Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии средствами ИКТ




Использование компьютера на уроках биологии – это средство достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.

Учебного времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной темы, бывает не всегда достаточно, поэтому говорить о возможности формирования информационной культуры учащегося на аудиторных занятиях не приходится. Для этого необходимо вовлекать учащегося во внеурочную деятельность, направлять эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей информационной культуры. Главное же назначение внеурочной деятельности – «выявление и развитие творческих способностей и наклонностей» [3].

Внеурочная деятельность по биологии может быть организована как через массовые формы: кружки, олимпиады, тематические вечера, смотры, конкурсы, экскурсии, походы, соревнования, викторины, газеты, студии, клубы по интересам, музеи, газеты и т.д., так и индивидуальные формы: презентации, компьютерное творчество учащихся.

В рамках принятой в системе образования личностно-ориентированной парадигмы актуальным является такой подход к целеобразованию, при котором личность сама, под действием внутренних мотивов, выстраивает систему своих образовательных целей как часть своего внутреннего мира. В этом случае целью индивидуальной работы учащихся должно стать обеспечение становления и развития у ребенка определенного способа мышления, способствующего получению и производству новых знаний, вооружения его навыками саморазвития, поскольку процессы социализации личности становятся непрерывными, продолжающимися в течение всей жизни человека [2].

Моей целью – целью организатора индивидуальной творческой работы – является формирование творческого компонента информационной культуры учащегося. Анализ содержания понятия информационная культура позволил выделить ее творческий компонент. Совокупность следующих аспектов рассматривается как творческий компонент информационной культуры:

1.мотивационно-ценностная составляющая: интерес к достижениям компьютерного творчества; интерес к творческим постановкам прикладных задач; интерес к конкурсной деятельности;

2.когнитивная составляющая: умение получать новые знания на основе имеющихся; умение самостоятельно ставить и решать информационные, творческие задачи; умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку;

3.деятелъностная составляющая: самостоятельное решение прикладных задач, связанных с производством, поиском, обработкой, хранением и передачей информации; творческое использование информационного опыта других, представление и защита своего творческого проекта; сотрудничество и сотворчество.

Биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут биологами, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Ведь, наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. И главная функция науки – исследование. Мои учащиеся активно включаются в исследовательскую деятельность. Поэтому я предлагаю учащимся (учитывая их способности и возможности) в качестве домашнего задания при подготовке к обобщающим урокам – семинарам подготовить презентации, различные творческие проекты, фильмы, сайты и использовать их при ответах (Например: творческая работа – сайт: «Антропогенные воздействия на биосферу и охрана природы», Палий Э., 11 «Б» класс ТМОЛ, http://ecology.do.am/).

Опираясь на мнения ученых и понимая творчество как деятельность, состоящую в создании существенно нового, в результате которой изменяется не только объект творчества, но и субъект творчества – человек [1]. Компьютерное творчество – вид творческой деятельности человека, осуществляемой посредством компьютера.

Ожидаемый результат изучения курса биологии – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения? Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности предмета. Таким образом, если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, это делает преподавание предмета более интересным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех этапах обучения.

Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В условиях непрерывно возрастающих возможностей реального доступа к информации из любой страны мира и на любом языке с помощью глобальных систем телекоммуникации, для каждого человека становится необходимым самостоятельно уметь разработать рациональную стратегию поиска необходимой лично ему информации из множества существующих [2].

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Сегодня мало обладать определенной суммой знаний. Выпускник образовательного учреждения должен быть уверенным в себе, быть активной творческой личностью, умеющей ставить перед собой цели и задачи, и неуклонно стремиться к достижению поставленных целей, как бы трудно ни было.

Творческая деятельность как средство формирования

социально-экологического опыта школьников при обучении

биологии.

1.1. Условия возникновения, становления опыта. Сегодня, как

никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости измен ения

своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и

образования нового поколения. Человечество подошло к порогу, за которым

нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая

система ценностей. Их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства

надо учиться жить в согласии с природой, еѐ законами и принципами. Новая

образовательная парадигма в условиях модернизации современного обра-

зования включает в себя идеи формирования социально-экологического ми-

ровоззрения личности, основывающегося на принципах гуманизации, интег-

рации и развития. Эта идея и послужила исходным условием становления

опыта.

Теоретическая база опыта. К настоящему времени исследуются раз-

личные аспекты социально-экологического образования: философские (Н.М.

Мамедов, А.Д. Урсул), педагогические (Л.Т. Бельков, В.С. Шилова), эколо-

гическая культура (С.Н. Глазачев), взаимодействия среды и общества (О.П.

Никитин, Ю.В. Новиков) и др. Рассматриваются вопросы формирования:

социально-экологической направленности при обучении химии (Л.В. Кол-

чанова), социально-экологического стереотипа поведения учащихся (Л.Н.

Трикула), социально-экологического опыта школьников при обучении био-

логии (Л.Т. Бельков) и др.

Вместе с тем, исследования такого феномена, каким является творчес-

кая деятельность в социально-экологическом опыте личности школьника, не

проводилось.

Правильное представление о содержании биологического образования,

является важным ориентиром в работе учителя. Вопреки давно сложившимся

традиционным взглядам, содержание образования не должно сводиться толь-

ко к знаниям и умениям. Современная трактовка понятия «содержание обра-

зования» даѐтся, например, в трудах дидакта И.Я. Лернера. Третьим компо -

нентом содержания образования он называет опыт творческой деятельности.

При творческом решении новой для себя проблемы ученики обязательно

применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески

преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы.

Данные о критериях творческой деятельности, с помощью которых еѐ

можно узнать при обучении биологии, имеются в специальной литературе.

Основные черты содержания опыта творческой деятельности рассмат-

ривались Ж. Пиаже, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, С.Л. Рубин-

штейном, Л.С. Выготским, Н.А. Менчинским, И.Я. Лернером и другими учѐ-

ными.

Однако, без усвоения школьниками программных знаний и умений по

биологии невозможно полноценная творческая деятельность любого содер -

жания, в том числе и социально-экологического.

Конкретное содержание творческой деятельности социально-эколо-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных