Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-психологические причины различных типов отклоняющегося поведения (творчество, бродяжничество, страхи, наркотизм, вандализм, граффити, гомосексуализм, самоубийство).




В психологии развивалось два направления, раскрывающие проблемы творчества: первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей (эврилогия), особенностей бессознательного творчества (во сне) и т.п.

Второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т.д. Этим занимались Ч. Ломброзо, Перти, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж и др.

Новое всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления и поэтому воспринимается как аномалия. При этом чем значительнее новое отличается от привычного, обыденного, усвоенного, тем аномальнее оно выглядит. Неудивительны поэтому бесчисленные высказывания о связи (тождестве) гениальности и безумия, о патологии творчества, об изначальной (генетической) отягощенности творческой личности и т.п., достигшие наибольшего признания среди последователей фрейдизма.

Имеется определенная иерархия противоречий общественного развития, образующая иерархию причин отклоняющегося поведения. Творчество выступает попыткой, средством разрешить противоречия между универсальностью, тотальностью человеческой жизнедеятельности и ее социальной формой, существующими нормами, стандартами, эталонами; между социально сформированными потребностями людей и социально обусловленными возможностей их удовлетворения; между потенциально всеобщим характером труда и актуально ограниченным частичным трудом человека.

На уровне индивидуального поведения источником социальной активности служит несоответствие объективных свойств человека (включая его задатки, способности) требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений, в социальной структуре общества — социальная неустроенность, конфликтность, агрессивность, аутсайдерство и т.п.

Социальная неустроенность, конфликт, неудовлетворенность и т.п. порождают не только поиски выхода в творчестве, но и «выход» в насилии, вандализме, а также различные формы «ухода» (алкоголизм, наркомания, «хиппизм» и др.).

Таким образом, можно выделить две группы причин бродяжничества: объективные и субъективные. Помимо общих причин девиантного поведения к числу объективных можно отнести следующие: жилищная проблема; ухудшение социально-экономической и политической ситуации в государствах — бывших республиках СССР; поток бомжей в Россию объясняется также тем, что в сопредельных государствах бродяжничество и попрошайничество еще считается противоправным деянием в отличие от России.

К числу объективных причин следует также отнести и стихийные бедствия, ухудшение экологической ситуации в ряде регионов страны. Однако объективные причины далеко не всегда толкают человека на путь бродяжничества.

Субъективные причины обусловлены психологическими особенностями личности, жизненными установками, микросоциальной ситуацией. В зависимости от субъективных причин можно выделить следующие группы бомжей:

1) люди, для которых бродяжничество является формой уклонения от уголовной ответственности;

2) граждане, принципиально не желающие работать. Это наиболее многочисленная группа;

3) лица, обладающие завышенными требованиями к средствам существования, которым не хватает любого заработка (шабашники, старатели и т.д.);

4) люди, ставшие бродягами вследствие неурядиц в семье или на работе;

5) жертвы социальной пропаганды и собственной романтики;

6) люди с отклонениями в психике.

Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов в том случае, если они не смогут найти жилье и работу.

Совокупность объективных и субъективных причин формирует внутреннюю мотивацию бродяжничества, по мере десоциализации оно становится привычным образом жизни, менять который многие из них уже не могут и не хотят.

Специальные исследования позволили выявить у некоторой части бродяг осознанные или неосознанные мотивы бродяжничества, которые свидетельствуют об их желании избежать социального контроля, сохранить свою субъективно-личностную и социальную дезидентифицированность (Ю.М. Антонян, С.В. Бородин, 1982).

Логично выделить еще одну группу бомжей — это «уличные дети», т.е. дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома. Их число постоянно растет (по последним данным в России более 2 млн детей нигде не работающих и не учащихся). Россия приближается по этому показателю к 1918—1920 гг. Эта группа еще недостаточно изучена, но результаты некоторых исследований, в том числе и автора, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей — это эмансипационные побеги, около 30% у девушек — демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой.

Как показывают некоторые исследования (С.А. Бадмаев, А. Л. Гройсман, В.Ф. Матвеев и др.), повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14—15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.

Уход из дома может быть вызван импульсивно возникшим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям.

Возникновение различных страхов (фобий) довольно характерно для детского и подросткового возраста. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10—20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1—2 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и т.п.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью (С.А. Бадмаев, 1997).

Психология объясняет наркотизм как форму «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе.

Обращение к наркотикам может выполнять и протестные функции.

И хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и т.п.), однако в конечном счете «уход» в наркотики — результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни — «экзистенциального вакуума» (В. Франкл).

Сказанное не означает «оправдания» стремления людей к наркотикам. Потребление наркотиков влечет многочисленные беды: вред для физического, психического, социального здоровья наркомана, горе для его близких, более или менее прямой или косвенный ущерб для общества.

Помимо того что наркотики удовлетворяют — пусть в извращенной форме — определенные потребности, существуют катализирующие наркотизм факторы: социальный кризис; недостатки социокультурной сферы; влияние худших образов западной молодежной субкультуры, а также отечественной криминальной субкультуры; доступность наркотиков и токсических веществ, прозрачность современных границ России и СНГ; среда, которая нейтрально или благосклонно относится к употреблению, наркотик часто пробуют первый раз даже не из любопытства, а только потому, что так делают все.

Часто упоминается в литературе типология С. Козна. В зависимости от доминирующего мотива разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма:

1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения — материальная выгода.

2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей (например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара).

3. Идеологический вандализм. Об идеологическом вандализме говорят, когда разрушитель преследует социальные или политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Например, за периоде 1917 г. разрушено 25—30 тыс. церквей и соборов, около 500 монастырей, уничтожено не менее 20 млн икон, около 400 тыс. колоколов.

4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление.

5. Вандализм как игра. Это распространенная разновидность детского разрушения рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников и подросткового вандализма за счет проявления силы, ловкости, смелости.

6. Злобный вандализм. Представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям к удовольствия от причинения вреда.

Другая классификация мотивов вандализма представлена Д. Кантером. Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения Кантер называет следующие причины:

1. Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом.

2. Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.

3. Исследование. Целью разрушения служит познание (любопытство, желание понять, как работает система, — в детском возрасте).

4. Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

5. Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, Привлечения внимания к себе (яркий пример в истории — поступок Герострата, который сжег храм ради личной славы).

Каких-либо специальных исследований (ни за рубежом, ни в России), посвященных изучению мотивов данного вида девиантного поведения, не проводилось, но на основании, изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.

Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисунков. По данным В. Седнева (1993), на них приходится 50,3% от общего количества.

Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к той или иной группе, приверженность к определенному стилю жизни. Субкультурная символика эмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи (в частности, Т.Б. Щепанская, 1993), идентифицирующие граффити насыщены чувствами гордости и радости. Особенность российских граффити состоит в том, что многие из них исполнены на английском языке. Объясняется это в первую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры.

Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы в субкультуре граффити (Д.Д. Брейер, М.Л. Миллер, М. Кокореф, Р. Лахманн). Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которое подразумевает высокую степень риска в момент исполнения.

Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Как отмечает Эйбл (1997), надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях — поведенческом, вербальном и лингвистическом. Причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции к социальным институтам.

Злобные реакции. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощрены по стилю. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид. Подготовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения по совершенствованию умений.

Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто отражают сексуальные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности является важным мотивом детской граффити. Так, изучая надписи и рисунки в туалетах начальных школ Пуэрто-Рико, где учатся дети 6—11 лет, Лукка и Пачеко (1986) обнаружили, что более половины граффити связаны с сексуальной тематикой: комментарии по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов, рекомендации, выражения сексуальных желаний, изображения половых органов. По мнению авторов, посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям.

Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирических исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, рисование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие.

Существуют множество объясняющих гомосексуализм теорий. Генетическая теория исходит из генетической обусловленности гомосексуальной направленности. При этом используются результаты наблюдения за однояйцевыми близнецами, эксперименты на рыбах и земноводных и т.п. Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено.

Эндокринная теория основывается на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов, так и к превышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов-мужчин. Однако никаких репрезентативных данных, свидетельствующих о гормональных различиях лиц с гомо- и гетеросексуальными влечениями, не имеется.

Существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате действия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазны, совращения, лишения доступа к лицам противоположного пола, культурные влияния, материнская гиперопека, страх сексуальной неудачи и т.п. С точки зрения А.М. Свядоща, врожденным гомосексуализмом является активный тип поведения у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) — активный у мужчин и пассивный у женщин.

Исследования зарубежных и отечественных ученых позволяют сделать принципиальной важности вывод: «какими бы причинами (как правило, многими) не детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно» (И.С. Кон, 1989, с. 291), т.е. по одному лишь желанию человека. Если такое изменение и возможно, то оно требует интенсивной психотерапии и психокоррекции в сочетании с гормонотерапией при непременном сильном желании самого человека. Но и при этом успех лечения не гарантирован.

Вообще, сексуальное поведение и его направленность формируются под воздействием множества биологических, психологических, социальных факторов. Половая принадлежность индивида вовсе не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному сознанию. Не случайно различают пол генетический, или хромосомный, гормональный, генитальный и основанный на нем гражданский (иначе паспортный, или акушерский) и, наконец, «субъективный» как половую аутоидентификацию субъекта. Возможны несоответствия между этими «полами» в силу каких-либо нарушений на какой-то ступени формирования индивида. Наглядной иллюстрацией сложности половой дифференциации служит гермафродитизм — двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов, когда пол индивида нельзя однозначно определить ни как мужской, ни как женский. А в случаях транссексуализма человек не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к соответствующему изменению, в том числе хирургическим путем. Неосуществление желания сменить пол может привести транссексуалиста к самоубийству.

Важной психологической причиной, вызывающей суицидальные настроения, стала атмосфера гражданской апатии. Господствовало, по наблюдению В.М. Бехтерева, общее пессимистическое настроение умов. Оно усугублялось распространением психологии потребительства. Многие молодые люди, подчеркивал он, потеряли жизненные ориентиры, идеалы, веру, постоянно испытывая гнетущее чувство одиночества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных