ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способы возникновения и функционирования социальных норм. Критерии нормы.Исследуя генезис и механизм развития норм, нужно иметь в виду три способа возникновения и функционирования социальных норм: стихийный (естественный); планомерно-сознательный (целенаправленный) и смешанный. Причем при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму особенности генезиса норм. Происхождение норм вызвано естественными системными процессами. Мы наблюдаем самопорождение, саморазвитие социальных систем, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Генезис и развитие социальных норм в результате субъективной упорядоченной деятельности — искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры.
4. Диспозиционное поведение личности: понятие и формирование диспозиции, ее роль в становлении личности. Диспозиция поведения (от лат. dispositio — расположение) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Диспозиционное поведение — это определенное социальное поведение (в том числе и девиантное), основанное на предрасположенности личности к определенному восприятию условий деятельности. Диспозиционная концепция была предложена в 1975 г. В.А. Ядовым. Основная идея, лежащая в основе диспозиционной концепции регуляции поведения личности, разработанная В.А. Ядовым, заключается в том, что человек обладает системой различных диспозиционных образований, которые могут быть более низкого и более высокого уровня. В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций. Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки. Этот уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную ситуацию. Второй уровень — это наиболее сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении. Этот уровень регулирует поступки личности, осуществляемые в привычных ситуациях. Третий уровень имеет дело с такими диспозициями, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности. На этом уровне регулируются уже некоторые системы поступков и социальное поведение. Четвертый уровень — высший уровень диспозиций — образует система ценностных ориентации личности.Он регулирует целостность социального поведения и деятельности личности. Охарактеризуем некоторые общие признаки функционирования и формирования диспозиций. 1. Диспозиции, а вместе с ними и диспозиционное поведение человека формируются в реальном процессе жизнедеятельности людей. Это результат взаимодействий и отношений индивида с его социальной средой. Диспозиции возникают не на основе биологических, врожденных задатков или «структуры души человека», а приобретаются в процессе жизни индивида, являются следствием воспитания и социализации, отражением социального опыта человека. 2. Объективной системой формирования диспозиции и диспозиционного поведения является социальная среда, особенно социальные нормы и ценности общества. Функция социальных норм всех видов заключается в создании стабильного диспозиционного поведения. Наблюдается зависимость диспозиционного поведения от объективных социальных условий, особенно от социальных норм того или иного общества или социальной группы. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Однако эту зависимость нельзя понимать недиалектически — как механическое воздействие внешних факторов, как простое преобразование внешних условий во внутренние. Диспозиционное поведение — это не просто трансформированная в поведении социальная норма. Социальная норма и личностная диспозиция — понятия качественно различные. 3. Диспозиции имеют функцию ориентации личности.Ониориентируют человека в выборе видов и форм социального поведения, гарантируя более или менее постоянное отношение к предметам, людям, социальным.нормам общества или группы. Диспозиции имеют тенденцию «делать» социальное поведение человека более генерализованным и стереотипным (С.Л. Рубинштейн). 4. Диспозиции оказывают селективное и детерминирующее воздействие. Ценность какого-то объекта или группы объектов влияет на отношение человека к этому объекту в целом, проявляясь в диспозиционном поведении. Селекция и детерминация поведенияпо сути своей обусловлены: а) позицией отбора (селекции).Это происходит уже при восприятии и оценке социального объекта; б) обработкой информации, зависящей от позиции. 5. Структурная интеграция, а также ряд других моментов способствуют относительной инвариантности диспозиций и тем самым определяют возможный характер видов диспозиций и характер диспозиционного поведения в целом. С изменением структурной интеграции диспозиций изменяются также вероятность проявления конкретного социального поведения, его интенсивность и направленность, Отдельный акт проявления диспозиции варьируется не только в зависимости от той или иной социальной ситуации, но и от актуального состояния внутренних условий системы, в которую интегрирована соответствующая диспозиция. Реакция человека в сложившейся ситуации всегда до некоторой степени зависит от актуального состояния всей структуры диспозиций. Вышесказанное имеет большое значение для прогноза социального поведения человека в различных ситуациях и для формирования личности вообще и ее диспозиционного поведения в частности. 6. Диспозиции изменяются в процессе жизни человека. С возрастом под воздействием воспитания и культуры общества и социальных групп Диспозиционное поведение человека видоизменяется, укрепляется, принимает различные формы выражения, в том числе и девиантные. Особую стабильность и четкость выражения приобретают по мере взросления диспозиции морально-нравственных позиций, сформировавшихся в юношеском возрасте. Как правило, чем раньше формируется Диспозиционное поведение, тем позиция оказывается стабильнее в последующей жизни. С психологической точки зрения диспозиции состоят из ряда когнитивных и мотивационных подструктур (компонентов). Позиции никогда не могут носить только когнитивный (рациональный) или только мотивационный (эмоциональный) характер. Понимание диалектики когнитивных и мотивационных подструктур и их диспозиционный анализ имеют значение для исследования позиций, а также для понимания диспозиционного поведения человека в целом. Этот процесс не получил еще достаточного научного освещения. Каждый конкретный акт оценки, в котором находит свое выражение позиция, обусловлен мотивационно и когнитивно. Такое толкование не вызывает разногласий у ученых. Когнитивную подструктуру диспозиции следует понимать как совокупность знаний, накопленных познавательных (образных или мыслительных) представлений о том или ином социальном объекте. Мотивационную подструктуру следует понимать как своего рода «энергетическую силу» диспозиции. Оценка, которую человек дает социальному объекту, является выражением и результатом функции мотивационной подструктуры соответствующей диспозиции; мотивационная подструктура отбирает и детерминирует поведение человека по отношению к социальному объекту позиции. Без мотивов не существует оценивающего позиционного поведения. Мотивационные подструктуры диспозиции не существуют изолированно от когнитивных подструктур. Когнитивные элементы являются основой формирования структуры мотивов и носителями социального опыта. Таким образом, личность в системе общественных отношений самоопределяется на основе выработанных ценностных установок и ориентации, занимая в обществе (социальной группе) определенные позиции и проявляя диспозиционное поведение. Именно позиции и диспозиционное поведение позволяют рассматривать вопрос об активном или пассивном отношении личности к миру, к конкретным обстоятельствам жизни и социальным ситуациям. Личность активно строит свою жизнь, формирует структурные компоненты своей внутренней целостности или, напротив, живет пассивно, конформистски, не формируя сознательно свое индивидуальное бытие. Диспозиционная теория имеет целью представить социальное поведение как «матрицу» позиций с соответствующими этим позициям нормативными предписаниями поведения, выявить причины несоответствия реального поведения ценностным ориентациям личности и найти методы устранения такого несоответствия. Позиции и диспозиционное поведение теснейшим образом связаны с характеристикой ролевой теории личности. Социальные роли личности определяются многообразием видов деятельности, которые выполняет личность. В конечном счете они зависят от социальных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|