ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управляющее устройство объект управления.В организме человека, например, управление осуществляется Центральной нервной системой, а в роли управляемого объекта может выступать любой орган или система организма. Управляемый и управляющий объекты всегда соединены связями. Прямой называется связь, идущая от управляющего объекта к объекту управления, а обратной — связь, идущая от объекта управления к управляющему устройству или органу. Успешное управление сложными системами возможно лишь при наличии обратных связей. Они позволяют определять состояние объекта управления, в частности сравнивать действительное состояние объекта с должным. Различие между действительными значениями существенных переменных системы и должными называется рассогласованием. При рассогласовании в управление вносят необходимые изменения. Их называют коррекциями. Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным называются контролем. Спортивную тренировку, равно как и физическое воспитание, можно рассматривать как процесс управления. Ограничимся при анализе этого вопроса собственно физическим воспитанием (в узком смысле), не затрагивая проблем умственного, нравственного и эстетического воспитания. Управление в спорте — это планирование и контроль хода трени-ровочного процесса и коррекция его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности. В исследованиях процесса управления в спорте, прежде всего, пытались ответить на вопросы: чем управлять, как управлять и для чего это надо знать? Обобщенные результаты этого научного поиска дают основание сформулировать характерные положения теории управления в спорте: 1. Спортивную тренировку возможно рассматривать как процесс управления. 2. Управление в спорте предусматривает ряд последовательных действий тренера по отношению к объектам управления. В подготовке спортсменов к ним относят выполнение различных упражнений, а также использование некоторых других факторов — внешней среды, специального питания и т.п. Объектом управления выступает иерархия следующих элементов: спортивная техника — комплекс внешних взаимодействий спортсмена; состоя-ние спортсмена — уровень и структура физической подготовленности; двига-тельная нагрузка — специфические двигательные воздействия. Объектом уп-равления является физическое состояние спортсмена, которое определяют: здоровье, соответствие показателей жизнедеятельности норме, степень ус-тойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям, тело-сложение, состояние физиологических функций, в частности двигательной функции, а именно: технической подготовленности; уровня двигательных (физических) качеств. Действие обязательно имеет определенную цель — перевести объект управления в некоторое новое заданное состояние, при котором спортсмен будет готов показать высокие спортивные результаты. Для того чтобы тренировочный процесс был эффективным, проводится предварительная подготовка к нему, которая заключается в создании программы тренировки. Тренер не может непосредственно управлять изменением состояния спортсмена. Это можно сделать только опосредованно. Фактически тренер управляет лишь действиями спортсмена: он задает ему программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения. Действие эффективно, если конечное состояние спортсмена соответствует цели. Поэтому поведение спортсмена можно одновременно рассматривать и как фактор возмущений, препятствующих реализации плана. Тренировочный процесс начинается в соответствии с заранее выработанной программой. Но часто обстоятельства (реакция объекта управления) приводят к тому, что приходится изменять программу в процессе ее осуществления (вносить коррективы в содержание учебно-тренировочного процесса) или в соответствии с обстоятельствами в нужный момент заменять ее новой программой. По сути это и есть управление тренировочным процессом. Эффективное управление заключается в воздействии на управляемый объект таким образом, чтобы он переходил из исходного состояния в заданное на основе выбора из некоторого числа воздействующих факторов. Чрезмерная ограниченность или избыток выбора снижает эффективность процесса управления из-за того, что наиболее эффективные воздействия могут остаться вне поля зрения. Так, одновременное увеличение нагрузки во всех видах подготовки приводит к тому, что на определенном этапе подготовки физические качества вступают в антагонистические отношения. В то же время чрезмерные усилия по развитию одного качества приводят к снижению другого. Требуется оптимальное соотношение в развитии всех качеств. Таким образом, система управления физическим воспитанием может эффективно функционировать только в том случае, если все органы управления обеспечены необходимой и достаточной для принятия решения информацией. При этом важнейшим звеном системы управления, обеспечивающим сбор достоверной информации об управляемом объекте и замыкающим канал обратной связи, является педагогический контроль. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии. То физическое состояние, которого стихийно достигает человек под влиянием условий жизни, обычно далеко от желаемого. Поэтому физическим состоянием человека надо управлять, изменяя его в нужном направлении. Этому служит физическое воспитание с использованием специальных средств (преимущественно физических упражнений). Пример: физическое состояние человека, впервые пришедшего в спортивную секцию, характеризуется невысокими показателями, скажем, силы или гибкости. Построив тренировочный процесс соответствующим образом, можно повысить уровень либо одного из названных качеств, либо обоих вместе, т.е. можно управлять состоянием этого человека. В спортивной тренировке цель такого управления — стойкое улучшение физического состояния, выражающееся в повышении спортивных результатов. Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что мы не можем непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Например, мы не в состоянии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствованно. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности правильной техники движений. Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завершения, называются срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением работоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумулятивным тренировочным эффектом. При правильно построенном процессе тренировки этот эффект выражается в повышении работоспособности и спортивных результатов. Таким образом, в спортивной тренировке имеет место следующая последовательность причин и следствий: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|