Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ




 

4.1. Развитие психики в филогенезе

Филогенез – история развития различных видов организма. В психологии под филогенезом понимается процесс возникновения и эволюции психики животных, возникновения и развития сознания в ходе истории человечества.

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, вставших когда-либо перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, т.к. движение есть ее неотъемлемое свойство. Неподвижной материи, неизменно пребывающей в абсолютном покое, не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится все во Вселенной, вся органическая неорганическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей — человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи. Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

Если бы среда обитания живых существ на Земле была бы повсюду совершенно одинаковой, то, по всей вероятности, она была бы населена одним видом животных организмов. Поскольку в действительности среда чрезвычайно разнообразна, то это вызвало дифференциацию организмов. Все живое приспосабливается к существующим условиям.

Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды.

Одноклеточный организм, реагирующий на изменения среды тропизмами (от греч. поворот, направление), целиком и полностью непосредственно зависит от условий среды. Помимо инстинктов, у высших животных формируется приобретенный в индивидуальной жизни опыт, позволяющий им адекватно реагировать на изменения условий существования.

Таким образом, животные организмы постепенно освобождаются от непосредственной зависимости среды. Однако на любом уровне развития живые существа до конца никогда не освободятся от этой зависимости. Среда — условие существования живого организма, главный фактор, определяющий жизнь живых существ, т.е. существование живых организмов детерминировано условиями среды.

Адекватность отражения зависит прежде всего от строения органов чувств и нервной системы. Чем более тонко реагирует рецептор на определенного рода раздражители, тем более адекватной будет реакция.

У одноклеточных, так же как и у простейших многоклеточных кишечнополостных, можно наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм. У земляного червя имеются светочувствительные клетки, лежащие в его эпидермисе. Эти клетки способны отмечать наличие или отсутствие света. У моллюска уже встречаются группы светочувствительных клеток, как бы выстилающих мешочек, погруженный в его тело. Такое устройство органа зрения позволяет животному улавливать не только присутствие или отсутствие света, но и то, с какой стороны падает свет. У насекомых фасеточное устройство глаз позволяет видеть форму мелких предметов. У большинства позвоночных животных глаз снабжен специальной светопреломляющей линзой (хрусталиком), благодаря чему оказывается возможным четко видеть очертания предметов. Развитие рецепторов в известных пределах сочетается с развитием определенного типа нервной системы.

Как показывают данные зоологии, зоопсихологии, уровень развития органов чувств и нервной системы определяет уровень и формы психического отражения.

I. На низшей ступени развития (например, у кишечнополостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система. Животные с сетевидной нервной системой в основном реагируют тропизмами. Условные рефлексы у них формируются с трудом и плохо сохраняются.

2. На следующей ступени развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии).

Узловая, или ганглиозная нервная система позволяет получать и перерабатывать большее количество раздражений. У таких животных имеется ведущий (головной) ганглий, который устроен значительно сложнее, чем все остальные узлы нервной системы. Наиболее примитивная ганглиозная нервная система у червей, у них сегментные ганглии по своим отражательным возможностям однородны и, таким образом, не позволяют осуществить более тонкое отражение. Лишь головной ганглий, представляющий собой соединение неоднородных по функциям и связям нервных клеток, получает и перерабатывает более разнообразные раздражения.

Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных — насекомых, которые способны использовать при взаимодействии со средой не только врожденные, но и приобретенные рефлексы. В каждой части тела насекомых ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной ганглий. Нервная система у насекомых связывается со средой с помощью уже достаточно тонко организованных рецепторов, которые несут сигнальную функцию. Однако, врожденные реакции (инстинкты) у насекомых явно преобладают

3. Высший тип нервной системы — трубчатая нервная система. У хордовых она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток. В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг — центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения. Чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика. У животных возникают и совершенствуются появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление).

Особое значение в эволюции позвоночных приобретает развитие головного мозга. В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции. Эти центры взаимосвязываются через специальные нервные образования— ассоциативные зоны. Чем выше организовано животное, тем совершеннее эти зоны. Животные, обладающие центральной нервной системой, наиболее адекватно отражают воздействие среды.

Вывод: эволюция психики в филогенезе выражается в совершенствовании органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения.

Итак, психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности. Психика выполняет ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смыслообразующие функции в поведении и деятельности. У животных проявление психики имеет значительные ограничения по сравнению с человеком, который наделен речью, сознанием, самосознанием, творческими способностями.

Однако, эволюция психики идет не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные самых различных уровней отражения, и наоборот, в различных уровнях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Считается, например, что дельфины, слоны и медведи стоят в этом отношении одинаково высоко.

Как всякая материя, среда эволюционирует, к ней приспосабливается вид животных, который в ней обитает. Причем, изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного. Выделим существенные отличительные признаки психики человека от психики животных.

1) Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал другим особям по поводу явлений, ограниченных данной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он непосредственно никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление, животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Следовательно, человек способен поступать сознательно.

2) Второе отличие заключается в способности человека создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для животного (например, обезьяны) как орудие. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Предмет приобретает значение лишь в конкретной ситуации.

3) Третьим, весьма существенным различием является различие в чувствах. Предметы и явления действительности могут вызывать у высших животных и человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться. Только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

4) Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики подчиняется законам исторического развития. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, неразовьется способность к абстрактному мышлению, не формируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения — человеческой речи. Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, развивающиеся общественные отношения влияли на совершенствование трудовой деятельности. В труде развивалось и сознание человека – наивысшая в эволюционном ряду форма отражения действительности, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие, а следовательно, и на собственную деятельность. Поскольку деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, она направляется на удовлетворение не только личных, но и общественных потребностей. Поэтому появляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. Человеческая рука приобрела способность к разнообразным функциям. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения. Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга не только с точки зрения увеличения его массы, но и усложнения его структуры.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир.

 

4.2. Развитие психики в онтогенезе

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. В психологии – развитие психики от рождения до конца жизни. Следовательно, изменения всех психических процессов человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), эмоций, воли, мотивации в течение жизни - онтогенетическое развитие. Онтогенетическое развитие психики определяется как внутренними (биологическими факторами), так и социальными - обучением и воспитанием. Например, эффективность становления летного профессионализма как психологического качества личности курсанта зависит от: 1)динамических свойств его нервной системы; 2)научной обоснованности теоретической, тренажерной, летной подготовки.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Исследовать психическое развитие человека – значит решить задачи описания, объяснения, прогноза, коррекции этого развития.

1)Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний).

2)Объяснить развитие – значит выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: а) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко), б) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения), в) вообще отсутствовать, г) одинарной (что встречается крайне редко), 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

3)Если объяснение отвечает на вопрос «почему это произошло?», раскрывая причины для уже имеющегося следствия и определяя факторы, его вызвавшие, то прогнозотвечает на вопрос «к чему это приведет?», указывая на те следствия, которые вытекают из данной причины. Таким образом, если в объяснении развития мысль исследователя движется от следствия к причине, то в прогнозе развития мы идем от причины к следствию. Это значит, что при объяснении наступивших изменений исследование начинается с их описания и продолжается переходом к описанию возможных причин и их связи с наступившими изменениями. При прогнозе же исследование начинается также с описания наступивших изменений, но они рассматриваются уже не как следствие, а как причина возможных изменений, описание которых и нужно составить. Прогноз развития всегда носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом, собственно, и заключается смысл прогноза.

4)Если описание развития есть создание его образа в сознании исследователя, объяснение – установление связей следствия с возможными причинами, а прогноз развития – предсказание его, исходя из уже установленных причинно-следственных связей, то коррекция развития – есть управление им через изменение возможных причин.

Современная психологическая наука обладает арсеналом методов, позволяющих осуществить диагностику развития человека, определить перспективы этого развития, обнаружить психологические проблемы, требующие немедленного вмешательства специалиста. Так, школьный психолог решает следующие задачи по исследованию психического развития детей:

1. Определение психологической готовности к школе – совокупности интеллектуальных, мотивационных и поведенческих характеристик, позволяющих успешно осваивать школьную программу в условиях классного обучения. В случае необходимости психолог участвует в формировании нужных для обучения психологических качеств или рекомендует иную форму обучения (например, домашнюю).

2. Разработка и осуществление совместно с учителями и родителями развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей школьников с целью их лучшей адаптации к условиям школы.

3. Осуществление контроля и оказание психологической помощи школьникам в переходные периоды и сложные моменты их жизни (период полового созревания, последствия острых и хронических заболеваний, стрессогенные события в жизни и т.д.).

4. Проведение диагностико-коррекционной работы с «трудными» школьниками (с неуспевающими, недисциплинированными, с детьми, страдающими разного рода нервными и психическими расстройствами, с подростками, стоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, с детьми из «неблагополучных» семей).

5. Определение и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений учащихся с учителями, сверстниками, родителями и другими людьми.

6. Консультирование учащихся по вопросам обучения, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений между взрослыми и сверстниками, психологическим проблемам сексуального развития и сексуальных взаимоотношений.

7. Консультирование администрации школы, учителей, родителей по психологическим проблемам воспитания и обучения детей и т.д.

Психическое развитие человека определяется категориями «усло-

вия» и «движущие силы развития».

Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.

Условия развития, с точки зрения большинства представителей за-

падной психологии, - наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Общая черта всех концепций – это понимание развития как приспособления человека к окружающей среде. В этом состоит их биологизаторская суть.

По мнению отечественных психологов, среда выступает в качестве

источника развития, вне взаимодействия с обществом субъект никогда не разовьет в себе тех качеств, которые являются духовным достоянием всего человечества. Специфика психического развития человека в этой связи состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие осуществляется путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Ребенок не приспосабливается к окружающему миру, а делает его своим, присваивает его. Присвоение – это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение человеком исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения. Биологические особенности человека остаются в качестве детерминанты психического развития, но как необходимое условие этого развития.

По Л.С.Выготскому, движущая сила психического развития –

обучение, причем обучение, построенное на взаимодействии учителя с учеником, ориентированное на перспективы интеллектуального развития ребенка. Если обучение идет впереди развития, как отмечал Л.С.Выготский, тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других психических функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

А.Н.Леонтьев условиями психического развития считал морфо-

физиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны

быть приведены в движение деятельностью субъекта. Он полагал, что главным специфическим внутренним противоречием ребенка выступает противоречие между необходимостью осуществления какой-либо деятельности и отсутствием психологических средств ее реализации (мотивов, знаний, навыков и т.д.). Это противоречие постепенно разрешается благодаря тому, что ребенок начинает выполнять эту деятельность за счет средств другой, но сходной деятельности – в процессе же ее осуществления эта деятельность создает свои собственные средства и тем самым развивается сама, а на ее основе у ребенка возникают соответствующие способности.

Дальнейшие исследования советских психологов под руководством

А.Н.Леонтьева открыли значение деятельности в психическом развитии

ребенка: никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. А.Н.Леонтьев отмечает: «Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее; одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Благодаря работам А.Н.Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.

Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий)

тип деятельности. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Например, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, в юности - профессионально-учебная деятельность. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Исследования отечественных психологов обосновали существенную роль деятельности в психическом развитии человека на протяжении всей жизни.

 

4.3. Структура психики человека

Современная психология выделяет (в наиболее общем виде) два уровня, образующих психику человека: высший уровень - сознание и низший - бессознательное.

Рассмотрим важнейшие психологические характеристики этих структурных компонентов психики.

I. Сознание - совокупность знаний об окружающем нас мире.

I) Сюда входят все познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

2) В сознании отчетливо различаются субъект и объект, т.е. человек отделяет «Я» от «не-Я». Человек формирует самосознание в течение жизни. Особенно интенсивно этот процесс происходит в детстве. Человек – единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

3) Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществить целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается как нарушение сознания.

4) Важнейшей характеристикой сознания является наличие адекватных эмоциональных оценок. В межличностных отношениях при некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений. Так, больной алкоголизмом равнодушен к проблемам близких, постепенно деградирует морально-потребностная сфера его личности.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык как особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

II. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие «психика» шире, чем понятие "сознание"), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за своими действиями, невозможна и оценка их результатов.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально действующими раздражителями («субсенсорные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие несознательными; некоторые побуждения кдеятельности, в которых отсутствует сознание цели и т.д.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Бессознательное — это столь же человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных психологических школ. Так, З.Фрейд (одним из первых в психологии приступил к научному исследованию этого структурного компонента психики) под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры духовных ценностей совершаясь реально, не всегда становятся предметом осознания и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. В духовном мире надсознательное в достаточной мере выражено в феномене менталитета общества.

 

Основные понятия

Филогенез, тропизмы, типы нервной системы, ассоциативные зоны, онтогенез, психика, развитие психики, сознание, бессознательное.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема развития психики в филогенезе.

2. Структура психики человека.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение филогенеза, онтогенеза.

2. Что понимается под психикой?

3. Каковы функции психики в поведении и деятельности?

4. В чем выражается эволюция психики в филогенезе?

5. Что понимается под развитием психики?

6. Что значит исследовать психическое развитие человека?

7. Перечислите отличия психики человека от психики животных

8. Дайте определение сознанию.

9. Что такое бессознательное?

 

Литература

Основная

Психология. /Под ред. В.Н. Дружинина. Учебник. – С-Пб.:«Питер», 2002.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. – М., 2005.

Дополнительная

Введение в психологию. Учебник. /Под ред. В.А.Петровского. – М.: «Академия», 1997.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск, 2001.

 

 

ГЛАВА 5






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных