Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объект и предмет географии




1. Современное понимание объекта и предмета географии. Объект существует вне всякого познания, сам по себе. Вся наука есть от­ражение объективной реальности познающим субъектом.

Вопрос о том, что включать в объект науки и каков ее предмет, относится к категории так называемых вечных, «сквозных» проблем. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии являет­ся географическая оболочка Земли в целом, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов и явлений живой и неживой природы, человеческого обще­ства, в связи в чем объект географии отличается от объектов дру­гих наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией.

Различные географические науки «выбирают» свои предметы в этом объекте, те или иные его стороны, отношения, процессы, «разрывая» единый объект всей системы наук.

По В. А. Анучину, общим предметом изучения, или общим объ­ектом изучения для всех географических наук является географическая, или ландшафтная сфера Земли, представляющая собой объединение всех приповерхностных геосфер («сфер второго по­рядка») в единой взаимодействующей системе. При этом социосфера (или ноосфера), т.е. особая геосфера, объединяющая (подобно понятию «биосфера») совокупность обитателей (людей) с комплексом компонентов среды их обитания, является в свою очередь составной частью ландшафтной сферы, одной из взаимодействующих ее частей. Такой трактовки (или очень близкой к ней) придерживаются Д. Л. Арманд, Ю. К. Ефремов, Н. Б. Култашев и целый ряд других оте­чественных географов.

Содержание этих понятий непрерывно меняется в процессе познания, отражая различные его стадии в зависимости от стоящих перед наукой задач на конкретном этапе. Поэтому, рассматривая этот вопрос, мы должны постоянно обращаться к истории наук. Понятия объекта и предмета науки также теснейшим образом связаны с ее структурой.

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей системы «общество-природа», последователи Н.Н. Баранского, К.К. Маркова и Ю.Г. Саушкина исходят из парадигмы целостности географии. Под парадигмой (от греч. paradeigma) понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (рис. 3). Они в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

 

 


Рис. 3. Концептуальная схема единства географии

 

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода, География должна была ответить на вопросы: где, чего и сколько. С середины Х1Х века начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественноисторическим методом, их объяснение. География стала пытаться отвечать еще и на вопросы когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине ХХ века единую – пространственно-временную парадигму. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины ХХ века решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим вопросам добавилось еще и слово «будет»: где будет, что будет и т.д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география. Это, в частности, пространственно-временной анализ геосистем, изучение функционирования и динамики хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Таким образом, можно заключить, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом (с включением в нее социосферы), есть общий объект всех географических наук, объект общей географии (территориальная природно-социально-экономическая система), а ее предметом является изучение пространственно-временных особенностей взаимодействия общества и природы. То есть совре-

менные географические исследования охватывают всю географическую оболочку Земли и слагающие ее геосистемы, территориальную организацию общества.

Как видно, познавательная функция географии далеко выходит за рамки только социально-экономических или экологических проблем, ведь география призвана в целом, решать задачу пространственной организации жизни общества. Существует образное выражение: «Без географии вы нигде!».

В основе названных выше подходов лежит исследование классической триады: природы земной поверхности, населения и хозяйства.

При этом под природой земной поверхности мы понимаем природно-территориальный комплекс, или природную геосистему, природный ландшафт как закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга (участок земной коры с присущим ему рельефом, поверхностные и подземные воды, почвы, сообщества организмов, приземный слой атмосферы), образующих систему разных уровней от географической оболочки до фации.

Население в процессе общественного воспроизводства выступает как носитель трудового начала и фигурирует в трех качествах: 1) субъекта производства; 2) потребителя определенной части совокупного общественного продукта; 3) подлежащего воспроизводству важнейшего звена процесса общественного воспроизводства.

Хозяйство – это совокупность всех отраслей материального производства и всех отраслей непроизводственной сферы.

2. Взаимодействие природных и социально-экономических образований. Географическая среда как объект общей географии. Изучение пространственной дифференциации поверхности Земли исторически связано с традиционной школой географии. Дальнейшее развитие географической науки привело к возникновению ряда нетрадиционных направлений исследования. Интеграция естественнонаучных и социальных идей и комплексность подхода входят в число ведущих тенденций развития географии в современную эпоху. Комплексное изучение процессов, которые приводят к существующему размещению объектов в географическом пространстве, представляется наиболее общей и универсальной задачей современной географии. Она призвана соединить новые направления с традиционной школой в единый целевой поток исследо­ваний, а также привести к сбалансированному упорядочению географического пространства с помощью процессов управления.

Поскольку интеграция естественнонаучного и социально-экономического знания отражает взаимодействие природных и социально-экономических компонентов приповерхностной оболочки всей Земли, в качестве основного предельного объекта изучения географии может выступать географическая среда.

Термин «географическая среда» (ГС) впервые употребил выдающийся французский географ Элизе Реклю, который под этим термином понимал окружающие человека условия общественного развития. Сущностью ГС Реклю считал сочетание не только природных, но и общественных элементов, называемых им «динамическими». Реклю понимал исторический характер влияния ГС на жизнь человеческого общества. В предисловии к книге своего друга и соратника в географи­ческой деятельности Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки» Реклю писал о том, что среда изменяется не только в пространст­ве, она меняется также и во времени. А вот аналогичные мысли Л. И. Мечникова: «Многими географами упуска­лось из виду, что факторы физико-географической среды... представля­ют весьма различную ценность в разных областях земного шара для историка и социолога».

Понятие «географическая среда» в социологическую литературу ввел Г. В. Плеханов. Под географической средой он понимал при­родные условия жизни общества. Он справедливо считал, что вне­шняя по отношению к обществу географическая среда лишь опосре­дованно, через достигнутый обществом уровень производительных сил может влиять на производственные отношения.

Вся природа земной поверхности представляет собой ту особую географическую общность, известные сочетания которой явились благоприятными условиями для возникновения человечества. Вместе с тем, появление человека на Земле означало рождение новой, еще более могущественной силы, чем силы природы. Материальное производство – основа и способ существования человеческого об­щества в ходе его естественноисторического развития. Элементы природы при этом превращаются в компоненты человеческого об­щества. Являясь одновременно и продуктом труда и средством производства, эта «вторая природа» вместе с людьми и техни­кой составляет основное содержание человеческого общества. Эта историческая природа является географической основой, вхо­дящей в содержание общества, или географической средой. Географическая среда - совокупность предметов и явлений при­роды (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почвенный пок­ров, растительный и животный мир), вовлеченные на данном историческом этапе в процесс общественного производства и составляющие необходимые условия существования и развития человеческого общества.

Географическая среда является одной из основных и в то же время спорных категорий географической науки. До настоящего времени ведутся споры относительно: сущности и значения этой научной категории; ее соотношения с географической (ландшафтной) оболочкой; ее структуры и, в особенности, по поводу того, является ли общество частью географической среды.

Сейчас утверждаются новые основы теории (учения) географической среды, одним из выразителей которых был Н. К. Мукитанов. Он считает, что в географическую среду входят общество и результаты его предметно-практической деятельности, в процессе которой оно начинает включать в орбиту своего специфического движения географическую среду, ее элементы. Географическая среда представляет собой диалектическое единство природных и социальных явлений, развивающееся под воздействием двух классов закономерностей. Противоречие между естественным и общественным в географичес­кой среде на данном этапе развития общественного производства является основным противоречием, приводящим к дальнейшему ее развитию.

Таким образом, сфера жизни и деятельности человеческого общества (социосфера) здесь рассматривается как одна из составляющих геогра­фическую оболочку.

Один из основоположников современной отечественной экологии Н. Ф. Реймерс предложил рассматривать окружающую человека среду как состоящую из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов - подсистем: а) собственно природной среды, б) порожденной техникой среды – «второй природы», в) искусственной среды – «третьей природы» и г) социальной среды. Поскольку эти поня­тия нередко получают различное толкование, он дал им опреде­ления.

Природная среда, окружающая человека, – факторы чисто естест­венного или природно-антропогеного системного происхождения (т. е. имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без пос­тоянного корректирующего воздействия со стороны человека), прямо или косвенно, осознанно или неосознанно (регистрируемые и не регистрируемые органами чувств, измеряемые или неизмеряемые, например информация, приборами) воздействующие на отдель­ного человека или человеческие коллективы (вплоть до всего че­ловечества).

Среда «второй природы», или квазиприродная среда – все мо­дификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующиеся свойством отсутствия системного само­поддержания (т. е. постепенно разрушающиеся без постоянного ре­гулирующего воздействия со стороны человека): пахотные и иные преобразованные человеком угодья («культурные ландшафты»); грунтовые дороги; внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой; зеленые насаждения. Все эти образования имеют при­родное происхождение, представляют собой видоизмененную природ­ную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе.

«Третья природа», или артеприродная среда – весь искусствен­ный мир, созданный человеком, вещественно-энергетически не име­ющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Это уже не «очеловеченная природа», а в корне преобразованное чело­веком вещество, либо не входящее в естественные геохимические циклы, либо входящее в них с трудом.

Среда социальная – культурно-психологический (информацион­ный, в том числе политический) климат, намеренно и (или) непред­намеренно, сознательно и (или) бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людь­ми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и ин­формационного воздействия.

Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей чело­века среды. Все факторы каждой из рассматриваемой сред тесно связаны между собой и составляют объективные и субъективные стороны «качества среды жизни».

Несмотря на спорность категории «географическая среда», на неодно­значность отношения к ней (доходящей до фактического «забвения»), со­вершенно очевидно, что: 1) географическая среда характеризуется сложной многокомпонентной природно-социальной структурой; 2) географическая среда подвергается постоянным изменениям – как в силу саморазвития природы, так и вследствие человеческой деятельности, и происходящие в ней непрерывные изменения столь велики и длительны, что без их учета и анализа ее исследование невозможно; З) географическая среда обладает способностью накапливать изменения вносимые в нее деятельностью людей, направленной, так или иначе, на улучшение среды для жизни общества, для возрастающей численности мирового народо­населения (эффект «сберегательной кассы», по Д. И. Писареву); 4) природные явления и процессы в географической среде сложным образом взаимосвяза­ны между собой и существенные их нарушения под влиянием антропогенных факторов, в конечном итоге, приводят к неблагоприятным, зачастую непредвиденным последствиям для жизнедеятельности людей, развития хозяйства (т. н. закон «цепных реакций»; в истории общества были пе­риоды, когда географическая среда «вырывалась» из рук человека («хозяина»), и природа мстила ему за неумение, нерациональное использование природных сил и т.п.).

Пример. Весьма поучительный случай недостаточно продуманной хозяйст­венной деятельности приводит Д.Л. Арманд в своей замечательной кни­ге "Нам и внукам": " Один крупный американский фермер специализиро­вался на животноводстве, используя принадлежавшую ему пойму неболь­шой реки, дававшую прекрасные урожаи трав. Добавочный доход прино­сила водившаяся в реке форель. Но постепенно в пойме размножились непоедаемые сорные травы. Фермер заключил договор с фирмой, занимаю­щейся борьбой с сорняками. Фирма прислала самолет, который обрабо­тал луга гербицидами. Сорняки погибли, травостой улучшился, и фермер был очень доволен. Но вместе с сорняками погибла узкая полоска леса вдоль реки, так как деревья оказались восприимчивыми к гербицидам. В реке с давних времен жили бобры, которым эти деревья служили и кор­мом, и материалом для постройки плотин. Оставшись без леса, бобры вынуждены были переселиться. Между тем высокий уровень воды под­держивался их плотинами, которые они неустанно ремонтировали. Остав­ленные без ухода, плотины были снесены первым же паводком. Уровень реки резко снизился, при этом исчезла форель. Паводки стали вме­щаться в русло, и луга лишились поемности. А через несколько лет русло дренировало грунтовые воды; корни трав перестали до них доста­вать. Луга осуходолились, и фермер разорился поплатившись за свое неумение разбираться в природных взаимосвязях и предсказывать кос­венные последствия своего вмешательства в природу".

3. Логика единства географии. В чем же заключаются коренные основы единства географии, как сложной системы наук. Обратимся к методу моделирования и рассмотрим так называемую логическую структуру троичности географии (рис. 4).

 

 
 

 

 


Рис. 4. Логическая структура троичности единой географии

 

Логика триединства была показана академиком Б.В. Раушенбахом, правда, совсем в иных целях, но ход рассуждений вполне применим к нашей проблеме. Он предлагает воспользоваться понятием изоморфизма и указывает на большие возможности, которыми обладает этот метод. Элементарные, почти очевидные положения формальной логики используются весьма часто. Но ведь столь же законно и использование достаточно длинной цепочки логических ходов, конечный вывод которых вовсе не обязан быть элементарным и очевидным. При анализе логических образований поиск изоморфного объекта, логическая обоснованность которого доказана, может дать очень многое. И хотя такой объект не будет логически элементарным и очевидным, он будет, тем не менее логически безупречен.

Логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности. Математическим объектом с тем же набором свойств является, построенная в трехмерном пространстве декартова система координат с произвольным конечным вектором в ее начале – географией. Этому вектору соответствуют три составляющие, расположенные на осях: физическая география, социальная география и экономическая география. Рассмотрение свойств такого объекта показывает очевидность его троичности. Также легко понять, что сумма перечисленных свойств вектора является необходимой, т.е. без любого из них само существование его в прежнем виде становится невозможным. На трех плоскостях мы можем выделить важнейшие междисциплинарные внутригеографические направления: социально-экономическую географию – анализ взаимодействия населения и хозяйства; географию природных условий и ресурсов – анализ взаимодействия хозяйства и природной среды; геоэкологию – анализ взаимодействия населения и природной среды.

Вместе с тем необходимо отметить, что это формально-логическая модель, она отражает лишь общие особенности объекта и предмета географии.

Итак, отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям – анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации природы земной поверхности и человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными объектами.

4. Понятие географичности исследований. По мнению многих ученых, специфика географических исследований определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, — таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов анализа в натуральных и основных стоимостных показателях. При этом подчеркивается, что перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности они формируют географичность предмета исследований.

В доэмпирическое знание входят три ингредиента: 1) понятие о предмете исследования, 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Второй компонент знания – научные факты. Они вместе с их документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Эмпирическое тесно связано с предметным миром. Оно является материа­лом знания, а не его итогом. Теоретическое же знание, опираясь на эмпирическое, описывая объект в конкретно-общих категориях науки, объясняет предметный мир, на изучение которого и направлена данная наука. Объяснение, в свою оче­редь, является научной основой преобразования. Теоретический компонент знания состоит из учений, гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. И, наконец, методологическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического познания мира и рас­сматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средст­вах научной деятельности.

Отсюда видно, что все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методологического знания, то здесь мерки будут иными. Таким образом, только для эмпирического знания характерна та атрибутика географичности и, прежде всего, территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое же знание, теоретическое и методологическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии. Отметим также, что только гармоничное сочетание всех видов знания позволяет добиться значительных успехов в научных исследованиях.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных