Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ




6.1. Индивид, личность, индивидуальность

Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий взаимодействие и общение с другими людьми, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

В исследованиях по психологии личности переплетаются между собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценка, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты индивидуального характера, настроение, чувства симпатии и антипатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля и т.д.

Попытки собрать личность человека из разнообразия ее проявлений или построить общую теорию личности не отличаются новизной. Еще в ХVIII в. французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» наделил личность такими характеристиками, как обоняние, вкус, осязание, потребности, ловкость, желания, воспоминания, идеи, самосознание. Удовольствие и страдание стали единственным двигателем развития ее способностей.

В современной психологии личности существуют различные подходы к пониманию ее структуры, развития, жизнедеятельности. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные или бессознательные?

4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль за своим поведением?

5. Является ли внутренний мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В настоящее время сложилось несколько авторитетных теорий личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная и диспозиционная. В отечественной психологии получила наибольшее распространение деятельностная теория личности. Среди ее представителей следует назвать С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульханову, К.К.Платонова, А.В.Брушлинского, В.А.Петровского.

Для более полного понимания психологии личности в деятельностном подходе необходимо рассмотреть понятия «индивид» и «индивидуальность». Так, индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и представителя развитой страны, и члена племени, далекого от цивилизации, т.е. индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Человек уже на свет рождается человеком. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д. и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта. На развитие индивидуальности человека заметно влияет его генетика, а также обстоятельства жизни, биография. Таким образом, предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе общественного развития человека, его обучения, воспитания.

Появляясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которая формирует его как личность, т.е. как человека, наделенного сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Психологическая сущность личности заключается в том, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых – субъектом познания, общения и деятельности. Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов).

Отечественные психологи (В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов и др. исследовали различные аспекты проблемы формирования и развития личности. Несмотря на различное понимание конкретных механизмов становления личности в онтогенезе, в качестве условия развития личности названы морфофизиологические особенности мозга, источником развития выступила социальная среда, движущей силой развития названы обучение (воспитание) и деятельность (предметная деятельность, совместная деятельность, общение).

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального (такой подход был заложен немецким психологом В.Штерном). В итоге была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

«Эндопсихика» как подструктура личности выражает внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. «Эндопсихика» включает в себя такие черты, как импульсивность, способность к волевому усилию, восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения и т.д.

«Экзопсихика» определяется отношением человека к внешней среде, т.е. к чему личность может так или иначе относиться – интересы, склонности, идеалы, чувства и т.д. Следовательно, «эндопсихика» обусловлена биологически, в противоположность «экзопсихике», которая определяется социальным фактором.

Соглашаясь с наличием двух факторов, определяющих структуру личности, следует уточнить вопрос об их взаимосвязи и взаимообусловленности. Ведь личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру, равноправную структуре социальной. Безусловно, телесная организация индивида, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации значительно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако, природные стороны и черты существуют в структуре человеческой личности как социально обусловленные ее элементы (так, удовлетворение биологической потребности в пище происходит у человека в соответствии с культурными традициями). Биологическое и социальное образуют единство и не могут быть механистически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

А.В.Петровский предложил трехкомпонентную структуру личности, в которой биологическое и социальное находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. В первую очередь в структуру личности входит внутрииндивидная подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.

Личность, являясь субъектом отношений с обществом, с различными группами, не может быть заключена лишь в некое замкнутоепространство внутри индивида, а обнаруживает себя также в пространстве межличностных отношений. Это интериндивидная подсистема личности. На уровне интериндивидной подсистемы проявляются такие феномены личности, как самооценка, самоопределение, внутригрупповая идентификация и т.д.

Третья подструктура личности – метаиндивидная (надидивидная). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела (внутрииндивидная подсистема), но и перемещается за пределы его наличных связей с другими индивидами (интериндивидная подсистема). В этом случае имеются в виду «вклады» в других людей, т.е. преобразования их интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые личность вольно или невольно производит своей деятельностью. В рамках метаиндивидной подструктуры рассматривается проблема личностного бессмертия.

Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях.

Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструктурах покажем на примере такой важной ее характеристики, как авторитетность.

Авторитет складывается в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация права сильного, как «авторитет власти» по преимуществу, а в других, высокоразвитых группах – как демократическая «власть авторитета», личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная подсистема личности). В рамках метаиндивидной подсистемы личности авторитетность – это признание другими за индивидом права принимать значимые для них решения в значимых обстоятельствах, результат того вклада, который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах – это следствие конформности ее членов, в группах-коллективах – результат самоопределения. Таким образом, авторитетность – это идеальная представленность субъекта прежде всего в других и только в связи с этим в самом субъекте. Наконец, во внутрииндивидном «пространстве» личности – это комплекс психологических качеств субъекта: в одном случае – своеволие, жесткость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом – принципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т.д..

Метаиндивидная система личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека – потребность быть личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Эта потребность может быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного человека более интенсивной, у другого – менее, ее реализация может приводить к благоприятным или неблагоприятным последствиям для других людей, наконец, один человек может располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высокого интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широкого набора разнообразных умений, или исключительной смелости и решительности, или же всех этих качеств вместе взятых), а у другого эти средства более ограничены. Экспериментальные исследования показали, что оптимальные условия для удовлетворения потребности быть личностью создаются в группах высшего уровня развития (где создан положительный психологический климат, существуют сплоченность, взаимопонимание, успешное выполнение совместной деятельности и т.д.)

6.2. Темперамент, характер, направленность личности

Психологические свойства личности – направленность, темперамент, характер, способности.

Темперамент отражает динамическую характеристику психической деятельности: активность, темп и интенсивность психических процессов, быстроту возникновения, силу и внешнее выражение эмоциональных переживаний. По сути свойства темперамента – это врожденные, индивидуальные свойства нервной системы.

При планировании и организации учебно-воспитательного процесса необходимо осознавать, что темперамент – наиболее постоянная и устойчивая характеристика человека. Каждый тип темперамента может проявлять себя в определенных личностных чертах – положительных и отрицательных. Так, энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, однако недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность при отсутствии надлежащего воспитания может выразиться в несдержанности, резкости, склонности к постоянным конфликтам.

Живость, отзывчивость сангвиника – положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к склонности разбрасываться.

Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – это достоинство. Однако в неблагоприятных условиях воспитания эти черты могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни.

Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика – ценные качества, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа темперамента могут развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Следовательно, в целях формирования и развития личности необходимо применять систему психолого-педагогических воздействий на основе индивидуального подхода к человеку. Учет особенностей проявления своего темперамента позволяет личности компенсировать нежелательные стороны темперамента и усиливать положительные.

Особенности темперамента сказываются на выполнении различных видов трудовой деятельности. Например, в условиях монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от развития сонливости, однако в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными или неожиданными раздражителями, лица слабого типа нервной системы могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.

В исследованиях по военно-авиационной психологии и медицине установлено, что для специальности летчика истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации наиболее подходят представители сангвинического и холерического темперамента; для летчиков дальней, военно-транспортной и армейской авиации могут допускаться и представители флегматического темперамента. Профессия военного летчика в большинстве случаев противопоказана меланхоликам. Однако стоит напомнить, что названные типы темперамента в чистом виде встречаются редко, а меланхолический – очень редко.

В настоящее время определены и обоснованы наиболее благоприятные сочетания типов темперамента для экипажей многоместного самолета. (таблица 2).

Таблица 2

Комплектование летного экипажа на основе благоприятных сочетаний типов темперамента

 

Командир Помощник командира Штурман Член экипажа
Флегматик Сангвиник или холерик Сангвиник или любой тип темперамента Любой тип темперамента
Сангвиник Любой тип темперамента _ _
Холерик   _ _ _

 

Принадлежность к тому или иному типу темперамента не имеет фатального значения для человека, его успехи в личной жизни и профессиональной деятельности во многом связаны с его образованием, культурой, пониманием себя и своих возможностей. Следовательно, нет плохих и хороших темпераментов, а есть воспитанные и невоспитанные люди, состоявшиеся и несостоявшиеся профессионалы.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные способы поведения. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные социальные группы. В группе высокого уровня развития, осуществляющей совместную социально значимую и одобряемую деятельность (коллективе), создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепления лучших черт характера – ответственности, аккуратности, дисциплинированности, порядочности и др.

Знание характера позволяет человеку предвидеть и направить развитие и саморазвитие личности. Характер является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и, прежде всего, от типа нервной системы, определяющего динамические черты характера субъекта. С другой стороны, характер – результат воспитания и самовоспитания в условиях включенности личности в систему общественных отношений, совместную деятельность и общение. Настоящий летный характер складывается на протяжении всего периода личностного и профессионального развития военного летчика.

Способности – психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности во взаимодействии и взаимообусловленности с темпераментом, характером и мотивационной направленностью обеспечивают индивидуальное своеобразие каждой личности.

Способности обнаруживаются в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Точнее сказать, способности обнаруживаются в динамике приобретения знаний, умений, навыков, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения существенно важными для данной деятельности знаниями, умениями, навыками.

Способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются и развиваются в процессе его жизнедеятельности. Однако отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. В современной психологии и педагогике существует понятие задатков как природных предпосылок способностей. Задатки - морфофизиологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения.

В структуре способностей личности можно выделить общие и специальные способности. Общие способности отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности (например, способности читать, писать и т.д.), специальные способности являются возможностями успешного выполнения определенного вида деятельности. К числу специальных способностей относятся летные способности.

Летные способности – это совокупность довольно стойких индивидуально-психологических особенностей познавательных процессов и качеств личности, которые определяют успешность летного обучения, выполнения летной деятельности и совершенствование в ней (готовность к творчеству в нестандартных условиях полета, адекватные пространственно-временные представления, оперативность мышления и др.)

Важным фактором эффективного развития летных способностей являются педагогическое мастерство и педагогическая культура личности инструктора, формирующего у обучающихся не только фундаментальные знания, но и любовь к небу.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности выражается в ее интересах, убеждениях, установках.

Интересы – мотивы, способствующие ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы различаются по различным основаниям:

1. Содержанию (по объектам познавательных потребностей);

2. Широте (сконцентрированы в одной области или между многими объектами);

3. Степени их устойчивости и т.д.

Убеждения – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно -научных и др.), то они могут рассматриваться как мировоззрение. Наличие убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности человека.

Психологическая установка – это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения.

Направленность личности авиатора определяется его мировоззрением, системой смыслообразующих мотивов, выражается в основных, существенных жизненных установках, отношениях и целях, а также в активности, собранности, организованности авиатора и высокой результативности военно-авиационной деятельности. Направленность на летную деятельность является ведущим мотивом личности военного летчика.

В настоящее время в психологии продолжаются исследования психологических свойств личности. Так, в работах А.М. Столяренко разработана классификация социально-психологических свойств личности на основе отношения личности с социальной действительностью:

1. Отношение к миру и жизни – мировосприятие и мироотношение личности. Это понимание окружающего мира, человечества, общества, ценности своей жизни и отношения к ним, восприятие окружающего социального бытия и отношения к нему, понимание и отношение к необходимости самореализации и самоутверждения в жизни и обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире.

2. Отношение личности к целям и перспективам жизни в обществе – мотивация достижений в самореализации и самоутверждении. К чему стремится в жизни данный человек, чего он хочет достигнуть, какие потребности хочет удовлетворить, стремится ли он к вершине своих возможностей? Ответ на эти вопросы - показатель выводов для практики жизни из постигнутого или смутно понимаемого смысла жизненного пути личности.

3. Отношения к достижениям и ценностям человеческой культуры – цивилизованность личности. Смысл социализации – в усвоении не вообще социального опыта, а опыта, отвечающего уровню современной человеческой цивилизации, высоким достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, урегулирования межгосударственных и межнациональных отношений и др. Цивилизованность как социально-психологическое свойство - мера соотношения психологии личности и поведения с этим уровнем, характеристика личности как члена мирового сообщества.

4. Отношения с обществом – гражданственность личности. Личность в данном случае характеризуется как член общества. Личности свойственны любовь к Родине, ее народу (независимо от социальных, национально-этнических, религиозных и иных особенностей его), уважение к его истории, традициям, культуре, нормам морали и права, умение сочетать личные интересы с общественными (отдавая, в случае несовпадения, приоритет вторым), заинтересованное отношение к общественным проблемам и активное содействие их решению, чувство долга и необходимость вооруженной защиты Родины и др.

5. Отношения с группой – групповая интегрированность личности. Идентичность психологии личности с психологией конкретной группы или общности, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них.

6. Отношения с людьми – коммуникативность личности: общительность, открытость, дружественность, доброжелательность, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, способносьб понимать и переживать состояния и чувства другого человека, чувствительность к чужой беде, бескорыстная забота о других.

7. Отношения к необходимости личного участия в общественной жизни, жизни группы, совершенствовании своего образа жизни – социальная активность. В этом свойстве представлен главный источник субъективности социальных отношений – их зависимость от самой личности.

8. Уровень фактической реализованности своих психологических возможностей, их развитости, обнаруживающихся в личных возможностях достижения успехов в жизни – самореализованность личности. Самореализованность личности основывается на постоянном самоформировании и самосовершенствовании, развитии в направлении высшего уровня человеческой цивилизованности.

9. Отношения к трудностям – жизнестойкость. Это общая способность переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни, которых вовсе избежать нельзя, умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, относиться к ним как к преодолимым, делать выводы и не повторять ошибок.

10. Отношения к самому себе как к «самости» и члену человеческих со-

обществ – самоосознаваемость.

Комплекс указанных свойств образует социально-психологический облик личности. По мнению автора, он позволяет лучше изучать и оценивать людей, познавать себя, адекватно оценивать свой реальный статус и социальную значимость, понять, что достигнуто и что еще надо делать, чтобы добиться в жизни большего.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я».

Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначают как «открытие «Я». В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. В течении жизни человек формирует образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»).

Образ «Я» - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих, - поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение со стороны окружающих, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» - не статическое, а динамическое образование личности индивида. Он может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как «реальное Я». Образ «Я» - это вместе с тем и «идеальное Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. «Идеальное Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Еще один вариант возникновения образа «Я» - «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. При оценке мотивирующего значения образа «Я» важно знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и места в жизни подменено его «фантастическим Я». Преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, проявляет подозрительность, мнительность, высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Адекватная самооценка позволяет личности критично относиться к себе и результатам своей деятельности, формирует целостность образа «Я», способность к саморазвитию в профессии, к налаживанию продуктивных межличностных отношений с окружающими. Процесс становления личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения человека, другими словами, - динамику его самосознания.

 

Основные понятия

Индивид, личность, индивидуальность, эндопсихика, экзопсихика, темперамент, характер, способности, направленность личности, образ «Я», самооценка.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема развития личности летчика в отечественной военно-авиационной психологии.

2. Общая характеристика теорий личности в зарубежной психологии.

3. Методы психодиагностики личности.

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятиям «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Каковы источники, условия и движущие силы развития личности?

3. Каковы структурные подсистемы личности?

4. Дайте характеристику психологическим свойствам личности.

5. Что понимается под летными способностями?

6. Каково психологическое содержание направленности личности авиатора?

 

Литература

Основная

Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского. – М., 2002.

Дополнительная

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник, Минск, 2001.

Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов (предотвращения летных происшествий) в авиационных частях. /Под ред В.Т.Юсова. – Монино: ВВА, 1993.

Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – С-Пб., 2000.

Каращан В.А., Паркин А.Д., Черницкий В.Г., Юсов В.Т. Военно-авиационная психология и педагогика. Курс лекций. – Монино, 1992.

Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Дисс. …доктора психол. наук, - Монино, 2002.

Развитие интеллектуальных способностей курсантов авиационных училищ. Методическое пособие./Под ред В.А.Пономаренко. – Москва-Челябинск, 1997.

 

ГЛАВА 7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных