Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Октябрь, 2-я неделя




Тема «Сад. Фрукты»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, глубокого вдоха, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.


Оборудование. Корзина с фруктами, блюдо, плакат «Что растет в моем саду»[7], игра «Один — много», карточки с изображениями фруктов[8], меховая собачка для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики.

Предварительная работа. Экскурсия на рынок или в магазин «Овощи — фрукты», рассматривание фруктов. Приготовление с воспитателями фруктового салата. Разучивание пальчиковой гим­настики «Компот».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного восприятия и внимания, элементарных математических представлений.]

Логопед приглашает детей в кабинет. Дети встают около стульчиков. На столе перед ними лежат предметные картинки с изображениями фруктов.

Логопед. Для того чтобы начать занятие, вы должны, как всегда, выполнить мое задание. Посмотрите внимательно на кар­тинки. Сначала сядет тот, у кого на картинке три яблока.

Один из детей, правильно определивший нужное число, садится.

Логопед. Потом может сесть тот, у кого две груши.

Один из детей, правильно определивший нужное число, садится.

Логопед. Теперь сядет девочка, у которой на картинке одна слива.

Один из детей, правильно определивший нужное число, садится.

Логопед. А что у тебя на картинке, Даша?

Ребенок. У меня два лимона.

Логопед. Садись, Даша. Ребята, как можно назвать все, что нарисовано у вас на картинках?

Дети. Фрукты.

Логопед. Где растут фрукты?

Дети. В саду.


Логопед. Молодцы. Вы правильно выполнили задания и от­ветили на вопросы. Можем начинать наше занятие. Сегодня мы будем говорить о фруктах, о том, какие они и что можно из них приготовить.

2. Беседа по плакату «Что растет в моем саду». [Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.]

Логопед помещает на мольберт плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.

Логопед. Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг?

Дети. Деревья.

Логопед. А что растет на деревьях?

Дети. Фрукты.

Логопед. Назовите фрукты, которые растут на деревьях.

Дети. Яблоки. Груши. Сливы.

Логопед. Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму.

Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки.

Логопед. Какие груши?

Дети. Желтые груши. Овальные груши.

Логопед. Какие сливы?

Дети. Синие сливы. Овальные сливы.

Логопед. А какие фрукты по вкусу?

Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные.

Логопед. Что делает в саду девочка?

Дети. Собирает фрукты.

Логопед. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Что делает девочка?

Дети. Убирает урожай.

Логопед ставит на стол корзину с фруктами.

Логопед. Я тоже собрала урожай фруктов у себя в саду.

Педагог позволяет детям потрогать и понюхать фрукты. Во время рассматривания фруктов детьми организуется беседа.

Логопед. Что у тебя в руках, Саша?

Ребенок. Персик.


Логопед. Потрогай и понюхай его. Какой он?

Ребенок. Круглый, мягкий, вкусно пахнет.

Логопед. Правильно, он душистый, ароматный. А у тебя что за фрукт, Ариша?

Ребенок. У меня слива.

Логопед. Расскажи о сливе.

Ребенок. Она овальная, мягкая, гладкая, синяя.

Так о своих фруктах рассказывают все дети.

Логопед. А что можно приготовить из этих фруктов? Что вы готовили с Ниной Николаевной? Что готовят ваши мамы?

Дети. Салат. Компот. Сок. Варенье.

Логопед. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечисли­ли. Похлопайте себе. А потом пойдем на ковер и сделаем пальчи-ковую гимнастику «Компот».

3. Пальчиковая гимнастика «Компот». [Развитие тонкой мото-рики, координация речи с движением.]

Логопед делает упражнение вместе с детьми, давая образец выполнения упражнения.

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», правой имитируют помешивание в нем.
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. Опять «варят» и «помешивают».

4. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.]

Логопед приглашает детей за стол и выкладывает в ряд яблоко, огурец, грушу и сливу.

Логопед. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и почему. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее?

Дети. Огурец.

Логопед. Верно. А почему?


Дети. Он растет в огороде.

Логопед. А все остальное где растет?

Дети. В саду.

Логопед. Верно, огурец — овощ, а все остальное — фрукты.

Логопед выкладывает на стол зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу и, если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет.

Логопед. А что лишнее теперь?

Дети. Слива.

Логопед. Почему?

Дети. Она синяя.

Логопед. А все остальное какого цвета?

Дети. Зеленого.

Логопед. Верно. Молодцы. Похлопайте себе.

5. Игра «Ежик и барабан». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма. Закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.]

Логопед выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за логопедом и выполняют движения вслед за ним.

С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! Маршируют, спрятав руки за спину.
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум! Подносят корту воображаемое яблоко то одной, то другой рукой. Разводят руками.
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум! И удары раздавались, Бум-бум-бум! Прыгают на двух ногах, руки на поясе.
Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум! Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

 


6. Упражнение «Узнай фрукт». [Развитие глубокого вдоха.]

Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит блюдо с апельсином, яблоком и персиком. Педагог режет фрукты на части и предлагает детям понюхать фрукты и запомнить их запах. Обязательно нужно показать, как правильно следует нюхать, не поднимая плечи.

Логопед. Мы понюхали душистое яблоко, ароматный пер­сик и пахучий апельсин. А теперь я проверю, как вы запомнили запах этих фруктов.

Логопед по очереди завязывает детям глаза и предлагает нюхать фрукты. Дети называют фрукты.

Логопед. Молодцы! Вы узнали все фрукты.

7. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения. Педагог показывает детям игрушечного щенка и обращает их внимание на широкий язычок щенка.

Логопед. Давайте широко откроем рот и положим мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Щенок хочет увидеть, как у вас получается это упражнение.

Упражнение выполняется 3—5 раз. После каждого выполнения необходимо предложить детям отдохнуть, расслабиться и прогло­тить слюну.

Логопед. Щенку очень понравилось, как вы делали упраж­нение. Он говорит, что вы молодцы!

8. Лото «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных).]

Дети возвращаются за стол.

Логопед. Теперь можно поиграть в лото. Вам уже знакома эта игра.


Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.

Логопед. На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного фрукта. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку с изображением нескольких фруктов. Фрукты нужно подобрать парами. Например, яблоко — яблоки. Выполняйте.

Дети подбирают карточки.

Логопед. А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.

1-й ребенок. Груша — груши. Банан — бананы.

2-й ребенок. Лимон — лимоны. Персик — персики.

3-й ребенок. Слива — сливы. Абрикос — абрикосы.

4-й ребенок. Апельсин — апельсины. Мандарин — манда­рины.

Логопед. Отлично! Молодцы!

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед собирает карточки и убирает их.

Логопед. Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?

Дети. Мы говорили о фруктах.

1-й ребенок. Занимались у зеркала.

2-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков.

3-й ребенок. Рассказывали про фрукты.

4-й ребенок. Играли в лото.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению фруктов и овощей по месту произрастания. Уточнение словаря по теме «Сад. Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).


Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, тонкой, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Игра «Поможем клоуну Роме»[9], меховой щенок для сопровождения артикуляционной гимнастики, предметные картинки с изображениями овощей и фруктов.

Предварительная работа. Дидактическая игра «Собери в корзинки» для дифференциации овощей и фруктов. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного и слухового внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед приглашает детей в кабинет и приветствует их. Дети встают вокруг стола, на котором разложены предметные картинки с изображениями фруктов и овощей.

Логопед. Посмотрите на картинки. Я хочу проверить, уз­наете ли вы, что на них нарисовано. Сначала сядут те дети, у ко­торых на картинках нарисованы овощи. Потом сядут те дети, у которых на картинках нарисованы фрукты.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь каждый из вас назовет свою картинку, обязательно вспомнив, какой ваш овощ или фрукт по вкусу, запа­ху, цвету или форме.

1-й ребенок. Красный помидор.

2-й ребенок. Сладкая слива.

3-й ребенок. Длинная морковка.

4-й ребенок. Душистый апельсин.

Логопед. Молодцы! Отлично справились с моим заданием.


2. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие слухового внимания, мышления, памяти.]

Логопед убирает предметные картинки.

Логопед. А теперь узнаем, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду называть вам овощи и фрукты, а вы будете определять, что из названного лишнее. Банан, лук, слива, апельсин. Что лишнее?

Дети. Лук.

Логопед. Почему?

Дети. Это овощ.

Логопед. А все остальное?

Дети. Фрукты.

Логопед. Морковь, свекла, яблоко, огурец. Что лишнее?

Дети. Яблоко.

Логопед. Почему?

Дети. Это фрукт.

Логопед. А остальное?

Дети. Овощи.

Логопед. Банан, лимон, слива, репка. Что лишнее? Вспом­ните о цвете этих овощей и фруктов.

Дети. Слива.

Логопед. Почему?

Дети. Она синяя.

Логопед. А все остальное?

Дети. Желтое.

Логопед. Молодцы! Похлопайте себе!

3. Игра «Поможем клоуну Роме». [Уточнение словаря. Клас­сификация овощей и фруктов по месту произрастания. Совер­шенствование грамматического строя речи (согласование при­лагательных с существительными в роде и числе)[10].]

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на кото­ром изображен клоун. У ног клоуна стоят три коробки. В коробках сделаны прорези. В прорезь средней (зеленой) коробки вставлено не­сколько предметных картинок с изображениями овощей и фруктов (редиса, груши, помидора, репки, слив).


Логопед. Это клоун Рома. Он хочет с вами поиграть. В зеленой коробке у клоуна лежат овощи и фрукты. Их нужно разложить по разным коробкам. Рома просит вас положить в желтую коробку только фрукты, а в красную коробку только овощи. Вспомните, где растут фрукты?

Дети. В саду, на деревьях.

Логопед. Правильно. А овощи?

Дети. В огороде, на грядках, в теплице.

Логопед. Верно. Вы по очереди будете подходить к клоуну и выполнять его задание. Вы не просто будете называть овощ или фрукт, но и говорить, какой он по цвету, например: красный редис.

Дети по очереди подходят к наборному полотну, выбирают кар­тинку из зеленой коробки, вставляют ее в прорезь желтой или крас­ной коробки, комментируют свои действия.

1-й ребенок. Зеленая груша.

2-й ребенок. Красный помидор.

3-й ребенок. Желтая репка.

4-й ребенок. Синие сливы.

Логопед. Молодцы. Вы правильно разложили картинки. Что лежит в красной коробке?

Дети. Овощи.

Логопед. А в желтой коробке?

Дети. Фрукты.

Логопед. Клоун Рома очень доволен вами и благодарит за помощь.

Логопед убирает игру с наборного полотна.

4. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляци­онной моторики.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения «Лопата». Педагог пока­зывает детям уже знакомого им игрушечного щенка и еще раз обра­щает их внимание на его широкий язычок. Упражнение выполняется 4—5раз.

5. Упражнение «Лесенка». Преодоление твердой атаки гласных.

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в шеренгу лицом к себе и послушать, как он будет петь звук [у] с повышением и понижением тона.


Логопед. Послушайте, как я пою, как будто голос поднимает­ся и опускается по лесенке. У-у-у! Давайте попробуем петь все вместе. Дети. У-у-у! Упражнение выполняется 3—4 раза.

6. Пальчиковая гимнастика «Компот». (Повторение, см. с. 57.) [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.]

Логопед просит детей встать в круг и вспомнить палъчиковую гимнастику, которую они выполняли на прошлом занятии.

7. Упражнение «Телефон». [Работа над слоговой структурой слова. Проговаривание двусложных слов из открытых слогов.]

По просьбе логопеда дети берут стульчики и выстраивают их в ряд на ковре, садятся.

Логопед. А теперь поиграем в игру «Телефон». Я буду про­говаривать и простукивать слово. За мной точно так же прогово­рить и простукать это слово должны вы все по цепочке.

Логопед произносит и простукивает слова: «ки-ви», «бо-бы», «ды-ня». Дети повторяют и простукивают каждое слово вслед за логопедом по цепочке.

Логопед. Какие молодцы! Наш телефон не сломался, вы не сделали ошибок.

8. Упражнение «Овощи». (Повторение, см. с. 48.) | Развитие об­щей моторики. Координация речи с движением. |

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.) Логопед предлагает детям назвать те игры и упражнения, ко­торые им особенно понравились, оценивает деятельность каждого ребенка.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о фруктах и их характерных признаках. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образова­ние имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, тонкой, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отно­шений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отноше­ния к природе.


Оборудование. Карточки с контурными изображениями фруктов, мягкие игрушки — щенок и птичка с острым клювом — для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики, мяч среднего размера, сюжетные и предметные картинки по теме, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, памяти, цветовосприятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и предлагает им посмотреть на карточки, разложенные на столе. На карточках — контурные изображения фруктов: яблока, сливы, лимона, груши. Каждый подходит к своему месту, рассматривает изображение на той карточке, которая лежит рядом с ним, и на­зывает его.

Логопед. Вспомните, какого цвета тот фрукт, который на­рисован у вас на карточке, и скажите об этом.

Дети по очереди называют картинки и садятся.

1-йребенок. Синяя слива.

2-й ребенок. Желтый лимон.

3-й ребенок. Зеленая груша.

4-й ребенок. Красное яблоко.

2. Рассматривание сюжетной картинки. [Развитие диалогической речи. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку.]

Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картинку «Дети гуляют в осеннем саду».

Логопед. Кого вы видите на картинке? Начните ответ со слова «это».

Дети. Это дети.

Логопед. Где гуляют дети? Начните ответ со слова «дети».

Дети. Дети гуляют в саду.


Логопед. Что делают дети?

Дети. Дети собирают яблоки.

