ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Спорт, его роль и организация в обществеМИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Медицинский институт Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий
Э.М. ПОПОВ Доцент Тульского государственного университета
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине
Теория и методика избранного вида спорта
Направление подготовки: 034300.62 «Физическая культура» Квалификация выпускника: «Бакалавр» Форма обучения: очная ТУЛА 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры физкультурно-оздоровительных технологий факультета Физической культуры, спорта и туризма
протокол № ___ от «___» 20___ г.
Зав. кафедрой Е.В. Белых
Содержание
Введение. 6 Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта. 10 Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта». 10 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе. 10 1.2 Типы и виды спорта. 13 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов. 15 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков. 20 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера. 22 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях 25 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности. 29 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности 30 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка. 33 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности. 34 Контрольные вопросы и задания. 35 Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка. 35 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований 35 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки. 37 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов……………………………………………………………………....38 Контрольные вопросы и задания. 42 Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте. 43 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью.. 43 3.2 Техническая подготовка. 46 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы.. 48 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы.. 56 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы.. 58 3.6 Теоретическая подготовка. 60 Контрольные вопросы и задания. 61 Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте. 62 4.1 Утомление и восстановление. 62 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление. 64 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления. 66 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности. 76 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства. 83 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки. 86 Контрольные вопросы и задания. 88 Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 89 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки. 89 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки. 91 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов. 95 5.4 Подготовка спортивных резервов. 97 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта. 99 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе. 101 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. 102 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха. 105 Контрольные вопросы и задания. 107 Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта. 108 Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 108 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта. 108 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики. 112 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований 116 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов. 132 6.5 Комплексный контроль в волейболе. 151 6.6 Организация и проведение соревнований. 153 Контрольные вопросы и задания. 159 Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений. 160 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений. 160 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям. 175 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов. 181 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов. 182 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике. 193 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов. 196 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы.. 198 Контрольные вопросы и задания. 201 Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 201 8.1 Характеристика спортивной гимнастики. 201 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики. 205 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики………………………………………………………………………210 8.4 Управление процессом подготовки. 219 8.5 Комплексный контроль в гимнастике. 226 8.6 Организация и проведение соревнований. 228 Контрольные вопросы и задания. 234 Раздел 9. Виды лыжного спорта. 235 9.1 Характеристика лыжного спорта. 235 9.2 Способы передвижения на лыжах. 238 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки) 243 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте. 245 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках. 249 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж…………………………………………………………………………........251 Контрольные вопросы и задания. 253
Введение
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура» область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство. Выпускник должен быть хорошо подготовлен к выполнению преподавательской, научно-методической, физкультурно-спортивной, управленческой, воспитательной, социально-педагогической, оздоровительно-рекреативной, коррекционно-развивающей, культурно-просветительской работы. Для достижения должного уровня профессиональной готовности выпускника в ГОС ВПО определены «требования к уровню подготовки», которые служат своего рода критериями эффективности профессиональной подготовки студентов. В требованиях четко просматривается целевая установка на освоение профессиональной деятельности как целостного явления. Обеспечить это должно преподавание дисциплин учебного плана, среди которых важная роль принадлежит дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта» (ТиМИВС). В ее названии отражены как включенность специальности «Физическая культура» в систему педагогических специальностей с соответствующим использованием педагогической технологии, так и положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статьи 2, 5, 8, 11). Дисциплина ТиМИВС в сочетании с другими дисциплинами предметного цикла, прежде всего с теорией и методикой физического воспитания и спорта (ТМФВС), направлена на решение важнейшей задачи — формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Путь к этому лежит через интеграцию профильных дисциплин, и ведущее место в данном процессе принадлежит ТМФВС и ТиМИВС. Эти дисциплины призваны обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста и привить студентам навыки практической реализации основных теоретических положений. Содержание ТиМИВС взаимосвязано с ТМФВС на основе реализации общих положений через специфику отдельного вида спорта, а также соотнесено с той спортивно-педагогической дисциплиной, на базе которой ТиМИВС проводится. Это значит, что все формы занятий по содержанию должны отражать особенности избранного вида спорта, развивая, конкретизируя на его предметной основе положения ТМФВС. Кроме того, необходимо опираться на другие межпредметные связи. Дисциплина ТиМИВС предусматривает решение двух задач. Первая задача — раскрыть технологию труда преподавателя физической культуры и тренера по виду спорта; вторая — сформировать у студентов — будущих преподавателей физической культуры и спорта основы техники в избранном виде спорта, обеспечить достаточный уровень спортивной подготовленности. Курс состоит из двух частей. Первая часть посвящена общим вопросам теории и методики ТиМИВС. Показано место ТиМИВС в системе высшего профессионального физкультурного образования, дается характеристика спорта и спортивной подготовки как основы содержания ТиМИВС, особенностей обучения спортсменов различного возраста и тренированности. Во второй части рассматриваются вопросы практической реализации общих положений теории и методики избранного вида спорта на предметной основе физкультурно-спортивных видов (спортивные игры, гимнастические и легкоатлетические виды, виды лыжного спорта). Успешность работы педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессио-нальной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе. Профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ставит и т.д., а также какие технологии и средства применяет человек для достижения поставленных целей. Важно отметить, что обучение в вузе обеспечивает определенный уровень профессиональной готовности выпускника, и чем выше этот уровень, тем больше оснований к тому, что становление профессионализма будет более успешным, так как профессионалом человек становится только в процессе профессиональной деятельности. В ГОС ВПО по специальности 034300 — «Физическая культура» представлены требования к уровню подготовки выпускника. Применительно к дисциплине ТиМИВС они следующие: Выпускник должен: знать дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте; знать анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педаго-гические основы физического воспитания и спорта; знать методы и систему организации комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке; уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания различных групп населения, подготовки спортсменов различного возраста и квалификации; уметь планировать и проводить основные виды физкультурно-спортивных занятий с детьми школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных особенностей; уметь оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий; уметь планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь; уметь осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц различного возраста; уметь в процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми по отношению к полученному в вузе образованию видами физкультурно-спортивной деятельности; уметь применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий; уметь применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; уметь оказать первую помощь при травмах в процессе физкультурно-спортивных занятий; уметь определять причины ошибок и находить методику их устранения в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств. владеть методикой физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения; владеть технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий; владеть техникой речи («профессиональным языком») в процессе физкультурно-спортивных занятий, владеть навыками общения, воспита-тельной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать различные положения; владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий; владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности, регулярного выполнения физических упражнений, использования гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых; Социальный заказ и модель специалиста определяют структуру и содержание процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре, тренеров по спорту на факультетах физической культуры, набор дисциплин учебного плана, содержание учебных программ по этим дисциплинам, всю «технологическую линию» профессиональной подготовки. Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предопределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающийся спортсмен необязательно станет выдающимся тренером, если займется тренерской деятельностью. Дело в том, что у спортсмена свои основы высочайшего профессионализма, у тренера — свои. В равной степени это можно отнести и к профессии педагога по физической культуре, где есть своя специфика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может успешно работать преподавателем физической культуры в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры сможет успешно работать тренером по отдельному виду спорта. Центральное место в учебном плане подготовки педагога по физической культуре занимают дисциплины предметной подготовки, от качества освоения которых существенно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет объединение этих дисциплин в систему с ориентацией на целостную профессиональную деятельность. Каждая отдельная дисциплина и весь цикл базовых и новых физкультурно-спортивных дисциплин должны выступать в качестве средства достижения определенной цели, вооружить студентов теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области физического воспитания и спорта, чтобы в будущем обеспечить успешность их профессиональной деятельности в целом.
Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
Спорт, его роль и организация в обществе
Спорт — это исторически сложившаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования, а «продуктом» этой деятельности являются победители, спортивные результаты и достижения. Отсюда основные понятия: «спортивная деятельность», «соревновательная деятельность». Спорт входит в структуру современного общества, его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: международные объединения по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта об-суждаются в ООН, парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне. В спортивной деятельности выделяют базовую часть (соревнования) и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Соревнование задает цели, обеспечивает целостную деятельность служб. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют следующие части: спортивные соревнования и обеспечение их функционирования (правила, положения, календари соревнований, судьи, организаторы); тренировка; отбор спортсменов и подготовка резервов; научное и методическое обеспечение; подготовка специальных кадров; материально-техническое обеспечение; организация и управление процессом функционирования соревнования и служб по его обеспечению. Общественная роль спорта обусловливает многочисленность его функций. Соревновательная функция как ведущая влечет за собой регистрацию спортивных результатов, выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, ранжирование мест участников, коллективов, позволяет определить уровень спортивной подготовленности, предлагает разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности, выявление резервных возможностей человека в экстремальных условиях, установление связи с другими видами деятельности в обществе. Воспитательная функция обеспечивает, с одной стороны, повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов (собственно для спорта), с другой — способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Воздействие спорта может давать как положительный, так и отрицательный эффект. Направленность воспитательного воздействия спорта зависит, прежде всего, от социально-экономического развития общества, его социальной структуры. В нашей стране работа со спортсменами строится на основных положениях концепции гармоничного развития личности. Функция повышения физической активности способствует подготовке к социально значимым видам деятельности и призвана содействовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подготовке подрастающего поколения к трудовой и другим видам деятельности; повышение физической активности — это укрепление здоровья людей, обеспечение активного отдыха, формирование здорового стиля жизни, эстетических взглядов, вкусов в области физической активности (рекреационно-оздоровительные аспекты). Познавательная функция предполагает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях, открывает широкие возможности для развития познавательных способностей человека. Функция укрепления мира, улучшения взаимопонимания между странами и народами хорошо выражена П. Кубертеном в его оде спорту: «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. О спорт! Ты — мир!» Зрелищная функция удовлетворяет стремление огромного количества людей посмотреть спортивные соревнования, показательные выступления ведущих спортсменов и т. п. В задачи этой функции входит вовлечение людей в спортивные зрелища, проведение просветительной работы в области спорта, привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение занятий спортом в образ жизни людей, использование спортивных зрелищ в интересах общества. Экономическая функция заключается в обеспечении финансовыми средствами развития спорта внутри страны и установлении внешнеэкономических связей. В нашей стране источниками средств служат доходы от спортивных лотерей, проведения спортивных мероприятий, от промышленной, издательской, научной деятельности, рекламных услуг, выезда спортсменов, тренеров, специалистов по спорту за границу в коммерческих целях, привлечения крупных зарубежных фирм в качестве спонсоров. В последние годы наблюдается тенденция развития профессионально-коммерческого спорта, основанного на законах бизнеса. Функция поднятия престижа заключается в том, что успехи в развитии спорта используются для повышения престижа страны, региона, города, клуба. Все функции спорта указывают на его направленность на благо человека и человечества. Об этом надо помнить всегда, в противном случае возможны негативные явления, чуждые истинному предназначению спорта. Организация спорта осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях. На международном уровне насчитывается более 40 физкультурно-спортивных объединений, в том числе: Комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО; Международный совет физического воспитания и спорта; Международный олимпийский комитет и олимпийский конгресс (высший орган олимпийского движения, проводится раз в 4 года); Ассамблея национальных олимпийских комитетов; Генеральная ассоциация международных спортивных федераций; Трехсторонняя комиссия из представителей МОК, АНОК, ГАИСФ; международные объединения по видам спорта (их около 160); международные объединения по научным исследованиям в спорте и др. На уровне региональных объединений — Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы; Высший совет спорта Африки; Спортивная организация стран Центральной Америки и Карибского моря; Федерация азиатских игр и др. Важными организующими факторами в спорте являются правила, положения, календари соревнований и классификационные системы. Правила соревнований — документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы, способы фиксирования результата, определения победителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение. Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревнований, место и срок их проведения, характер руководства соревнованиями, требования к участникам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы документов и сроки их представления и др. Изменяя содержание положений, можно также влиять на различные стороны спорта. Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, месту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и пр. Связь календарей всех видов соревнований — от соревнований международного уровня до соревнований в организации — является важным условием эффективности всей системы соревнований. Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спортсменам спортивных разрядов и званий. В нашей стране существует Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Она утверждается на 4 года (олимпийский цикл). Есть международные классификации (система А. Эло в шахматах, система данов в дзюдо, система поясов в каратэ). С помощью этих систем оцениваются подготовленность спортсменов различных регионов, организаций и ведомств, развитие видов спорта и т.д. Такие системы стимулируют спортсменов и тренеров в стремлении повысить уровень мастерства.
Типы и виды спорта
Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр. В мире сложились следующие типы спорта. Спорт высших достижений. В нем выделяют профессионально-супердостиженческий, некоммерческий и профессионально-коммерческий спорт. Спорт высших достижений некоммерческий базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортивное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зрелищная и воспитательная. В мировом спорте этот тип спорта — стержневой. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спортивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилизацию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Он получает возможность участвовать во всех официальных международных соревнованиях. В зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год соревнований («стартов») от 50 до 100. При этом соревнования обеспечиваются самыми современными спортивными сооружениями и оборудованием, а спортсмены — экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой аппаратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей. Контингент спортсменов формируется в результате специальной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный и многолетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в целом требует больших материальных затрат. В соответствии с правилом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. Специфика спорта высших достижений в современных условиях приводит к профессионализации этого типа спорта, он «приобретает характер профессиональной деятельности». Однако это не означает, что весь спорт высших достижений переходит на рельсы профессионального. Некоммерческий спорт высших достижений, который, несмотря на профессионализацию, остается сферой собственно спортивной деятельности, «принципиально не сводимой к бизнесменским отношениям». Профессионально-коммерческий спорт базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение. На первый план здесь выступают соревновательная, зрелищная, экономическая и престижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы и других источников. Это специфическая социальная деятельность, с помощью которой люди зарабатывают деньги. В капиталистическом обществе профессиональный спорт является зрелищем, по своей популярности не имеющим равных. Зрелище коммерческого конфликта, где элемент условности по сравнению с реальной действительностью сведен к минимуму, отражает жизненные реалии. В данном типе спорта спортивная деятельность для спортсменов является профессией. Их деятельность определена законодатель-но, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения. Массовый спорт. В массовом спорте «общедоступном, ординарном» соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет значение только для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная черта — доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях — участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд. С этой целью развиваются формы спортивной работы, укрепляется материально-техническая база, совершенствуется система подготовки кадров. Проводятся массовые соревнования по бегу, лыжным гонкам, плаванию и т.п. Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и участия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортивные результаты, вовлечение в занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т.д. Детско-юношеский спорт. В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции — соревновательная, воспитательная, повыше-ния физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспита-тельная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т. п. Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием учителей и родителей учащихся и пр.). Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста. Виды спорта. Типы спорта состоят из видов спорта, для которых характерен устойчивый комплекс соревновательных действий и условий соревновательной деятельности. Виды спорта различаются по признаку предметной основы соревновательной деятельности. Каждый вид спорта содержит только ему присущие способы ведения соревновательной борьбы, правила соревнований. Все функции спорта в целом в конечном счете реализуются через конкретные его виды. В процессе исторического развития сформировалось большое разнообразие видов спорта, при этом более 60 из них признаны на международном уровне. В каждой стране культивируются национальные виды спорта, например в нашей стране их более 100. Виды спорта группируются по различным признакам. В целях практической потребности виды спорта объединены в пять групп. В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс и т.д.). Во вторую — виды с действиями по управлению специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта и т.д.). В третью — входят виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (винтовка, лук). Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели и пр.). Пятую группу представляют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шах-маты, шашки).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|