ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задачи и перспективы географии
1. Задачи географии. Определение перспектив развития науки – это всегда частичное вторжение в область незнания, подготовка к новому, теперь еще незнакомому. Прекрасно сказал советский физиолог академик В.В. Парин: «Молодежи, вступающей в науку, нужно готовить себя заранее к тому, что на ее глазах будут рушиться гипотезы, казавшиеся почти доказанными, и даже теории считавшиеся незыблемыми». Вам предстоит сделать много открытий и пережить немало разочарований. Вам надо быть и трезвыми в расчетах и необычайно смелыми. Без этого сочетания нет науки. Современная наука – сложная целостная система. Ее можно представить как расширяющуюся массу, от которой отходят новые «ростки». Масса эта неоднородна, внутри ее образуются ядра и пустоты. Эту массу можно пронизать во множестве направлений, соединив самые разнообразные точки науки, на первый взгляд удаленные друг от друга. При определении перспектив развития географии надо исходить из путей развития науки в целом, из места географии как одной из клеточек огромной расширяющейся массы. Отрасль географии, которая изучает ее место в науке в целом, ее взаимодействия с другими научными дисциплинами, устанавливает рациональное соотношение между ветвями географии и связи между ними, называется метагеографией. Одна из задач метагеографии – прогноз дальнейшего развития географии. Мы живем и работаем в эпоху научно-технической революции, которая многократно увеличила возможности изучения нашей планеты, ее географии. Она поставила новые проблемы учета географической среды при внедрении новой техники и достижений науки в производство. Она вызвала такие «обратные связи», которые нельзя понять без географических методов исследования. Зарождается теоретическая география, которая ставит своей задачей выявление наиболее абстрактных законов и построений пространственных систем и структур, изучаемых географическими науками. Без таких абстрактных построений продвижение географии вперед теперь невозможно. Без теории и методологии географии и без теоретической географии нашей науке грозит страшная болезнь «ползучего эмпиризма», неспособность высоко подняться над изучаемым ею морем фактов. Чтобы предсказать дальнейшее развитие науки, надо сформулировать ее основные нерешенные задачи. Задачи же решаются на основе теорий, и не следует принимать всерьез обещания отдельного ученого или целого исследовательского коллектива решить ту или иную задачу, если для этого еще не разработана соответствующая теория. Нужны емкие и наглядные карты, ориентированные на решение актуальных задач и способные подсказать их верное решение. Карта – специфический и неповторимый язык нашей науки. Он обеспечивает наиболее полное описание и понимание любых территориальных проблем. Задача сегодняшнего дня в том, чтобы превратить карту из застывшего отражения лика Земли в его подвижную модель. Карта должна меняться, забегать вперед и отвечать на вопрос: «А что будет, если?». Чтобы такой пространственный прогноз стал реальностью, необходимы новые принципы автоматизированного картографирования, основанные на применении компьютеров и космических наблюдений, обширные банки региональной информации, открытые для пользователей, а также отлаженная система контроля состояния географической среды. 2. Вклад географии в создание научной картины мира. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Каждая наука дает много нового и практически важного, экономически эффективного в общенародную «копилку», улучшает жизнь народа. Возникает вопрос, что же дает в эту «копилку» география? Есть частные достижения географических наук и более общие, более важные. Частные виды исследований, например, таковы: геоморфологи, пользуясь географическими методами исследования, находят месторождения золота, олова, россыпных алмазов, хрусталя; гидрологи рассчитывают колебания стока реки в створе проектируемой гидроэлектростанции; экономико-географ дает предложения о лучшем размещении заводов и т.д. Не умаляя практического значения подобного рода частных исследований, которые нужны и полезны, необходимо подчеркнуть гораздо большее – общегосударственное и во многих случаях планетарное – значение целостной системы географических наук, т.е. географии. Было бы очень опасным для географов ограничиваться хотя бы и большим числом частных предложений, решений, открытий. Оценивая прошлое, настоящее и будущее нашей науки, можно сказать, что ее главные открытия находятся в области изучения и освоения поверхности земного шара, от небольших ее участков до всей планеты. Сначала это было освоение вширь, а теперь, при еще большем расширении ареалов освоения, основным стало освоение вглубь, освоение интенсивное, требующее новых научных теорий и методов, далекого взгляда вперед, т.е. прогнозирования. Когда мы говорим об освоении земной поверхности, то имеем в виду ее заселение и создание сети населенных пунктов, дорог, систем промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, разработку полезных ископаемых, использование земель и их окультуривание путем разного рода мелиорации, изменение стока вод, строительство городов, борьбу с ростом оврагов и с эрозией почв и т. д. Трудно перечислить все стороны освоения. Важно отметить, что оно связано с непрерывно меняющимся использованием и изменением природы, активным вмешательством человека в природные процессы, возрастанием учета природных условий и ресурсов в производственных процессах и во всей жизни общества. Географические исследования характеризуются многими специфическими чертами, отличающими их от смежных наук. В подтверждении особенностей этих исследований и географического мышления академик В.М. Котляков привел следующие рассуждения. Когда в Академии наук СССР в конце 1970-х годов активно обсуждались первые варианты переброски части северных рек на юг, от одного крупного ученого – физика, высочайшего авторитета в своей области, можно было услышать такое рассуждение: «Все решает эксперимент. Вы попробуйте сначала перебросить воду из небольшой реки и, если выйдет хорошо, беритесь за систему Кама – Волга …». Логично? И да и нет. Как на ладони виден физик со всеми плюсами и минусами «физического» мышления. Один и тот же эксперимент должен давать сходные результаты в Мельбурне, Токио, Москве. Однако, реальные природные комплексы строго индивидуальны, и положительные результаты переброски на Пинеге (если, допустим, таковые будут) никак не гарантируют успеха на Волге. Ситуация круто меняется от места к месту. Эти региональные различия требуют индивидуализации географических исследований. В результате чего эксперимент в географии ограничен. Мысль простая, но за ней видится серьезная проблема. Говоря научным языком, физика и география пользуются разными представлениями о структуре окружающего пространства. Это очень важно понять сейчас, когда к делу изучения, охраны и преобразования природы приблизилось множество людей, воспитанных в традициях физико-технического взгляда на мир. Географическая картина мира – одно из наиболее общих понятий географической науки. Она весьма своеобразна и многогранна, представляет собой целостное представление о мире (прежде всего и в основном – о земной поверхности) в его пространственно-временной и неповторимой определенности, содержит множество элементов физической, биологической и других частнонаучных картин мира, но полностью с ними не совпадает. Помимо создания географической картины мира, входящей в качестве составляющей, как в естественнонаучную, так и в общественно-научную картину мира, современная география также активно участвует в преобразовании окружающей среды, переходя от преимущественной констатации фактов и осмысливания их к инженерному проектированию территориальных природно-общественных геосистем и прогнозу их изменений под влиянием деятельности человека. В своем качестве организатора жизни общества география становится одной из важнейших областей знаний, синтезирующей достижения многих наук о Земле, жизни, космосе, человеке, технике с целью сохранения и улучшения среды обитания человека. Пожалуй, сейчас можно говорить о рождении инженерной географии, изучающей и прогнозирующей антропогенные изменения геосистем. Инженерная география предполагает два главных направления исследований: первое, конструктивное, направленное на рациональную перестройку природной среды, размещение населения и хозяйства, создание техногенных ландшафтов, и второе, природоохранное, направленное на сохранение и восстановление природных ландшафтов, организующее рациональное природопользование, связанное в основном с минимизацией воздействия на природу. Это также лишь одно из направлений конструктивной географии. Теоретический и прикладной потенциал географии реализуется особенно полно, когда решается крупная и очень важная задача, связанная с организацией пространства. Например, в связи с усложнением взаимодействия в системе «территория – естественные ресурсы – население – расселение» значительно возрастает жизненная ценность территории как все более дефицитного ресурса и объекта целостного географического познания. С указанной задачей связана необходимость использовать территориальный принцип в организации и управлении хозяйством. География вносит свой вклад не только в изучение природы, населения и хозяйства; очень важными являются и ее идеологические функции. Нельзя представить себе образованного и культурного человека, не знающего основ географии, не разбирающегося в политической карте мира, не ориентирующегося в экологических проблемах. 3. Географический прогноз. Еще двадцать пять – тридцать лет назад лишь немногие географы считали, что главной задачей географии является долгосрочный прогноз развития окружающей среды и путей ее освоения. Теперь географическое прогнозирование признано основной темой географов. Географическое прогнозирование – задача очень сложная. Во первых, прогнозирование будущего должно опираться на хорошее знание прошлого и настоящего. Можно было бы сказать, что будущее находится на той кривой, которая начинается в прошлом. В прогнозировании применяется метод экстраполяции, т.е. распространение на будущее тенденций процессов развития прошлого. Но этот метод не может помочь предсказать скачки в развитии, возникновение совершенно новых явлений. В условиях множества неожиданностей развития, вызванных научно-технической революцией, резких переходов из одного качества в другое метод линейной экстраполяции имеет ограниченное значение. Но это не относится к историческому методу. Он является основным для прогнозирования. Трудность географического прогнозирования заключается в том, что исторический анализ в нем должен обязательно сочетаться с пространственным (в частности, с картометрическим – с измерением по картам). Главное орудие прогноза в руках географа – пространственно-временной метод исследования, который опирается на современные новейшие методы исследования – системно-структурный, математического моделирования и другие точные методы. Метод экстраполяции мало пригоден именно потому, что он не в состоянии уловить той непрерывной смены роста и изменений функций разных точек и местностей земной поверхности, в результате которой одни точки и местности развиваются быстрее и сильнее, другие – медленнее и слабее. Иными словами, географы должны дать прогноз изменения карты во времени притом карты сложной, на которой были бы видны окружающая среда и ее освоение человеком. Большое значение для синтетического географического прогнозирования имеет применение систематической космической (орбитальной) съемки земной поверхности. На снимках выявлены пространственные единства объектов природы, дорожной сети, населенных пунктов, хозяйственной освоенности территории. Видны и разрушения окружающей среды, ее загрязнения. Все это при повторной съемке предстает нам в динамике. Не случайно, что ученые, осуществляющие космические программы, пришли к идее развития особой синтетической науки – космического землеведения. Конечно, это и есть география, но новая география, не боящаяся синтеза природы, населения, хозяйства, науки. 4. Прогнозирование развития географии. Теперь мы вплотную подошли к прогнозированию развития самой науки – географии. В предстоящий «век синтеза» в науке в целом синтез в географии совершенно необходим. Поэтому первый наш прогноз – усиление тех отраслей географии, тех ее направлений, которые будут в наибольшей мере соединять исследование разных природных и социально-экономических явлений так, как их в реальной действительности соединяет, и будет соединять жизнь. Будет ли существовать через несколько десятилетий в неизменности система географических наук? Во всяком случае, она лишится своей нынешней «жесткости», категоричности деления на части. Система географических наук станет значительно более гибкой, отдельные ее части будут накладываться, соединяться. При этом будут возникать совершенно новые «поля интеграции», области сочетания разных географических наук, равно как и «поля интеграции» между географическими и смежными с ними (а потом и не смежными!) науками. На развитие системы географических наук в перспективе окажут влияние следующие процессы: 1) социологизация всей географии; 2) ее гуманизация, в том числе и сильная экономизация; 3) глубокая экологизация. Кроме этих основных можно наметить еще ряд тенденций развития географических исследований. К ним относится биологизация географии. Будут быстро расти такие биологизированные поля интеграции, как, например, уже существующая биоклиматология. Можно предположить, что будет создана геогенетика, первые идеи в области, которой были высказаны еще Н.И. Вавиловым. Многообразны могут быть и различные географические науки. Например, на гранях экологии и экономической географии американский ученый У. Айзард создал математические эколого-экономические районные модели. Гуманизация географии неотвратима. Это один из закономерных и прогрессивных процессов. Трудно перечислить возможные «поля интеграции», такие как экономическая климатология, экономическая гидрология, экономическая эрозионистика и т.д. Возможно, конечно, что постановка экономических проблем в разных естественных географических науках будет проходить и в других формах, но она совершенно необходима и ни одна из этих наук не сможет уклониться от подобной объективной необходимости. К числу важнейших тенденций развития современной географии можно также отнести ее математизацию, которая, в частности, будет входить в географию через усиление и качественное видоизменение картометрических работ. Успешно идет также процесс химизации географии, т.е. глубокое проникновение в сущность процессов миграции химических элементов в окружающей среде, в химизм ее загрязнений, в достижения технологии будущего, которая изменит круговорот веществ между человеком и природой. В последние годы все большее значение приобретает автоматизация сбора географической информации и ее обработки, в особенности информации о нашей планете, поступающей с орбитальных спутников и космических кораблей и обработка этой информации с помощью геоинформационных технологий и использованием ЭВМ. Все более отчетливо намечается глубокое внедрение картометрических методов в науку и практику, широкое использование тематических карт разного рода в жизни общества, особенно для ее территориальной организации, для управления сложными процессами. Кроме того, все большее значение приобретает переход от научного анализа к научному синтезу, решению проблемы управления территориальными системами, изучаемыми географическими науками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главный вывод: география – наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими. Ее цель – изучение происхождения, строения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем. Она является конструктивной наукой призванной организовать пространственную жизнь общества. Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям – анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации природы и человеческого общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. Вы в своей жизни осуществите те интеграционные процессы, о которых мы говорим как о перспективных. По крайней мере, полвека после окончания университета вы будете работать в географии и много за это время сделаете. Хотим пожелать вам на этом пути несколько важных для географа качеств: 1. Большой географической культуры, включающей представления о географической картине мира, географическое мышление, знание методов и языка географии. 2. Широкой общенаучной теоретической, методологической и философской культуры. Вы видите, как сложна, многогранна деятельность географа. Он не может оставаться в области эмпирики, не может быть «делягой». Гуманизация географии в целом предъявляет особенно большие требования в этом отношении. 3. Сочетания интереса к своей узкой специальности (разделов физической или социально-экономической географии) с интересом к общегеографическим теоретическим достижениям и, в частности, к теоретической географии. 4. Соединения знаний в области отечественной науки, которую надо изучать особенно глубоко, со знаниями в области мировой науки. 5. Смелости в постановке и решении научных и практических вопросов. Можно сказать даже сильнее – дерзости в этом отношении, быстроты мысли. К сожалению, географы слишком медлительны и поэтому отстают в решении важнейших проблем. 6. Упорного развития представлений о географической картине мира как триединства природы (географической оболочки и ее частей), населения (городского и сельского расселения, национального и возрастно-полового состава и т.п.) и хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, экономических связей, непроизводственной сферы), находящихся во взаимодействии. Вместе с хозяйством и населением изучается политическая карта мира. 7. Непрерывного труда в совершенствовании того, что Н.Н. Баранский назвал «географическим мышлением» — соединения исторического анализа с пространственным. Географ создает картину динамической, развивающейся карты. Такое многомерное восприятие карты очень трудно, но профессиональный географ должен в результате постоянной работы преодолеть трудности географического мышления. 8. Овладения географическим языком – языком понятий и терминов, фактов, цифр, дат, географических названий, географических представлений (образов), в том числе картографических и языком карты. 9. Овладения современными точными методами исследования, в том числе математическими и картографическими методами, умением моделировать географические явления и процессы. Опираться в исследованиях на эффективные технологии, основанные на разработке и внедрении разного рода геоинформационных систем (ГИС), в том числе интегрированных ГИС, синтезирующих методы обработки традиционных полевых материалов и материалов дистанционных аэрокосмических съемок. 10. Быть хорошим, дисциплинированным, наблюдательным полевым исследователем. Новые методы исследования, в том числе с орбитальных спутников и кораблей, не только не исключают полевых «земных» исследований, но делают их еще более важными. 11. Сочетания способности полевого исследователя с умением экспериментатора и. Далее, со способностями конструктора. Географ – это конструктор окружающей среды, направляющий ее освоение. Он организатор территориальной жизни общества. 12. Постоянной связи с практикой, с реальной жизнью во всей ее сложности. Есть образное выражение «припасть к земле». Для географа оно становится буквальным. Так как в явлениях, происходящих на земной поверхности, он черпает необходимый материал, на нем строит свои обобщения, делает выводы. Студенческие годы – одни из лучших в жизни. Именно в эти годы у вас возникнут многие идеи, мысли, намерения, планы, цели, которые вы будете развивать, совершенствовать в дальнейшем. Желаю вам большой работы и, как следствие ее, выдающихся творческих успехов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по теме Д м и т р е в с к и й Ю. Д. Эта вечно юная география: (новые направления древней науки). М.: Знание, 1989. – 48 с. И с а ч е н к о А. Г. География в современном мире: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1998. 160 с. М и р г е о г р а ф и и: География и географы. Природная среда. М.: Мысль,1984. 367 с. Наука и искусство географии: Н а у к а и искусство географии: Спектр взглядов ученых СССР и США. М.: Прогресс. 1989. – 200 с. О с н о в ы конструктивной географии / Под ред. И. П. Герасимова и В. С. Преображенского. М.: 1986. 287 с. П р е о б р а ж е н с к и й В. С. О чем спорят географы? М.: Знание, 1990.- 48 с. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ самоконтроля и взаимного контроля Задание 1. Сопоставьте ваши представления о географии в разные годы учебы в школе. Задание 2. Используя хотя бы один из рекомендуемых (или других) литературных источников, выявите мнения ученых о значении географии для общественной практики. Сравните эти взгляды с конкретным вкладом географов в научное исследование и решение актуальных проблем вашего региона. Задание 3. Проанализируйте рисунок 1 пособия и дополните список естественно-географических, общественно-географических и общегеографических дисциплин. Задание 4. Используя различные источники информации и краеведческий материал, приведите примеры важных глобальных и региональных экологических проблем конца ХХ – начала ХХ1 века. Задание 5. Попробуйте оценить рациональность взаимного размещения жилых районов и промышленных предприятий (если вы живете в городе) и использование сельскохозяйственных угодий (если вы сельский житель). Задание 6. Используя материалы местных средств массовой информации, оцените демографическую ситуацию в вашем регионе. Задание 7. Используя труды 5-7 отечественных географов XX века, выявите, как изменялись представления ученых об объекте географической науки. Задание 8. Проанализируйте, какие идеиЭ. Реклю, Л. И. Мечникова и Г. В. Плеханова вам кажутся актуальными для современного понимания роли географической среды. Задание 9. Поставьте к тексту лекции два-три вопроса и дайте на них ответы. Организуйте взаимопроверку с товарищами по группе. Как вы объясните: 1. В чем выражаются уникальные черты географии как фундаментальной науки? 2. Каково значение интегративной роли географии в развитии человеческого знания и общественной практики? Знаете ли вы: 1. В чем заключаются главные отличия и черты сходства географической оболочки и географической среды? 2. Что означает выражение «специализация не по наукам, а по проблемам»? Какие актуальные географические проблемы, по вашему мнению, особенно нуждаются в междисциплинарных исследованиях? Почему? 3. Как вы понимаете парадигму целостности (единства) географии)? Можете ли вы: 1. Перечислить по памяти 4-5 новых ветвей (направлений) географической науки, возникших в результате процесса интеграции как внутри системы географических наук, так и на стыке географии и негеографических наук. 2. Назвать 4-5 имен выдающихся отечественных ученых, сыгравших большую роль в развитии мировой географической науки. 3. Дать определение терминов: «научная проблема», «региональные исследования», «географическое мышление», «географический прогноз». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|