Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ




3.1. Понятие методологии науки

Методология - это особый род знания о научном знании, включающий в себя анализ философско-мировоззренческих оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, критическую оценку получаемых наукой знаний, а также ответы на вопросы о предмете науки, о строении ее концептуального аппарата.

Если рассматривать структуру методологии науки «по вертикали», можно выделить следующие ее уровни:

I) уровень философской методологии (система наиболее общих принципов научного познания);

2) уровень конкретно-научной методологии (структура, логическая организация, средства познавательной деятельности в области теории и практики);

3) уровень методов, методики и техники исследования (совокупность частных или специальных методов познания в конкретной науке).

Например, методология психологического исследования в области военно-авиационной психологии может быть представлена следующим образом:

1) философская методология - диалектический материализм; 2) конкретно-научная методология - психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория образа полета В.А.Пономаренко, деятельностный и системный подходы к пониманию функционирования и развития психики авиатора; 3) методы наблюдения, эксперимента, тестирования, анализа продуктов военно-авиационной деятельности и т.д. Применение видеоаппаратуры, компьютерных технологий и т.п.

Следует отметить, что понятия «метод» и «методика» в психологической науке различаются по своему научно-практическому значению. Так, метод – это способ или прием познания, тогда как методика – это приемы целесообразного проведения какой-либо работы. Например, можно говорить о методике использования метода наблюдения. Это означает, что расписывается последовательность и порядок применения процедур наблюдения для заданных целей. Таким образом, термин «методика» описывает технологию или последовательность применения процедур чего-либо (исследования, конкретного измерения и т.п.)

К функциям методологии относятся: I)функция стимулирования процесса познания; 2) формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления; 3) организация и структурирование научного знания; 4) мировоззренческая интерпретация результатов науки.

Основные методологические (объяснительные) принципы отечественной психологии следующие:

- принцип детерминации (обусловленность явления порождающими его факторами);

- принцип системности (каждое явление определяется по его функции в структуре целого);

- принцип развития (изучение явления с точки зрения того, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, каковы результаты его развития);

- принцип единства сознания и деятельности (положение о том, что психика человека развивается и формируется на основе выполнения различных видов деятельности, при этом психика проектирует активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных образах.

Данные принципы как основополагающие положения позволяют содержательно описывать свойства и характеристики объекта исследования, строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных