ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объект и предмет логистикиЕ.А. Сидорова
Логистика
Конспект лекций Для студентов специальностей 080507 – "Менеджмент организации", 050501 – "Профессиональное обучение (экономика и управление)"
Новочеркасск 2008
Е.А. Сидорова
Логистика
Конспект лекций
Новочеркасск 2008 ББК У 40 я 7 С 347
Рецензент: канд. экон. наук, доц. Пелевина А.Б.
Сидорова, Е.А. С 347 Логистика [Текст]: конспект лекций для студентов спец. 080507-"Менеджмент организации", 050501 – "Профессиональное обучение (экономика и управление)"/ Е.А. Сидорова; Новочек. гос. мелиор. акад. - Новочеркасск, 2008. – 93 с.
В лекциях рассматривается сущность логистики, ее составляющие (производственные, закупочные, распределительные, транспортные), а также структура материального и информационного потоков, их взаимосвязь и особенности документооборота. В отдельной теме отражена специфика складских операций, сервисного обслуживания в деятельности предприятий. Предназначены студентам всех форм обучения специальности «Менеджмент организации», «Профессиональное обучение», по дисциплине "Логистика". Конспект лекций подготовлен в соответствии с ГОС ВПО по специальности 061100. ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Цель издания заключается в закреплении у студентов понимания необходимости единого управления сквозными материальными потоками, в ориентации обучающихся на целостное видение процессов в логистике. Применение логистического метода изучается на ситуациях, наиболее часто встречающихся в практике.
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
Рассматриваемые вопросы 1.1 Сущность логистики 1.2 Объект и предмет логистики 1.3 Цели и задачи логистики 1.4 Методологические основы логистики Сущность логистики
Особенности логистики могут быть раскрыты, если уяснить, что: а) основная концептуальная идея логистики состоит в целостном системном подходе к изучению ее объекта; б) существуют объективные предпосылки необходимости, целесообразности и эффективности применения логистического подхода; в) требуется методологический инструментарий логистики в сфере предпринимательской деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой логистика стала широко распространятся в предпринимательской сфере лишь с 60-х годов, когда был достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. В зависимости от степени монополизации, условий конкуренции, доли государственного сектора возникли различные объективные предпосылки применения логистического подхода. Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных. Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами. Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Отличительные признаки логистической системы: - наличие потокового процесса; - определенная системная целостность. Системность логистики доказывается наличием у нее свойств, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой. Охарактеризуем эти свойства в приложении к логистике. 1. Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выделяют следующие элементы логистических систем: - ЗАКУПКА - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;
- СКЛАДЫ - здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки; - ЗАПАСЫ - запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах; - ТРАНСПОРТ - элемент, как и остальные, являющийся сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование; - ИНФОРМАЦИЯ - подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций; - КАДРЫ - организованный персонал, занятый выполнением логистических операций; - СБЫТ- подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы. В производственных логистических системах выделяют также элемент "Обслуживающие производства", под которым понимаются подразделения логистики, занятые обслуживанием процесса производства. Таким образом, элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем. 2. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы, т. е. качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности. 3. Связи между элементами логистической системы определенным способом упорядочены, т.е. логистическая система имеет организацию. 4. Логистическая система обладает интегративными качествами. Это способность поставить товар в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменения спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей. Границы логистической системы определяются циклом обращения производства (рисунок 1).
Рисунок 1- Цикл обращения производства
Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы. Логистические системы делятся на макро- и микрологистические. Исследование в работе направлено на изучение потоковых процессов в макрологистических системах. Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макроэкономических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов. На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем: - с прямыми связями (материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников); - эшелонированные логистические системы (на пути материального потока есть хотя бы один посредник); - гибкие (возможны первые два случая). Объект и предмет логистики
Объектом логистики выступают сложные динамические производственно-коммерческие комплексные системы снабжения, сбыта, включающие организационно-экономические аспекты снабженческой деятельности, транспортно-технических, операций, производственно-технологическую и коммерческо-сбытовую деятельность. Характерными особенностями таких систем являются: - рассредоточенность технических средств и коллективов людей на большой территории; - мобильность значительной массы технических средств, включая транспортные; - высокая фондоемкость технических средств; - зависимость от результата работы большого числа смежных подсистем -грузоотправителей, грузополучателей ресурсов.
Эти особенности воздействуют на объем и протекание информационных процессов в логистических системах и подсистемах. Добиться совпадения усилий интересов коллективов отдельных подсистем и системы в целом часто бывает далеко не просто. Логистика с ее системно-кибернетическим подходом к изучаемым материально-информационным потоковым процессам помогает найти пути решения данной проблемы. Существует несколько моделей альтернативных экономик - их полной централизации или полной децентрализации, в соответствии с которыми формируются понятия тоталитарного "социалистического рынка" и "свободного рынка". Между этими крайностями в реальной действительности часто встречаются промежуточные варианты, модели которых также следует иметь в виду при анализе. Необходимость экономического централизма сегодня обусловлена задачами: - общего развития экономики как целого; - координации усилий для успешного достижения целей каждого участника, вовлеченного в общий производственно-коммерческий процесс. Такой централизм неправомерно полностью идентифицировать с ролью формирования организационно-экономических структур участниками логистической деятельности. Экономическая централизация с оттенком интеграции в модели свободного рынка имеет три опорные конструкции: 1) единую финансово-денежную и банковскую систему; 2) систему рынка, включая финансово-денежный рынок; 3) систему воспроизводственных оборотов общественного капитала и продукта, потребительских доходов и оборота общественного капитала. Эти конструкции образуют три потоковых слоя: - материальный; - воспроизводственно-рыночный; - хозяйственно-финансовый и денежный. Тем самым остов экономической централизации слагается из экономических форм: производства, обмена, распределения, потребления. А это потоковые процессы, выступающие объектами логистической деятельности. Предметом изучения в логистике является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоковых процессов. При этом сфера предпринимательской деятельности ограничивается производственно-коммерческим циклом, который рассматривается и как многослойный замкнутый процесс, составляющий системообразную основу логистики. Границы производственно-коммерческой логистической системы определяются производственно-коммерческим циклом, включающим процессы кредитования (часть финансового потока), закупок средств материально-технического обеспечения, их складирования, транспортировки, хранения, внутрипроизводственного организационно-технологического распределения, складирования и сбыта готовой продукции, получения дохода и
погашения кредита (завершающая часть финансового потока). Из определения предмета логистики следует, что в ее задачу входит разработка методов оценки эффективности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|