ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук цЦель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. Ход занятия Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звуки с, сь – з, зь. "Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с.) "А недавно две газели позвонили и запели" (Корней Чуковский "Телефон"), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?" (Звук з.) Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух. Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них. Два конца, два кольца, Посередине гвоздик. (Ножницы) После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц, произносит слова: кольца, концы, ножницы. "Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки: "Ц-ц-ц-ц" (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят: "Цып-цып-цып". И насыплем им зернышек. Пусть клюют. Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? "Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап ". Что сказала кошка? Скажите ей: "Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!" (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки: А мышонок вымыл рыльце Без водицы и без мыльца. Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?" (Самуил Маршак. "Сказка об умном мышонке".) Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц. Затем педагог предлагает поиграть. "Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка ". (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.) Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли. "В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки", – завершает занятие воспитатель. Примечание. В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака): Знаешь буквы А, Бе, Це? Сидит кошка на крыльце, Шьет штанишки мужу, Чтоб не мерз он в стужу. Когда дети запомнят стихотворение, можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения. Для индивидуальной работы с детьми можно использовать: • скороговорку: "Из соседнего колодца целый день водица льется"; • загадки: Девица в темнице, А коса на улице. (Морковь) Не зверь, не птица, И нос, как спица. (Комар) • страницу из рабочей тетради "Уроки грамоты для малышей. Средняя группа" (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук ц "). Детям, которые нечетко произносят звук ц, можно предложить проговаривать звуки т и с сначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|