ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие о воображении. Виды воображения. Способы создания новых образов. Возрастная динамика воображения.Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем такой процесс, при котором эти образы отличаются от реальной действительности. Продукт и результат его – придуманный человеком образ. Но мышление – это направленный процесс решения задачи, результат которого как бы предопределен. Виды воображения Воображение может функционировать на различных уровнях в зависимости от того, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают воображение пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком как бы воспринимается несуществующий объект. К пассивному воображению относятся процессы, возникающие в периоды погружения в сумеречное состояние сознания под действием гипноза, алкоголя, наркотиков и других галлюциногенов. При этом из бессознательного поднимаются неосознаваемые в бодрствующем состоянии образы. Вместе с тем есть немало средств, с помощью которых можно намеренно вызывать похожие на галлюцинации образы, пользоваться этим не только для того, чтобы уйти от реальности, но и для того, чтобы исследовать себя, даже формировать свою судьбу. В принципе, возможно активное вмешательство в содержание даже сновидений, с помощью которого удается внести желаемые изменения в свою личность, в характер. Правда, такие практики требуют длительного времени и упорного труда. Для личностно слабых людей, не способных устоять перед соблазном сразу и быстро окунуться в завораживающий мир своего бессознательного, игроки на человеческих слабостях предоставляют наркотические средства. Но за это «легко и быстро» приходится платить здоровьем, судьбой и даже жизнью (как известно, бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке). Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей, решения жизненной или иной задачи. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях, в области науки и техники. Продукт творческого воображения всегда может быть материализован, т. е. воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно. Важная особенность воображения состоит в том, что оно способно субъективно замещать собой реальность, и не только в виде галлюцинаций, но практически во всех измененных состояниях сознания: во время медитации, творческого вдохновения, под гипнозом и т. п. В таких случаях создаваемая воображением картина может вызвать учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т. д. Создание человеком образов новых объектов обусловлено потребностями ее жизни и деятельности. В зависимости от задач, стоящих перед ней, активизируются определенные следы предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс приобретает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека. сочетание качеств, свойств элементарной формой синтезирования новых образов является агглютинация (от лат. aglutinare - склеивания. Это создание образа путем или частей, взятых из различных объектов. Например, таковыми являются сказочные образы русалки напивжинкы, полурыбы, кентавра - напивчоловика, полукони, в техническом творчестве - троллейбуса - сочетание свойств трамвая и автомобиля, танка-амфибии, сочетающий свойства танка и лодки. Приемом создания новых образов является аналогия. Суть этого приема заключается в том, что создаваемый новый образ похож на реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта. На принципе аналогии базируется новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые свойства живых организмов, которые становятся засадовимы отношении конструирования новых технических систем. Так было создано много различных приборов - локатор, "электронное око" и др. Самым сложным способом образования образов воображения является создание типических образов. Этот способ требует длительной творческой работы. Художник создает предварительные эскизы, писатель - варианты произведения. Так, при рисовании картины "Явление Христа народу" художник А. Иванов сделал около 200 эскизов. Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность. Пока созданный образ существует только "в голове", он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунке или модели, человек проверяет его реальность. Засадовою относительно создания образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова вступает различного характера в разных видах воображения зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.
Возрастная динамика оригинальности игр примерно одинакова в случае и "эмоционального" и "познавательного" воображения: высокие результаты по этому показателю обнаруживают дети младшей группы, затем его величина уменьшается в средней и старшей группах и вновь увеличивается в подготовительной. При этом показатель оригинальности выше у детей с "эмоциональным" воображением по сравнению с детьми с "познавательным" воображением во всех возрастных группах. Показатель последовательности организации сюжета и при "эмоциональном" и при "познавательном" воображении имеет тенденцию к постепенному увеличению с возрастом детей. При этом во всех возрастных группах он выше у детей с "познавательным" воображением по сравнению с детьми "эмоциональными". Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|