Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сентябрь, 4-я неделя




Нищева Н. В.

Н71 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.

Книга содержит подробное изложение хода подгрупповых логопедических занятий и описание методических приемом, используемых логопедом, цели и задачи в соответствии с заданной лексической темой.

Каждое занятие содержит от шести до десяти этимон: игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития снятой речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой, общей моторики и т.д.

Для логопедов, воспитателей логопедических групп ДОУ.


Предисловие

Работая более пятнадцати лет методистом педагогической практики в разных вузах Санкт-Петербурга, общаясь с большим количеством начинающих учителей-логопедов, автор столкнулась с тем, что и у студентов, и у молодых логопедов вызывает серьезные трудности написание конспектов комплексных подгрупповых логопедических занятий. Очень часто начинающие педагоги не знают, каким образом можно отразить в одном конспекте все направления работы логопеда, и говорят о том, что невозможно объять необъятное. Так называемые сетки подгрупповых логопедических занятий[1], хорошо известные логопедам, помогают наиболее опытным из них правильно выстроить занятия, не упустить ничего из запланированного в плане-программе работы группы по периодам. Сетки дают представление о примерной структуре комплексного подгруппового логопедического занятия, содержат указания на цели каждого тапа работы, названия игр и упражнений, но в них нет, может быть, самого важного для учителей-логопедов, начинающих свою профессиональную деятельность: они не передают атмосферы занятия, стиля общения логопеда с детьми, не содержат описаний методических приемов, используемых логопедом, и подробного изложения игр и упражнений.

Конспекты занятий настоящего пособия написаны подробно, с изложением примерных предполагаемых ответов детей. Однако хочется сразу же предостеречь коллег от натаскивания детей на предполагаемые ответы. Вполне возможно, что ваши дети ответят совсем по-другому, и их ответы будут гораздо интереснее, а может быть, они не ответят вовсе.

Учитывая, что конспекты рассчитаны на детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР, а именно дети с таким диагнозом поступают чаще всего в среднюю логопедическую группу, можно предположить, что требования, предъявляемые к детям, несколько завышены, а задания несколько сложны. Но педагог всегда должен помнить о зоне ближайшего развития и обеспечивать


поступательное развитие каждого из своих маленьких воспитанником. Мастерство его и будет заключаться в том, чтобы адаптировать конспекты к уровню развития детей той группы, с которой он работает, включить в работу всех детей. В связи с этим необходимо сформировать подгруппы таким образом, чтобы в каждой из них были дети с разным уровнем общего и речевою развития, чтобы в каждой подгруппе был хотя бы один ребенок, способный выполнить самые сложные задания. Для того чтобы обеспечить участие в занятии всех детей, не следует переполнять подгруппу: оптимальное количество детей в подгруппе — четыре человека.

Может быть, на первых порах вам не удастся подвести детей к предполагаемым ответам и вообще получить хоть какую-то ответную реакцию. Не стоит огорчаться и расстраиваться. Правильная речь логопеда, его четкие ответы сыграют свою роль. Пусть малыши сначала слушают, повторяют ответы за педагогом или даже только договаривают их.

Организуя беседу, помните о том, что постоянно требовать от детей полных ответов неправомерно. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать элементы развернутого высказывания. Логопед должен хорошо владеть приемами, которые помогут на начальном этапе вызвать у ребенка элементарные речевые реакции, а затем — желание принять участие в диалоге. При этом следует поддерживать и постоянно развивать активную позицию ребенка. Нужно уметь привлечь его внимание к себе и своей речи, расположить малыша к себе, заинтересовать его.

Диалогическая речь ситуативна и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды. И этому логопед тоже должен постоянно учить своих малышей: радоваться, огорчаться и учиться вместе с ними. И жесты, и мимика, и речь логопеда должны быть эмоциональны и выразительны. Помните, что дети остро чувствуют, насколько взрослые искренни в своих проявлениях. Если вы говорите в конце занятия: «Я горжусь вами!», дети должны почувствовать, что это именно так. Если вы сообщаете, что огорчены рассеянностью и невнимательностью своих маленьких воспитанников, постарайтесь действительно показать свое огорчение.


Важно даже то, как логопед начинает каждое свое подгрупповое занятие. Не надо забывать поприветствовать каждого малыша, выразить радость по поводу встречи с ним. Как замечательно, если занятие начинается с сюрпризного момента: с «волшебного мешочка», полного чудесных вещей, с разрезной картинки, с новой загадки, со звучащей в кабинете приятной музыки. И совершенно недопустимо насильно тащить ребенка на занятие в логопедический кабинет. Только тогда, когда ребенок идет на встречу с логопедом с желанием, педагог сможет решить все поставленные задачи, достигнуть всех самых высоких целей.

Для проведения комплексных подгрупповых логопедических занятий необходимо оснастить логопедический кабинет дидактическими играми, пособиями, иметь достаточное количество игрушек, муляжей, предметных и сюжетных картинок, серий картин. Все они достаточно подробно описаны в конспектах.

Методический комплект, выпущенный в издательстве «ДЕТСТВО-ПРЕСС» и включающий в себя «Тетрадь №1 для средней логопедической группы», «Тетрадь №2 для средней логопедиче­ской группы», «Тетрадь №3 для средней логопедической группы», «Играйку-1», «Играйку-2», «Играйку-3», «Играйку-5», «Играйку-6», «Мой букварь», «Разноцветные сказки», книжки-раскраски, альбомы «Круглый год» и «Мир природы. Животные», обеспечит достаточно хорошую оснащенность занятий.

Сразу же стоит обратить внимание коллег на то, что в конспектах указано, как правильно использовать эти пособия, даны подробные методические рекомендации. Подчеркнуто, что после каждого этапа работы логопед обязательно убирает из поля зрения детей использованные пособия. Это диктуется как требованиями методики, так и особенностями состояния внимания детей с речевой патологией.

Подгрупповое логопедическое занятие в средней группе длится 20 минут и проводится 4 раза в неделю. Один раз в неделю, как правило в среду, логопед проводит консультативные приемы родителей и индивидуальные занятия с детьми в их присутствии или занимается индивидуальной работой с детьми в утреннее время. Поэтому для каждой рабочей недели предлагается по четыре


конспекта комплексных подгрупповых логопедических занятий. Исключение составляют сентябрь, январь, май и июнь.

В сентябре проводится исследование состояния речи и неречевых психических функций детей: логопед наблюдает за детьми во время режимных моментов, проводит индивидуальные занятия, заполняет речевые карты. Подгрупповые логопедические за­нятия в сентябре не проводятся.

В первые две недели января у детей зимние каникулы. Логопедом проводятся индивидуальные занятия с детьми, организуется совместная деятельность, проводятся подвижные игры и упражнения. В первые две недели мая у детей весенние каникулы. Из-за майских праздников проводится только по два подгрупповых занятия в неделю.

В июне логопедом проводится только индивидуальная работа с детьми, по возможности на свежем воздухе, организуется совместная деятельность, повторяются подвижные игры и пальчиковая гимнастика, разученные в течение учебного года. Особое внимание логопед уделяет произносительной стороне речи своих маленьких воспитанников, автоматизируются поставленные каждому ребенку звуки, проводится работа по их дифференциации. Артикуляционный аппарат детей готовится к постановке звуков других групп, по­становка которых запланирована на следующий учебный год.

При создании конспектов подгрупповых логопедических занятий учитывались онтогенетический принцип, принципы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психического развития ребенка, учета симптоматики и структуры речевого дефекта, а также общедидактические принципы[2], использовались рекомендации по структуре подгруппового занятия, данные в сборнике «Диагностика нару­шений речи у детей и организация логопедической работы в усло­виях дошкольного образовательного учреждения»[3].

В соответствии с этими рекомендациями каждое из занятий содержит от шести до десяти этапов: игры, задания и упражнения


для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, разви­тия связной речи и речевого общения, фонематических представ­лений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, арти­куляционной, тонкой и общей моторики, обучение грамоте, а также для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

В целях первого занятия по каждой лексической теме содержится примерный словарь (существительные, глаголы, прилагательные, другие части речи) недели. Допустимо введение в активный словарь каждого из детей части предлагаемого лексикона. Сколько слов будет введено в активную речь каждого ребенка, решает логопед, учитывая уровень его речевого развития. Такой раздел работы, как «Обучение грамоте», в средней логопедической группе не является обязательным. Если логопед решает включить его в свой план работы, он должен быть уверен в том, что каждый из детей готов к усвоению сложного материала.

Работа по обучению грамоте в средней логопедической группе ведется только в игровой форме и предполагает обязательные индивидуальные занятия с каждым из детей с использованием материалов пособия «Мой букварь» и «Тетради №3 для средней логопедической группы». Все задания из этих пособий, не включенные в конспекты подгрупповых логопедических занятий, используются на индивидуальных занятиях.

Следует отметить, что основная работа по последнему из перечисленных разделов (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) ведется на индивидуальных занятиях. Несмотря на это, деление детей на подгруппы в логопедической группе следует производить строго по состоянию звукопроизношения, иначе включение в подгрупповые занятия упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада звуков определенной группы и для автоматизации поставленных звуков будет невозможно.

Проведение занятий у зеркала требует строгого соблюдения методических рекомендаций. Уделите внимание посадке детей. Важно, чтобы дети правильно сели. Спины у них должны быть прямыми, их нужно прижать к спинкам стульев. Ноги должны


спокойно стоять на полу, а руки — лежать на коленях. Дети должны хорошо видеть в зеркале свои лица и лицо логопеда, который сидит на маленьком стульчике у них за спинами. Каждое упражнение следует делать не более 3—5 раз. После выполнения каждого упражнения малышам необходимо дать время для отдыха и напомнить, что надо сглотнуть слюну. В средней логопедической группе для сопровождения выполнения артикуляционной гим­настики можно использовать забавные игрушки. Тогда этот этап работы будет вызывать у детей положительные эмоции: они с ог­ромным удовольствием будут учиться показывать широкий язы­чок, как меховая собачка, или вытягивать губы «хоботком», как резиновый слоник. Логопеду необходимо подобрать игрушки для сопровождения каждого упражнения общей и специальных арти­куляционных гимнастик.

Помня о том, как развивается произносительная сторона речи в онтогенезе, логопед в средней группе не должен форсировать по­становку звуков. Необходимо хорошо подготовить артикуляцион­ный аппарат каждого из детей к формированию правильного укла­да звуков всех групп, поставить и автоматизировать в речи свистя­щие звуки, провести работу по их дифференциации. Что касается постановки шипящих звуков, с ней не стоит спешить. Во всяком случае, нужно исходить из того, насколько дети готовы к ней.

Стоит особо сказать о таком этапе занятия, как организация его окончания. Хочется посоветовать коллегам не пренебрегать им и помнить, что оценка работы детей является эффективным приемом обучения. Часто из-за нехватки времени лея этап ком­кается или вовсе опускается. А ведь именно на этом лапе логопед может решить такие задачи, как развитие памяти, мышления, связной речи детей. Обязательная оценка работы каждого ребенка в конце занятия должна войти в привычку педагога.

Если вы оцениваете работу детей после каждого этапа занятия, заключительную оценку можно провести кратко. И все-таки не бойтесь хвалить детей, радоваться их успехам. Учите их радоваться успехам друг друга, поддерживать друг друга в случае неудачи. Такие слова, как молодец, умница, отлично, замечательно обяза­тельно должны звучать на занятии. Предложите малышам поап­лодировать себе, когда они старательно выполнили сложное зада-


ние. Вы увидите, с какой радостью они это сделают и как будут стараться хорошо выполнить следующее упражнение. Используйте систему поощрения своих маленьких воспитанников. С каким восторгом они рассматривают наклейки на своих рабочих тетрадях, которые получают в награду за старание! С не меньшей радостью принимаются маленькие фигурки из «киндер-сюрприза». Родительский комитет поможет вам, если вы объясните, что такие приятные мелочи часто выступают в качестве очень хорошего стимулятора активности малышей.

Отдельно стоит сказать о конспектах занятий по рассматриванию сюжетных картин и по обучению рассказыванию по картинам. Многие логопеды считают, что занятия такого типа должны проводить воспитатели. Что ж, все зависит от того, какое решение примут специалисты, работающие в группе. Но именно на таких занятиях логопед может комплексно решать все задачи речевого развития. Особая структура таких занятий должна соблюдаться и логопедом, и воспитателем и предполагает следующие этапы:

• предварительная беседа с целью создания эмоционального фона восприятия картины и оживления личного опыта детей (с использованием музыки, загадок, стихов, предметных картинок и т.п.);

• рассматривание картины и беседа по ней;

• сообщение педагогом плана рассказа по картине;

• подготовка детей к рассказыванию по картине;

• составление детьми рассказа по частям с предварительным напоминанием педагогом плана каждой части рассказа;

• оценка рассказов детей;

• повторение педагогом или одним из детей рассказа по картине с целью создания целостного впечатления об изображенном на картине;

• подведение итога занятия, контрольные вопросы.

В одном ряду с занятиями по картинам стоят и занятия по обучению пересказу литературных произведений (сказок, рассказов). Их тоже может проводить как логопед, так и воспитатель. Главное, чтобы строго выдерживались методические требования и структура занятий, которая предполагает следующие этапы:


• предварительная беседа для подготовки детей к восприятию произведения;

• выразительное рассказывание или чтение педагогом произведения без нацеливания на последующий пересказ с целью создания у детей целостного впечатления о произведении;

• беседа по прочитанному произведению;

• повторное чтение или рассказывание произведения педагогом с установкой на последующий пересказ его детьми;

• сообщение педагогом плана пересказа;

• пауза для подготовки детей к пересказу;

• пересказ детьми по частям с предварительном напоминанием педагогом плана пересказа каждой части;

• оценка работы детей;

• организация окончания занятия, контрольные вопросы.

Подобное изложение хода подгрупповых лопя одических заня­тий все-таки не исключает творческого подхода специалистов. Ду­майте, сочиняйте, творите, создавайте свои игры и упражнения, ис­пользуя данные в пособии в качестве основы и при этом всегда помните о том, что в своей работе педагоги должны руководствоваться принципом «не навреди». Старайтесь, чтобы ваши разработки точно соответствовали требованиям методики, уровню речевого и общего развития ваших маленьких воспитанников, учитывали особенности речевого развития дошкольников при ОНР, этап коррекционной работы.

Особо следует сказать об игрушках, тренажерах и других пособиях, используемых для развития дыхания. Они должны быть сделаны из пластика или резины, с тем чтобы после каждого использования их можно было вымыть горячей водой с хозяйственным мылом, а затем обработать спиртом. При этом в логопедическом кабинете должно быть достаточное количество пособий, тренажеров, игрушек, чтобы неожиданно упавший предмет можно было заменить новым. Перышки, листики цветов, сухие листочки и т. п. используются только один раз.


 

 

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ


Сентябрь, 4-я неделя

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание вниматель­ного, бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, игра «Времена года»[4], коврограф, стойка и листья для игры «Осенние листочки», картина «Ранняя осень»[5], мягкие игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Прогулка в осенний парк, наблюде­ния за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осенние листья», подвижного упражнения «Дождик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии.]


В кабинете тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского. Дети входят в кабинет логопеда, здороваются с ним. Логопед встречает детей с улыбкой, здоровается с каждым ребенком, говорит, что рад видеть детей у себя а кабинете, а потом приглашает подойти к окну.

Логопед. Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Дети. Солнечная.

Логопед. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?

Дети. Нет. Тепло.

Логопед. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. А теперь посмотрите на дерево под окном. Вы знаете, как оно называется?

Дети. Береза.

Логопед. Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети. Белая кора.

Логопед. Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви. А какие листья мы видим на березе?

Дети. Зеленые и желтые.

Логопед. На березе уже много желтых листьев. Почему?

Дети. Наступила осень.

Логопед. Верно. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

2. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.

Логопед. С какого дерева опали эти листья?

Дети. С березы.

Логопед. Правильно. Какие они?


Дети. Желтые.

Логопед. Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.

Логопед медленно набирает воздух через рот, вытягивает губы трубочкой и дует на листок, не раздувая щек. Далее упражнение выполняют дети. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи на вдохе и не раздували щеки на выдохе. Упражнение повторяется не более 3—5раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.

Логопед. У вас получилось упражнение. Молодцы. А теперь пройдите к мольберту и сядьте на стульчики.

3. Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Логопед организует беседу по картине, привлекая внимание детей, используя указку или кисть руки, к той ее части, о которой идет речь.

Логопед. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья, набрали желудей для поделок, понаблюдали за белками. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?

Дети. Детей.

Логопед. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?

Дети. В лес.

Логопед. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?

Дети. Ежика.

Логопед. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?

Дети. На белочку.

Логопед. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?

Дети. Листья, ветки.

Логопед. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев


нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?

Дети. Корзинка.

Логопед. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начина­ется дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.

4. Подвижное упражнение «Дождик». [Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Логопед. Вставайте вокруг меня. Вот так (помогает детям встать полукругом). И делайте как я, повторяя слова.

Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно надо выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.
А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.
Все бегом, бегом, бегом.  
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

5. Рассказ логопеда по картине. [Развитие речевого слуха.] Логопед предлагает детям вернуться на стульчики и вырази­тельно рассказывает.

Рассказ по картине «Ранняя осень»

Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и жел­тыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.

Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-


ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.

6. Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]

Логопед организует беседу по картине.

Логопед. Мы с вами вспомнили вчерашнюю прогулку. Вам интересно было в парке?

Дети. Интересно.

Логопед. Что вам особенно понравилось?

1-й ребенок. Собирать листья.

2-й ребенок. Смотреть на белочку.

3-й ребенок. Собирать желуди.

Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и инте­ресного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их про­гулка в лес?

Дети. Понравилась.

Логопед. Почему вы так думаете?

1-й ребенок. Они увидели белочку.

2-й ребенок. А еще — ежика.

3-й ребенок. Они набрали много грибов.

4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.

Логопед. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.

7. Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного вос­приятия, внимания, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором за­креплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю кар­тину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.

Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую со­ставил ваш знакомый медвежонок Жак. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?

Дети находят допущенные медвежонком Жаком ошибки, а лого­пед убирает эти изображения с наборного полотна.

1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.

2-й ребенок. Осенью нет клубники.

3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.

4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.


Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил медве­жонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим раз­ноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед объясняет детям, как следует сесть перед зеркалом — прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Во время проведения артикуляционной гимнастики логопед нахо­дится за спинами у детей — сидит на маленьком стульчике так, чтобы дети видели его лицо в зеркале. Показывает игрушку, подни­мая ее над головами детей, и они видят ее в зеркале. Далее логопед выполняет артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

Логопед. Посмотрите на этого веселого лисенка. Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети широко открывают рот.

Логопед. А теперь посмотрите, как показывает зубы ма­ленький волчонок. Растяните губы, покажите зубы.

Дети растягивают губы, обнажив сжатые зубы.

Логопед. А вот этот слоненок родом из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком», а слоник скажет, правильно ли вы это делаете.

Дети вытягивают губы вперед «хоботком».

Логопед. Вы молодцы! Слоненку понравилось, как вы де­лаете упражнение.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.

2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.


3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.

4-й ребенок. Учились дуть на листочки.

Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, потом, какими бывают осенью деревья, какая осе­нью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению де­ревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, жел­тый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциа­тивного мышления, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики — лиса, волк, слон, мяч среднего размера, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших лис­тьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображени­ем опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного вни­мания.]

1 См.: Нищева Н. В. Тетрадь №1 для средней логопедической группы детского сада. — СПб., 2004.


Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, гово­рит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на полу рассыпаны разноцветные листья.

Логопед. Посмотрите, у нас на полу лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дугь на них. Тот, кто найдет желтый березовый листок, может сесть за стол.

Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Ло­гопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении.

2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления.]

Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.

На мою ладошку лист похож у клена, Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.  
Словно перышки листочки у рябинки, Закрепляет на наборном полотне желтый рябиновый лист.
Что склонилась тихо над тропинкой.  
У осины листья как монеты, Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины.
У каштана — словно опахала, Закрепляет на наборном полотне зеленый лист каштана.
Было листьев очень много летом, Широко разводит рукипоказывает «множество».
Осенью их очень мало стало. Сближает ладони — показывает «мало».

3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя ре­чи (согласование существительных мужского рода с прилагатель­ными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев.]


Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оран­жевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. при­лагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи.

Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запом­нили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)

Дети. Клен.

Логопед. Какой он?

Дети. Он красный.

Логопед. Повторите вот так: красный лист.

Дети. Красный лист.

Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы ска­жете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.)

Дети. Красные листья.

Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко?

Дети. Рябина.

Логопед. Молодцы! А какой он?

Дети. Желтый лист.

Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они?

Дети. Желтые листья.

Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло?

Дети. Каштан.

Логопед. Отлично. Какого он цвета?

Дети. Зеленый.

Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они?

Дети. Зеленые листья.

Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похо­жие на монеты. Какое дерево их потеряло?

Дети. Осина.

Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож.


Дети. На треугольник.

Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представь­те, что вы превратились в листики.

4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры.]

Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Логопед. Листочки, образуйте кружок.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки

в стороны. Листья нам под ноги Приседают.

тихо ложатся И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо.

шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.

5. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. [

Логопед приглашает детей за стол, где уже приготовлены тет­ради.

Логопед. Садитесь правильно и посмотрите в тетради. Лист какого дерева вы видите?

Дети. Лист клена.

Логопед. Правильно. Каким карандашом мы его раскрасим?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Мы уже говорили с вами, что осенью листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желты­ми. Наш кленовый лист будет красным. Но сначала обведите лис­ток по краю-контуру, а потом раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед следит за посадкой детей, за тем, как они держат карандаши.

Логопед. Какие у вас листья?

Дети. Красные листья.

Логопед. Вы отлично выполнили мое задание. А теперь да­вайте пойдем к зеркалу.


6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабле­ния, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражне­ние выполняется по 3—5раз.

Логопед. К нам вновь прибежал веселый лисенок. (Показы­вает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.

Дети выполняют движения.

Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый волчонок.

Дети выполняют движения.

Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Ви­дите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».

7. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длитель­ного плавного выдоха.]

(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую тру­бочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)

Логопед. А сейчас вы будете... волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики по­виснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать?

Дети. Да.

Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте.

Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскла­дывает шарики на раструбы (рис. 1).

Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували


щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Уп­ражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.

Рис. 1

8. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внима­ния, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол.

Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы под­скажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».


Птицы стаями летят,

Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это...

Дети....Осень.

Логопед. В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это.

Угадали? Ну конечно...

Дети....Лето.

Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».

9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грам­матического строя речи (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости.]

Логопед приглашает детей встать на ковер.

Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково. Дуб.

1-й ребенок. Дубок. Логопед. Береза.

2-й ребенок. Березка. Логопед. Рябина.

3-й ребенок. Рябинка. Логопед. Ель.

4-й ребенок. Елочка.

Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хоро­шо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?

1 -и р е б е н о к. Раскрашивать лист клена.

2-й ребенок. Дуть в трубочку.

3-й ребенок. Заниматься с лисенком.


Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточ­нение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья». Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование прила­гательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового внима­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, преодоление твердой атаки гласных.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Игрушки-гномики по числу детей, гномик с корзинкой и колокольчиком, игра «Разноцветные листья»1, рабо­чая тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандаша­ми, плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона, мягкие игрушки для выполнения артикуляционной гим­настики — лиса, волк, слон, щенок.

Предварительная работа. Наблюдения за сезонными измене­ниями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кус­тарников во время прогулки.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного и слухово­го внимания.]

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед сто­лом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребенком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые ле­жат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кле­новый лист.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит желтый березо­вый лист.

См.: НищеваИ. В. Играйка-1.-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.


Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. Теперь может сесть та девочка, перед которой лежит зеленый лист каштана.

Ребенок берет в руки лист и садится за стол.

Логопед. А какой лист у тебя, Даша?

Даша. Желтый лист.

Логопед. Молодец. У тебя желтый лист рябины. Садись. (Убирает со стола листья.)

2. Игра «Разноцветные листья». [Закрепление навыка различе­ния листьев разных деревьев. Развитие памяти.]

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображенные на них.

Дети. Клен, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.

Логопед. Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. (Раскладывает на столе карточки с изображениями листьев.) Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них. Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дерева.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -и р е б е н о к. Это лист дуба.

2-й ребенок. Это лист рябины.

3-й ребенок. Это лист клена. И т. п.

3. Игра «Где звенит?» [Развитие слухового внимания.]

Логопед достает маленького игрушечного гномика с корзинкой, наполненной листьями.

Логопед. Пока вы играли в игру «Разноцветные листья», по­смотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, гномик! Что ты нам при­нес? (Показывает детям листья в корзинке.)

Дети. Листья.

Логопед. Ав листьях что-то спрятано. Что это? (Показыва­ет колокольчик.)

Дети. Колокольчик.

Логопед. Гномик хочет поиграть с вами и проверить, какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать и по­казывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слу­шайте внимательно, ведь гномик очень хитрый и любит прятаться в разных местах.


Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети пока­зывают направление, откуда раздается звон.

Логопед. Гномик доволен тем, как вы с ним поиграли. А те­перь давайте поиграем и с другими гномиками.

4. Упражнение «Укачаем гномиков». [Преодоление твердой атаки гласных.]

Логопед. Вам читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Вы смотрели мультфильм. Вы помните, что Белоснежка пела гно­микам колыбельную нежным голосом: «А-а-а!» Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку так, как пела Бе­лоснежка. (Раздает детям игрушки.)

Дети. А-а-а!

Логопед. Вы хорошо спели, и гномики уснули. Положите их на скамеечку и идите к зеркалу. Давайте вспомним упражнения.

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки — лисенка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка».

Логопед. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение называется «Лопата». Попробуйте поло­жить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.

Упражнение выполняется 3—5 раз.

6. Упражнение «Дождик». (Повторение, см. с. 16.) [Закрепле­ние умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и выполняет упраж­нение вместе с ними, выразительно произнося текст стихотворения.

7. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей сесть за стол, на котором уже лежат открытые тетради и стоит контейнер с цветными каран­дашами.

Логопед. А теперь посмотрите на капельку дождя, которую нарисовал для вас художник. Давайте раскрасим эту капельку. Возьмите синий карандаш, обведите капельку по краю-контуру, а потом раскрасьте ее.


Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Какие капельки у вас получились?

Дети. Синие капельки.

Логопед. Вы очень старались. У вас очень хорошо получи­лось.

8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает со стола тетради и контейнер с цветными ка­рандашами.

Логопед. Нам пора прощаться с гномиками. Давайте разбу дим их и расскажем, что нам особенно понравилось на занятии сегодня.

Дети берут в руки гномов, рассказывают им о том, что они де­лали. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. [Закрепление знания признаков осени. Обучение отгадыванию загадок об осени. Обу­чение узнаванию деревьев по характерным особенностям ветвей и стволов. Совершенствование грамматического строя речи (об­разование множественного числа существительных).]

Коррекционно-развивающие цели. Воспитание длительного плавного выдоха, развитие речевого слуха, мышления, памяти, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей мо­торики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положи­тельной установки на участие в занятии, доброжелательных отно­шений. Воспитание внимательного отношения к природе.

Оборудование. Стойка с листьями, рабочая тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами, предметные и сюжет­ные картинки для игры «Подбери признаки», мяч среднего разме­ра, плоскостные изображения деревьев и листьев, мягкие игрушки Фш сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Рассматривание деревьев во время прогулки. Выявление характерных особенностей ветвей, стволов, коры.


Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие памяти.]

Дети входят в кабинет с листьями в руках. Логопед приветст­вует их. На наборном полотне выставлены плоскостные изображе­ния: береза, дуб, клен, рябина.

Логопед. Проходите к мольберту. Посмотрите на деревья. Закрепите листики на тех деревьях, с которых они опали.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1 -и р е б е н о к. Это лист березы.

Логопед. Что помогло тебе узнать березу?

1-й ребенок. Белая кора.

2-й ребенок. Это лист дуба. Логопед. Что помогло тебе узнать дуб?

2-й ребенок. Толстый ствол.

3-й ребенок. Это лист клена. Логопед. Что помогло тебе узнать клен?

3-й ребенок. Прямой гладкий ствол.

4-й ребенок. Это лист рябины.

Логопед. Что помогло тебе узнать рябину?

4-й ребенок. Красные ягоды.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо выполнили задание. А те­перь проходите за стол и правильно сядьте.

2. Работа в тетради №1. [Развитие мышления, тонкой мото-рики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Посмотрите, что вы видите в тетради?

Дети. Зонт. Сапоги.

Л о 10 и е д. Послушайте загадки. Вот эта загадка про зонт.

В плохую погоду

Я с вами хожу,

А в солнечный день

Я свернувшись лежу.

Вот эта загадка про сапоги


Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь, у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Отгадать загадку про зонт помогают слова о том, что в плохую погоду он с вами на прогулке, а в хорошую лежит дома. А какие слова помогают отгадать загадку про сапоги?

Дети. Топать-шлепать по болотам.

Логопед. Правильно. А теперь давайте обведем зонт и сапо­ги в тетради по краю-контуру простым карандашом. Потом вы выберете цветной карандаш и раскрасите зонт, а сапоги раскраси­те после дневного сна.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, как сидят де­ти, правильно ли они держат карандаш, оказывает необходимую по­мощь.

Логопед. Расскажите, какой у каждого из вас зонт.

1-й ребенок. Красный зонт.

2-й ребенок. Синий зонт.

3-й ребенок. Зеленый зонт.

4-й ребенок. Желтый зонт.

Логопед. У вас очень красивые разноцветные зонты. А те­перь встаньте и пройдите к стойке.

3. Упражнение «Осенние листочки». (Повторение, см. с. 14.) [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед приглашает детей встать на ковер и вместе с ними де­лает уже знакомое им упражнение, выразительно и эмоционально произнося стихотворение.

4. Упражнение «Топни-хлопни». [Развитие речевого слуха: раз­личение на слух длинных и коротких слов.]

Логопед предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите длинное слово, то хлопните в ладоши. Если услышите короткое слово, то топните ногой.

Логопед произносит слова: «погремушка», «колокольчик», «дом», «кот», «Чебурашка», «велосипед», «гном», «мяч», «нос», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.


Логопед. Отлично! Вы были очень внимательными. А те­перь возвратитесь к столу. Садитесь.

5. Игра «Подбери признаки». [Развитие мышления, памяти, диалогической речи.]

Логопед раскладывает на столе небольшие предметные картин­ки: зонт, резиновые сапоги, лыжи, спасательный круг, красный кле­новый лист, снежинку. На мольберт выставляется сюжетная кар­тина с изображением осеннего пейзажа.

Логопед. Посмотрите на большую картину. Какое время года изображено на ней? Почему вы так думаете?

1-й р е б е н о к. Осень.

2-й ребенок. Идет дождь.

3-й ребенок. Улетают птицы.

4-й ребенок. Опадают листья.

Логопед. Молодцы! Вы хорошо рассказали об осени. А сейчас посмотрите на маленькие картинки. Что вы видите на них?

Дети. Резиновые сапоги, снежинку, лыжи, лист клена, спа­сательный круг, корзинку, зонт.

Логопед. Правильно. Выберите только те картинки, кото­рые имеют отношение к осени, и прикрепите их вокруг большой осенней картины.

Дети выполняют задание. Если речевые возможности детей по­зволяют, логопед может предложить им объяснить, почему выбрана данная картинка.

Логопед. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали эти картинки.

1-й ребенок. Осенью листья клена красные.

2-й ребенок. Осенью много грибов. Нужна корзинка.

3-й ребенок. Осенью много луж. Нужны резиновые сапоги.

4-й ребенок. Осенью идет дождь. Нужен зонт.

Логопед. Задание выполнено, и вы можете отдохнуть. Вы­ходите на ковер.

Дети выходят на ковер.

6. Игра «Один — много». [Совершенствование грамматическо­го строя речи (образование множественного числа существитель­ных). Развитие ловкости.]


Логопед. Давайте поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю одно дерево, а вы ловите мяч, бросаете его мне и называете много деревьев. Например: дуб — дубы.

Далее в ходе игры логопед называет следующие деревья: береза (березы), каштан (каштаны), ель (ели), клен (клены).

7. Упражнение «Листья». (Повторение, см. с. 22.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]

8. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляци­онной моторики.]

Логопед предлагает сделать уже знакомые детям упражнения: «Откройротик», «Улыбка», «Трубочка», «Лопата». В качестве зри­тельной опоры используются игрушки — лисенок, волк, слон, щенок.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети. Мы занимались у зеркала, играли в мяч, учились слу­шать длинные и короткие слова.

Логопед. Вы очень хорошо выполняли мои задания.

Далее педагог оценивает работу каждого ребенка. (Если речевые возможности детей не позволяют подвести итог занятия, логопед сам перечисляет, чем и для чего занимались дети.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных