Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера




 

В настоящее время личности тренера должно быть уделено пер-востепенное внимание, так как тренер — главная фигура в подготовке спортсмена.

Когда мы говорим о выполнении тренером-преподавателем своих профессиональных обязанностей, то подразумеваем под этим то, что тренер должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками и творческой активностью.

Деятельность тренера носит многогранный характер, и разделение ее на выполнение отдельных функций чисто условно, так как, например, воспитание культуры спортсмена, учебно-тренировочная, организаторская и другие функции трудно отделить друг от друга.

Основной предпосылкой педагогического мастерства тренера является наличие педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие их виды.

Перцептивные способности включают педагогическую наблюю-дательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, значимые для работы с юными спортсменами, за каждым поступком и действием ученика видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индиви­дуальной.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности и коллектива юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.

Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, преодолевать расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совер-шенствовать методы передачи знаний юным спортсменам, проводить занятия творчески.

Экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимы. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеют культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуника-тивность тренера наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов как с юными спортсменами, так и среди них. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т.е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские способности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спортсменов, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых внутри-коллективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать реше­ния и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быст-роты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т.п.).

Академические способности (способности к научным исследо­ваниям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для по­стоянного совершенствования в области психологии и педагоги­ки, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.

Исходя из этой классификации тренер выполняет ряд следующих функций:

Коммуникативные функции. Тренер должен знать своих воспитанников, их познавательные интересы, их способности, темперамент, отношение родителей к занятиям спортом их детей; уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить специальные беседы о моральном облике спортсмена, поддерживать связь с общеобразовательной школой, институтом, произ-водством, семьей, вести культурно-массовую работу, регулярно и равномерно уделять свое внимание спортсменам.

Организаторские функции. Подразделяются на несколько направлений: функции отбора, учебно-тренировочные функции, функции планирования, контроля за учебно-тренировочным процессом, судейские и секундантские. Функции отбора включают в себя следующие знания: основных закономерностей развития организма — морфологических, физиологических, психических, физических; модельных характеристик спортсмена; принципов, средств, форм и методов отбора; момента начала ранней специализации. А также тренер должен уметь: прогнозировать и предвидеть спортивные результаты; осуществлять набор способных детей в группы начальной подготовки; проводить отбор в учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства; пользоваться средствами и методами отбора. Учебно-тренировочные функции тренера подразумевают знание принципов, средств, форм и методов обучения и совершенствования и умение их использовать; знание специальной терминологии; умение определить специальные способности ученика, его черты характера, интеллектуальный уровень, степень развития творческого мышления, отношение к выполнению тренировочной работы. Тренер должен уметь обучать наиболее рациональной технике и тактике; формировать, совершенствовать определенные физические, психические качества спортсмена. Эффективность функций планирования определяет знание и про-гнозирование конечной цели подготовки, целей и задач ее этапов и периодов, а также подбор наиболее подходящих для решения поставленных промежуточных задач средств и методов. Функции контроля за учебно-тренировочным процессом подразумевают знание и корректное применение средств и методов управления и контроля в спорте. Судейская функция выражается в знании правил соревнований и выполнении при необходимости обязанностей судей на любом участке судейской работы. Секундантская функция заключается в обязанности тренера знать своих подопечных, их положительные и отрицательные качества, внешние признаки проявления эмоционального состояния, признаки различных предстартовых психических состояний и способы управления ими; в умении создавать оптимальный настрой у спортсмена на выполнение упражнения. Научно-исследовательская функция предполагает знание и корректное применение средств и методов ис-следования; обработку и интерпретацию полученных данных с использованием последних достижений науки и техники.

Гностические функции. Для реализации своих профессиональных обязанностей тренер должен обладать определенными педагогическими способностями, которые определяются его личностными качествами и совокупностью знаний, умений и навыков. Опрос тренеров различной квалификации и специализаций по­зволил ранжировать эти функции по степени значимости.

1. Управление технико-тактической подготовкой спортсменов.

2. Повышение личного профессионального и культурного уровня.

3. Организация воспитательной работы в коллективе.

4. Планирование процесса подготовки спортсменов.

5. Управление волевой подготовкой спортсменов.

6. Контроль хода тренировочного процесса и состояния спортсменов.

7. Управление физической подготовкой спортсменов.

8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов.

9. Финансовое обеспечение процесса подготовки, поиск спонсоров и организация деятельности коммерческих структур.

10. Проведение спортивного отбора.

11. Организация восстановительных процедур.

12. Управление теоретической подготовкой спортсменов.

13. Организация тренировочных сборов.

14. Решение организационных вопросов подготовки.

15. Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах.

16. Организация и проведение соревнований.

17. Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов.

18. Учет работы и составление отчетности.

19. Участие в научно-методической работе.

20. Участие в судействе соревнований.

21. Подготовка тренеров-общественников и судей.

Таким образом, профессиональная деятельность включает в себя:

1) непосредственное управление процессом подготовки;

2) повышение личной квалификации; спортивный отбор и решение оргвопросов;

3) подготовку к участию в соревнованиях, организацию и проведение соревнований;

4) необходимые медико-биологические знания;

5) планирование, контроль и учет.

Таков перечень задач, к решению которых должен быть готов специалист, избравший для себя тренерскую деятельность и поставивший себе целью создание профессиональной системы подготовки спортсменов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных