ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Губительная медлительность царяПри других обстоятельствах ни за что бы не взвалила на себя непосильную ношу изображения чисто полити-ческих картин Российской империи начала века. Но сей-час деваться некуда. Однако все равно буду говорить не от себя, а только повторю то, что слышала от людей знающих. Это был 1912 год. Предпоследний год "добрых старых времен". Политика царя в отношении простого народа никуда не годилась. Но точно также никуда не годилась она и в отношении других сословий и политических партий. Результат -- царя не поддерживал никто. Как можно при таком положении рассчитывать на удержание порядка? А тем более на успех реформ вслед за Европой. Николая нельзя было отнести к сильным характе-рам, и это уже я показывала. А время требовало именно силы и твердости, решимости выйти из порочного кру-га. И в прямом смысле. Николай же снова медлил. Если бы Николай не прятался от своих подданных, если бы он ближе подпустил их к себе, за его спиной труднее было бы интриговать против трона. У революционеров были развязаны руки, газеты писали что хо-тели, а Николай только раз принял в этом отношении меры. Но, очевидно, недостаточные. К тому же все уже очень хорошо успели понять натуру царя. Александра Федоровна обладала цельностью большей, чем Николай. Но, благодаря усилиям старого двора, она ограничилась заботами о семье, к тому же царица была отягощена страхом за жизнь сына и наследника. Имея перед собой множество примеров нечестности ближайших сановников, она панически боялась появ-ляться на публике. В ее представлении безопасность су-ществовала лишь в стенах дворца. Что нужно делать Не думаю, чтобы отец отчетливо представлял себе все это. Но у него было безошибочное чутье и искреннее желание помочь Николаю и Александре Федоровне. Не занимаясь политикой как политик, отец по сути был таковым. В том смысле, что хорошо представлял себе нужды людей и представлял, что надо делать. При этом он не переступал черты даже не советчика, а только рисовальщика некой картины. Симанович, проводивший с отцом времени больше, чем кто-либо другой, свидетельствует: "За грубой мас-кой мужика скрывался сильный дух, напряженно заду-мывавшийся над государственными проблемами. Распутин явился в Петербург готовым человеком. Образования он не имел, но он принадлежал к тем людям, которые только собственными силами и своим разумом пробивают себе жизненную дорогу, старают-ся разгадать тайну жизни. Он был мечтатель, беззабот-ный странник, прошедший вдоль и поперек всю Рос-сию и дважды побывавший в Иерусалиме. Во время своих странствований он встречался с людьми из всех классов и вел с ними долгие разговоры. При его ог-ромной памяти он из этих разговоров мог многому на-учиться. Он наблюдал, как жили люди разных классов, и над многим мог задуматься. Таким образом, во время его долгих паломничеств созрел его особенный фило-софский характер. После проявления его решающего значения на царя Распутин не разменивал его на мелкую монету. Он имел собственные идеи, которые старался провести, хотя ус-пех был очень сомнителен. Он не стремился к внешнему блеску и не мечтал об официальных должностях. Он ос-тавался всегда крестьянином, подчеркивал свою мужиц-кую неотесанность перед людьми, считавшими себя мо-гущественными и превосходящими всех, никогда не за-бывая миллионы населяющих русские деревни крестьян. Им помочь и разрушить возведенную между ним и царем стену было его страстным желанием и пламенной мечтой. Долгие часы, проведенные им в царской семье, да-вали ему возможность беседовать с царем на всевозмож-ные политические и религиозные темы. Он рассказывал о русском народе и его страданиях, подробно описывал крестьянскую жизнь, причем царская семья его внима-тельно слушала. Царь узнал от него многое, что осталось бы без Распутина для него скрытым. Распутин горячо отстаивал необходимость широкой аграрной реформы, надеясь, что она должна привести русского крестьянина к новому материальному благо-состоянию. -- Освобождение крестьян проведено неправильно, -- говорил он часто. -- Крестьяне освобождены, но они не имеют достаточно земли. Обычно крестьянская семья численно велика и состоит из десяти членов, но учас-ток земли мал. Из-за земли сыновья ссорятся с родите-лями, и им приходится отправляться в город в поисках работы, где они ее не находят. Крепостные крестьяне жили лучше. Они получали свое пропитание и необхо-димую одежду. Теперь крестьянин не получает ничего и должен платить еще подати. Его последняя скотинка описывается и продается с торгов. До десятого года кре-стьянские дети бегают голыми. Вместо сапогов они по-лучают деревянные колодки. Не хватает у крестьянина земли. Замирает вся жизнь в деревне. Распутин жаловался на то, что правительство не стро-ит в Сибири железных дорог. -- Боятся железных дорог и путей сообщения, -- по-яснял он. -- Боятся, что железные дороги испортят кре-стьян. Это пустой разговор. При железной дороге крес-тьянин имеет возможность искать себе лучшее существо-вание. Без железной дороги сибирский крестьянин дол-жен сидеть дома, не может же он пройти всю Сибирь пешком. Сибирский крестьянин ничего не знает и ни-чего не слышит. Разве это жизнь? Сибирь пространна, и сибирский крестьянин зажиточен. В России же (Распу-тин понимал европейскую Россию) крестьянские дети так редко видят белый хлеб, что считают его лаком-ством. Крестьянин в деревне не имеет ничего. Пшенич-ную муку он иногда получает к Пасхе, мясо он даже по праздникам получает очень мало. Ему не хватает одеж-ды, обуви и гвоздей, но он ничего не может заказать. В деревне нет мастеровых. Если в деревне появляется не-русский мастеровой, то его прогоняют. Почему? Пото-му что он изготовил лопату, плуг или подкову или по-тому что он починил сапоги? Боятся чужого мастерово-го. Боятся, что крестьянин мог бы разбаловаться, поже-лать денег или земельного надела! Поясняют, что все это может привести к революции. Все это глупости. Дво-рянство имеет слишком много. Дворянство ничего не делает, но мешает и другим. Если появляется образо-ванный человек, то кричат, что он революционер и бун-товщик, и в конце концов сажают его в тюрьму. Кресть-янину не дают образования. Эта господская политика к добру не приведет. Распутин мечтал о крестьянской монархии, в кото-рой дворянские привилегии не имели бы места. По его мнению, монастырские и казенные земли следовало разделить между безземельными крестьянами. Частные помещичьи земли, по его мнению, тоже сле-довало отчудить и распределить среди крестьян. Для уп-латы помещикам за отчужденные земли следовало бы исхлопотать крупный внешний заем. Распутин был очень высокого мнения о земледельческих способностях и бла-госостоянии немецких колонистов. Их чистоплотность и опрятная добротная одежда сильно выделяла их среди русских крестьян. Попадая в немецкую колонию, Распутин всегда удив-лялся богатству их стола. Его особенно поражало, что колонисты пили не только чай, но и кофе. Эти наблю-дения сильно врезывались в душу Распутина, и при раз-говорах с русскими крестьянами он всегда заводил раз-говор о благосостоянии немецких колоний. Он совето-вал русским брать в жены девушек из немецких коло-ний. Такие браки оказывались всегда как-то очень счас-тливыми. -- Крестьянин рад, -- говорил он, -- если у него в доме немка, тогда в хозяйстве порядок и достаток. Тесть гордится такой снохой и расхваливает ее перед своими соседями. Уважение Распутина к Германии возросло еще боль-ше после того, как Распутин узнал, что большинство употребляемых русскими крестьянами земледельческих машин германского происхождения. Кроме Германии, Распутина очень влекло к Амери-ке. И это имело свои причины. В России имелось доволь-но много крестьян, родственники которых жили в Аме-рике и присылали оттуда своим родным в Россию де-нежные вспомоществования. Много бедных выходцев стали в Америке состоятельными фермерами, но остав-шиеся и там простыми рабочими были довольны свои-ми заработками. Для бедного русского крестьянина Аме-рика казалась сказочной страной. Поэтому Америка им-понировала Распутину, и он советовал жить с Амери-кой в дружбе и мире". Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|