Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика моделей девиантного поведения (личностной, ситуационной, средовой).




Личностная модель дает возможность типизации тех или иных особенностей личности девианта. В этой модели рассматривается не массовидная личность представителя той или иной социальной группы, а ее особенности, связанные с социальной позицией, социальной ролью, диспозициями и т.п. в труппе.

В основу личностной модели девиантного поведения положен синтез трех модальностей личности: активности, социализации, интегративности. Можно предположить, что синтез этих трех модальностей даст такие комплексные качественные различия, которые фактически образуют несколько моделей личности.

Иными словами, в основу построения модели девиантного поведения на личностном уровне положен принцип анализа личности через жизнедеятельность, способ организации жизни, способность разрешать психологические противоречия.

По способу решения личностью психологических противоречий мы выделяем следующие типологические признаки:

— готовность к социальным и психологическим трудностям или избегание, уход от них;

— продуктивность, принципиальность в решении противоречий, способность заострить противоречие для продуктивного решения; поверхностность в решении противоречии, иллюзорные решения (разрыв и противоречие слова и дела, ценностей и поступков, которые выступают в таком решении);

— способность длительно выдерживать противоречия, связанные с социальной позицией (скажем, быть не в ладу с самим собой), «способность выдерживать противоречие смысла жизни и жизненной позиции» (К.А. Абульханова-Славская);

— способность и готовность личности реагировать на то или иное противоречие, проявляя адекватность (или неадекватность) реакции на противоречие.

В построении личностной модели девиантного поведения используется основной психологический принцип исследования активности: сопоставление личностной структуры со способами ее реального функционирования в конкретных ситуациях, которые моделируются в естественном эксперименте (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, В.А. Елисеев, 1992). Психологи выдвинули гипотезу, что структура активности представляет собой интеграл, который включает динамические тенденции и личностные механизмы: притязания, саморегуляцию и удовлетворенность. Этот интеграл был назван ими семантическим. Он представляет собой не абстрактную универсальную структуру, а реальный личностный склад, в гармоничности или противоречивости, деформированности или акцентуированности которого выражены позитивные или негативные результаты способа жизни и поведения данной личности.

Характеризуя личностную модель девиантного поведения, следует иметь в виду то обстоятельство, что девиации проявляются главным образом в нетипичных, экстремальных социальных ситуациях (хотя и не только в них) и являются, как правило, эмоциональной реакцией личности на социальные и психологические коллизии и противоречия (социальную несправедливость, кризис ценностей и т.п.). В результате происходит стремительная дезинтеграция социальных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями, нормами. Позже появляется рациональность в поведении личности в этих ситуациях, и личность начинает действовать осмысленно и избирательно.

Для отклоняющегося поведения на ситуационном уровне нужны специальные условия в реальной жизни. В качестве такого специального условия выступает ситуация. Определения понятия «ситуация» многочисленны и разноплановы. Каждый автор выделяет какую-то одну сторону того, чем является ситуация. Приведу здесь только некоторые мнения: ситуация — комплекс обстоятельств; комплекс действий; совокупность событий, отношений; последовательность событий; динамическое образование; специальная среда, обстановка; совокупность условий, фон для каких-либо действий; стимул к действию и др.

В основе модели девиантного поведения на ситуационном уровне лежит степень развития противоречий в рамках той или иной ситуации. В качестве критериев модели девиантко-г6 поведения можно предложить различные ситуации, соотносящиеся:

— со степенью их устойчивости (устойчивые — неустойчивые);

— обыденные — штатные (стандартные — нестандартные, неординарные, экстремальные; проблемные-конфликтные);

— с временными характеристиками (длительно действующие, ситуации средней длительности, кратковременные);

— с пространственными параметрами (страна, республика, регион и т.п.);

— с субъектом деятельности;

— с объектом (экологическая, экономическая, политическая, социальная и т.п.);

— с факторами контроля (управляемые и неуправляемые, стихийные и планируемые);

— со сложностью.

Чрезвычайно важно отметить, что «соотнесенность с ситуацией» этих параметров модели не следует понимать буквально, т.е. в том смысле, что способы разрешения социально-психологических проблем и противоречий, используемые в Данный момент, соотносятся с ситуацией, которая в этот же момент имеется налицо в виде каких-то внешних обстоятельств. Ведь мы понимаем, что ситуация — это не совокупность наличных обстоятельств, а система взаимоотношений, отраженная в сознании. Внешние обстоятельства могут в данный момент и не присутствовать, но они обязательно включены в ситуацию. Более того, хотя они часто бывают скрыты, но «работают», ибо содержатся в ситуации в снятом виде.

Анализ отклоняющегося поведения показывает, что оно может «задаваться» четырьмя ведущими факторами: а) социальным статусом человека; б) его ролью как субъекта деятельности; в) характером выполняемой деятельности; г) ценностными критериями. В связи с этим можно в рабочем порядке назвать эти отклонения статусными, ролевыми, деятельностными и ценностными.

На основании данной классификации мы выделяем следующие модели (типы) ситуаций девиантного поведения.

Первый тип ситуаций — ситуации социально-статусных взаимоотношений. В этих ситуациях взаимоотношения складываются на основе социального статуса их субъектов, проявляются социально-психологические качества личности в соответствии со структурой ближайшего социального окружения (среда), общества. Реализуя эти взаимоотношения, субъекты выступают как представители класса, социальных слоев, профессиональных групп, этнических общностей, политических и общественных организаций, возрастных групп, территориальных общностей (земляк, сосед, соотечественник).

Второй тип ситуаций — ситуации ролевых взаимоотношений. К этому типу можно отнести взаимоотношения, возникающие при исполнении: а) внутригрупповых ролей: лидер-ведомый, старожил-новичок и т.д.; б) ролей, складывающихся в процессе формального и неформального общения:

организатор, бригадир, шеф, эрудит, критик, фантазер и т.д. (возможны любые варианты сочетаний). В неформальных отношениях роли соотносятся со значимыми ценностями группы и носят личностный, интимный характер.

Отношения субъектов, органически вплетенные в какую-либо предметно-ориентированную деятельность, могут иметь характер зависимости, координации, субординации, взаимопомощи, взаимостимулирования, поддержки, обмена социальным опытом, солидарности, кооперации, доверия, требовательности, сотрудничества, сопротивления, создания помех, открытого противодействия, игнорирования и т.д. Они могут протекать в форме товарищеского соревнования, здорового соперничества, творчества, но могут и обостряться до враждебной конкуренции и конфронтации, вплоть до социальных конфликтов и отклоняющегося поведения.

Данные взамоотношения лежат в основе третьего типа ситуаций. Нельзя забывать о том, что действия и поступки в тех или иных социальных ситуациях совершают живые люди со всеми присущими им свойствами. Поэтому все их действия и поступки являются (независимо от их воли) формой обнаружения и способом реализации ценностных отношений. Они имеют интегративный характер, пронизывают все сферы жизнедеятельности людей, являются неотъемлемым атрибутом любой разновидности человеческих взаимоотношений, имеют ключевое значение для создания социальных и психологических ситуаций, так как постоянно «просвечиваются» в повседневной жизни, в поступках людей. Эти отношения обладают наибольшей «ситуативностью».

Ценностные проблемы постоянно воссоздаются в жизнедеятельности людей, являясь «копилкой» их социального опыта. Разрешив их, можно актуализировать потребность в общении, взаимодействии и т.п. через создание ситуаций Ценностных взаимоотношений. Это и есть четвертый тип ситуаций.

В психологии и педагогике социальная среда рассматривается как условие, формирующее личность, т.е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека — своеобразный показатель интериоризации им культуры, уровня социального развития, меры участия в жизни общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных