ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Главные научные знания темыI. География – наука естественная и общественная. 2. Традиционные и новые черты и функции географии, ее место и роль в современном мире. 3. Важнейшие проблемы современности и сущность географического подхода в их решении. 4. Научные представления о географической оболочке и географической среде, о географичности исследований. 5. Географический прогноз и перспективы развития географии. Что нужно уметь 1. Выделять и характеризовать научную (географическую) проблему на разных территориальных уровнях – глобальном, региональном (краеведческом) и локальном. 2. Использовать сравнительно-географический (сравнительно-пространственный) метод в характеристике и простейших исследованиях географических объектов. 3. Определять степень географичности тех или иных объектов и явлений окружающей действительности. 4. Подкреплять и обосновывать главные положения темы ссылками на дополнительную литературу, на материалы периодической печати, статистические и картографические источники.
ПРОГНАММА Курса «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ»
Предисловие Дисциплина «Введение в географию» является первой из цикла общегеографических теоретических предметов географических специальностей университетов. В ней рассматриваются представления о единой (общей, нерасчлененной, комплексной) географии, изучающей пространственно-временные взаимосвязи природных и антропогенных факторов и особенности развития природно-социально-экономических геосистем, как конструктивной науке, призванной организовать пространственную жизнь общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. Главная цель курса – общее знакомство первокурсников с географией, ее уникальными особенностями, чертами, структурой, идеями, теориями, методами как единой фундаментальной науки, ее деятельностью и ролью в обществе. При этом решается основная дидактическая задача – ввести студента в мир географических наук, познакомить его с их объектами и предметами, основными этапами развития, методами исследования, познавательными и конструктивными функциями, географической деятельностью. Введение. География в современном мире – наука естественная и общественная. Изменение представлений о географии во второй половине ХХ века, ее интегративная роль. География и важнейшие проблемы современности. Понятие научной проблемы. Проблемы: окружающей среды и природных ресурсов, демографические, региональных исследований. Своеобразие места географии в системе научного познания мира как синтетической науки; ее объект и предмет. Географическая среда. Дифференциация и интеграция в географии, логика единства. Понятие географичности исследований. Задачи географии. Географическая картина мира. Географический прогноз. Прогнозирование развития географии. Система географических наук. Проблемы общей структуры географии. Объекты исследования: понятия географической оболочки, ландшафтной сферы, природного территориального комплекса, природных ресурсов, территориального социально-экономического и территориального производственного комплекса (системы), территориальной организации общества. Физическая, социально-экономическая и политическая география. Природно-общественные и сквозные географические дисциплины. Основные этапы развития географии. Понятие географического открытия. Географические представления древности. История географических открытий: средневековье, Новое время, современность. История географических идей. Становление географии до середины XVII в. Научная систематизация географических знаний – с середины XVII до середины XIX в. Зарождение современной географии – до середины XX в. Современная география – вторая половина XX в. Теория и методология географии. Исходные понятия. Факты – основа географического знания. Уровни знания. Специфика научного объяснения в географии. Законы и закономерности, теории и гипотезы в географии. Общенаучные и общегеографические учения. Важнейшие физико- и экономико-географические учения. Географическое мышление. Сущность и структура понятия. Традиционные подходы: территориальный, комплексный, исторический, типологический. Новые подходы: системный, проблемный, экологический, конструктивный, поведенческий. Географическая культура в узком (специальном) и широком (массовом) аспектах. Методы географии. Классификация методов. Общенаучные и общегеографические методы в географии: описания, картографический, сравнительно-географический, сравнительно-исторический, количественные и математические, моделирования, аэрокосмические (дистанционные), геоинформационый. Методы наблюдения. Методы эмпирического и теоретического обобщения информации. Синтез и анализ в географии. Язык географии. Общие подходы: вербальный и искусственный языки. Язык географической науки: понятий и терминов, научных фактов, цифр и дат, географических названий, представлений (образов). Язык карты. География и глобальные проблемы человечества. Экологический и геоэкологический подходы в географии. Антропогенные воздействия на природную среду. Понятие о ноосфере. Позитивные и негативные изменения природной среды человеком. Примеры глобальных, региональных и локальных воздействий. Геоэкологический мониторинг и географический прогноз. Заключение: Географическая деятельность. География и географ в современном мире. Географ – ученый, инженер, преподаватель. География и экология, экономика, геополитика. Географические основы управления. Государственные административные, научные, проектные и производственные организации географической ориентации. Академическая география. Военная география. Русское географическое общество. Научные и популярные географические журналы. Система высшего географического образования в России и за рубежом. География в средней школе. Международный географический союз и международные географические конгрессы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|