Логопед. Что делает мальчик в голубой футболке? Начните ответ со слова «мальчик».

Дети. Мальчик рвет яблоки.

Логопед. Верно. Мальчик срывает яблоки с яблони. А что делает мальчик в полосатой футболке?

Дети. Мальчик ест яблоко.

Логопед. Правильно. Что делает девочка?

Дети. Девочка кладет яблоки в корзинку.

Логопед. Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопро­сы. А сейчас давайте поиграем в мяч.

3. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед приглашает детей выйти на ковер. Дети встают в круг.

Логопед. Я буду называть фрукт и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, называть этот же фрукт ласково и возвращать мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Яблоко.

1-й ребенок. Яблочко.

Логопед. Лимон.

2-й ребенок. Лимончик. Логопед. Апельсин.

3-й ребенок. Апельсинчик. Логопед. Банан.

4-й ребенок. Бананчик.

Логопед. Отлично. А теперь пройдите к зеркалу. Сделаем гимнастику для язычка.

4. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения «Лопата». Педагог показывает детям уже знакомого им игрушечного щенка и еще раз обращает их внимание на его широкий язычок. Упражнение выполняется 4—5 раз.

Затем логопед показывает детям забавную птичку с острым клювом и предлагает широко открыть рот и показать такой же


острый язычок, как клювик птички. Упражнение выполняется 2—З раза. После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.

5. Упражнение «Лесенка». [Преодоление твердой атаки гласных.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в шеренгу лицом к себе и послушать, как он будет петь звук [а] с повышением и понижением тона.

Логопед. Послушайте, как я пою: как будто голос поднима­ется и опускается по лесенке. Мы уже пробовали так петь вместе с вами. А-а-а! Давайте попробуем спеть все вместе.

Дети. А-а-а!

Упражнение выполняется 3—4раза.

6. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]

Дети проходят к столу, на котором уже приготовлены рабочие тетради и цветные карандаши.

Логопед. Сегодня мы с вами будем раскрашивать фрукты. Какие фрукты вы видите?

Дети. Яблоко и грушу.

Логопед. Сначала мы обведем грушу простым карандашом но точкам, а потом раскрасим ее так: одну половинку — желтым карандашом, другую — зеленым.

Дети выполняют задание, логопед следит за их посадкой, за тем, как они держат карандаш, оказывает необходимую помощь.

Логопед. Яблоко вы обведете и раскрасите после того, как поспите днем. Вам объяснит задание Любовь Ивановна.

7. Упражнение «Ежик и барабан». (Повторение, см. с. 58.) [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и вместе с ними выполняет уже знакомое детям упражнение. Логопед проговаривает текст, а дети договаривают его за логопедом.

8. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Дети возвращаются за стол. Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки, на которых изображены банан, слива, груша.

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.


Дети. Банан, слива, яблоко, груша.

Логопед. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из карти­нок. Вы откроете глаза и скажете, что же изменилось.

Дети закрывают глаза, логопед прячет картинку с изображением банана.

Логопед. Откройте глаза, посмотрите и скажите, что изме­нилось? Чего не стало?

Дети. Банана.

Логопед. Кто не согласен? Все согласны? Значит, вы были внимательными.

(Можно не только убирать одну из картинок, но и добавлять лишнюю или менять картинки местами.) Упражнение следует про­водить не более 4-х раз.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили и что им было особенно интересно. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление навыка раз­личения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам. Уточнение и активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование имен существительных с именами прилагательными в роде и числе).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, цветоразличения, мышления, памяти, тонкой, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Карточки с контурными изображениями овощей и фруктов, мешочек с муляжами фруктов (названия которых введены в активный словарь детей), предметные картинки с изображениями: зеленой груши, круглых синих слив, красного ябло-


ка, апельсина; мягкие игрушки — щенок и птичка — для сопровождения артикуляционной гимнастики, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

Предварительная работа. Индивидуальная работа логопеда с каждым из детей по обучению диафрагмальному дыханию лежа (упр. 1).

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, памяти, цветовосприятия, речевого слуха.]

Дети входят в кабинет, здороваются с логопедом и встают около стола. На столе разложены карточки с контурными изображениями овощей и фруктов: помидора, лимона, репки, банана.

Логопед. Посмотрите на карточки. Вспомните, какого цвета овощи и фрукты, нарисованные на ваших карточках. (Каждый ребенок подходит к своему стулу у стола и, стоя, рассматривает рисунок на карточке, лежащей перед ним.) Сначала сядут те дети, чьи овощи или фрукты можно раскрасить в желтый цвет, а потом тс дети, чьи овощи или фрукты можно раскрасить в красный цвет.

Дети выполняют задания, не комментируя свои действия.

1. Игра «Чудесный мешочек». [Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики, памяти. Уточнение и активизация словаря.]

Логопед достает мешочек с муляжами фруктов и кладет его на стол.

Логопед. У меня есть вот такой чудесный мешочек. В нем лежат фрукты. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в ме­шочек, нащупывать там фрукт, ощупывать его и рассказывать, что это за фрукт, какой он.

1-й ребенок. Это яблоко. Оно круглое, гладкое, крепкое.

Логопед. Ну, доставай свой фрукт. Посмотрим, отгадал ли ты. Правильно! Это яблоко. Умница! (Опускает яблоко обратно в мешочек.)

Так выполняют задание все дети.

3. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа имен существительных).]


Логопед достает из мешочка муляжи и выкладывает их в ряд на столе.

Логопед. Что вы видите?

Дети. Это фрукты.

Логопед. Назовите их.

Дети. Слива, апельсин, груша, виноград.

Логопед. Правильно. А сейчас вы закроете глаза, а я уберу один из фруктов. Вы откроете глаза и определите, чего не стало.

Дети закрывают глаза, педагог прячет виноград.

Логопед. Откройте глаза. Посмотрите на фрукты и скажите, чего не стало?

Дети. Винограда.

Логопед. Отлично!

Упражнение проводится 4 раза, так чтобы каждый ребенок имел возможность ответить.

4. Работа в тетради №1. [Развитие пальцевой моторики. Закрепление умения различать фрукты и овощи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе).

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Что нарисовано у вас в тетради?

1-й ребенок. Овощи и фрукты.

2-й ребенок. И корзинка.

Логопед. Сейчас вы возьмете простые карандаши и обведете по точкам все овощи, фрукты и корзинку.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь, следит за осанкой детей.

Логопед. А теперь я попрошу вас «собрать» в корзинку только фрукты. Соедините все фрукты с корзинкой прямыми линиями. Помните, что овощи в корзинку мы «не берем», их не нужно соединять с корзинкой.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Верно «собрали» фрукты в корзинку. А теперь давайте раскрасим фрукты. Расскажите, какие они.

1-й ребенок. Синие сливы.

2-й ребенок. Желтый лимон.


3-й ребенок. Зеленая груша.

4-й ребенок. Красное яблоко.

Логопед. Хорошо. Раскрашивайте их.

Дети раскрашивают изображения фруктов. Логопед оказывает им необходимую помощь.

Логопед. Вы очень старались. Молодцы! Овощи и корзинку им раскрасите после дневного сна. А сейчас давайте пойдем на копер и немного подвигаемся.

5. Подвижное упражнение «Дождик». (Повторение, см. с. 16.) Развитие общей моторики. Координация речи с движением.] Логопед выполняет упражнение вместе с детьми.

6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения «Лопата». Педагог показывает детям уже знакомого им игрушечного щенка и обращает их внимание на его широкий язычок. Упражнение выполняется 4—5 раз.

Затем логопед показывает детям забавную птичку с острым клювом и предлагает широко открыть рот и показать такой же острый язычок, как клювик птички. Упражнение выполняется 4—З раз.

После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну.

1. Обучение отгадыванию загадок. [Развитие мышления.]

Логопед помещает на мольберт предметные картинки с изображениями фруктов.

Логопед. А теперь я загадаю вам загадки про фрукты. Кар­тинки помогут вам отгадать их.

Я зеленую матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

Как вы думаете, что это? Какой фрукт похож на матрешку? Кикой фрукт зеленого цвета у нас на картинках?

Дети. Это груша.


Логопед. Верно. Слушайте следующую загадку.

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

Что это? Какие фрукты похожи на воздушные шары синего цвета?

Дети. Это сливы.

Логопед. Отлично. Вы молодцы! Похлопаем!

8. Дыхательная гимнастика. Упражнение 1. [Диафрагмальное дыхание лежа. Воспитание диафрагмального дыхания.]

Логопед укладывает детей на ковер на спину и предлагает им положить левую руку на живот, а правую руку на грудь.

Логопед. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох носом так, чтобы воздух попал в животик и животик надулся. А потом выдохнете воздух через рот так, чтобы животик сдулся.

Упражнение проводится не более 3—4 раз, чтобы не спровоцировать возникновения головокружения у детей. (В подгруппе логопед проводит упражнения дыхательной гимнастики только после того, как они отработаны с каждым ребенком на индивидуальном занятии.)

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям встать с ковра, вспомнить, чем они занимались на занятии, рассказать, что им особенно понравилось. Педагог обязательно положительно оценивает деятельность каж­дого ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных