структуры), по два, три, четыре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма и затем воспроизвести его. Диагностика амузии. Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь просит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой. Диагностика нарушении интонационной стороны речи. Применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытается провести дифференцировку голосов мужчины и женщины. Можно предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный компонент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], которые он должен четко различить и повторить. Диагностика речевой акустической агнозии. Ребенку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фонем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност предлагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их. По данным методики выясняется, что дети, страдающие речевой акустической агнозией, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»). При этом они ощущают какое-то отличие, которое не в состоянии объяснить. Исследование осязания требует активного участия ребенка, что необходимо учитывать как при выборе методики обследования, так и при оценке достоверности полученных данных. По мере утомления увеличивается число ошибок в ответах, в связи с чем не следует проводить обследование дольше нескольких минут. Необходимо убедиться, что ребенок правильно понимает содержание инструкции, и помнить о возможности внушения тех или иных расстройств при использовании наводящих вопросов. Поверхностная чувствительность (болевая) исследуется путем укола иглой. Температурная - с помощью прикосновения пробирок, наполненных горячей и холодной водой. Для определения тактильной чувствительности используется прикосновение ваткой, кисточкой или полоской бумаги. Глубокая чувствительность оценивается по ответам и защитной реакции на интенсивное давление в определенных участках тела (верхний край глазницы, грудина, фаланги и мелкие суставы пальцев). Суставно-мышечное чувство изучается с помощью пассивных движений в различных сегментах тела, направление которых больной должен определить без помощи зрения. Чувство положения — способность пациента определять положение частей своего тела в пространстве и дотрагиваться до них при закрытых глазах. Чувство веса изучается с помощью предметов, одинаковых по форме и величине, но имеющих различный вес. Иногда нарушения чувствительности выявляются только при одновременном нанесении двух раздражителей сходной интенсивности. Обычно используются тактильные и болевые стимулы, которые применяются одновременно на симметричных участках тела справа и слева. В ряде случаев отмечается феномен сенсорного невнимания. Сложные виды чувствительности исследуются после изучения простых видов. Стереогностическое чувство (способность на ощупь узнавать знакомые предметы) исследуется при закрытых глазах пациента: он должен узнавать предметы, которые вкладывают ему в руку (ручку, ложку, часы). Двухмерно-пространственное чувство определяется путем рисования на коже пациента цифр или фигур, которые он должен назвать с закрытыми глазами. Дискриминационная чувствительность исследуется с помощью раздвижного циркуля Вебера. Способность к раздельному восприятию двух одновременно наносимых раздражителей на разных участках тела колеблется от 0,2 до 6 см. Исследуется также способность к локализации раздражения и определению направления смещения кожной складки — кинестетическая чувствительность. Выявленные расстройства целесообразно фиксировать на специальных рисунках тела, где отмечаются характер и распространенность изменений чувствительности. Исследование соматосенсорного гнозиса у детей включает изучение простых и сложных форм чувствительности с применением специальных проб. Проводятся пробы на локализацию прикосновения: предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке. Исследуется возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка. Осуществляется оценка сохранности стереотактического чувства — при закрытых глазах ребенка вкладывается в руку предмет (мяч, кубик, совок — для дошкольного возраста; карандаш, линейка, ключ, часы — для школьного возраста). Испытуемый должен на ощупь узнать его. При проведении нейропсихологического исследования осуществляется анализ соматосенсорного гнозиса. Могут быть жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушение схемы тела и пр. В ходе исследования проводятся следующие пробы: — на локализацию прикосновений (на одной руке, на двух, на лице); — на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два); — кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке), чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на коже); — перенос позы (положение руки и кисти) с одной руки на другую с закрытыми глазами; — определение правой и левой стороны у себя и напротив сидящего человека; — называние пальцев рук; — узнавание объектов (ключ, расческа и т.п.) на ощупь правой, а затем левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и т.д.). Основная цель коррекции сенсорной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Можно выделить следующие элементы перцептивного обследующего действия: • восприятие целостного образа предмета; • вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т.д.); • определение пространственного положения предмета и Задачи работы по формированию, развитию, обогащению и коррекции восприятия: • формировать сенсорные эталоны как устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами и т.п.; развивать действия идентификации; • обучать способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет и величину и выполнять все более сложные глазомерные действия; развивать действия отнесения предмета к эталону; • развивать аналитическое внимание, умение разбираться Для развития сенсорной сферы используются разнообразные приемы. Приемы развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя следующие направления: • различение на слух неречевых шумов; • определение направления шума; • идентификация определенного шума с определенной ситуацией. Из приемов развития зрительного восприятия используются такие, как быстрое (в доли секунды) опознание предмета или предметной картинки, синтез предметов из отдельных частей, зрительное соотнесение части и целого, опознание предмета в условиях зашумления, прослеживание глазом направления линии, мгновенное опознание буквы, конструирование букв из элементов, трансформация букв, группировка букв на основе сходства первого элемента. Приемы развития тактильного восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя узнавание предмета по контуру на ощупь, различение на ощупь предметов на основе обнаружения дополнительных признаков, развитие «текстурной» чувствительности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|