ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система подготовки к ЕГЭ по обществознаниюУчительский опыт
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Работа в качестве эксперта по проверке части С экзаменационной работы и в качестве эксперта апелляционной комиссии еще более убедила меня в необходимости создания такой системы. Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей гимназии такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С V по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ. В V-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с заданиями ЕГЭ базового уровня. Помимо учебного курса обществознания школьникам IX кл. в рамках предпрофильной подготовки предлагается элективный курс «Учебные действия на уроках истории и обществознания». В ходе изучения данного электива учащиеся овладевают методами анализа, синтеза, сравнения, классификации. Значительная часть практических занятий элективного курса посвящена отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, проведению исследовательской работы. В Х-ХI кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ. В нашей гимназии на третьей ступени обучения действует лекционно-семинарско-зачетная система. Преимущества этой системы очевидны - именно она дает возможность систематически, на различных уровнях познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ. В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса. 1. Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.
2. Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности. Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий: - анализ двух суждений; - классификация понятий, явлений, социальных объектов; - выбор позиций из предложенных; - дифференциация оценочных факторов и суждений; - решение проблемных задач. В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий. Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами. Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе. Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности. 3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки. 4. Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы. Под руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения. 5. Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ. Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению. Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов: 1) работа на высоком уровне сложности; 2)работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос; 3) работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий; 4)анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения; 5) постоянный тренинг в решении заданий; 6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ. О.А. Шкунова г. Чехов Московской обл.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|