Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Национальный состав рабочего класса Российской империи и членов РСДРП(б) в сопоставлении с национальным составом населения.




    Национальность Доля в общей численности населения империи по переписи 1897 г., % Доля среди рабочего класса на 1897 г., % Доля среди рабочих металлистов на 1897 г., % Большевиков, с партстажем до 1917 г. и с 1917 г. по переписи 1922 г.
Человек %
Русские 43,3 61,8 61,4   65,0
Украинцы 17,4 6,8 7,1   4,5
Белорусы 4,6 1,4 1,0   1,4
Поляки 6,2 8,4 9,8   2,3
Евреи 3,9 6,6   7,1
Латыши 1,1 1,5 2,2   7,8
Эстонцы 0,8 1,2 1,3   1,2
Грузины 1,0 0,4 0,5   4,9
Армяне 0,9 0,7 0,6   1,7
Всего          

Составлено по:

Рабочий класс России. 1907 – февраль 1917 г. /Отв. ред. В.Я Лаверычев. – М.: Наука,1982. – С.54. Табл.8; Рабочий класс России от зарождения до начала ХХ века /Отв. ред. М.С. Волин, Ю.И. Кирьянов. – М.: Наука, 1983. – С.205; Всероссийская перепись членов РКП 1922 г. /Стат. отдел ЦК РКП(б). - Вып.5. Национальный состав членов партии. - М.: Красная новь, 1924. - С.34.

 

Но и здесь остается неясным, почему, к примеру, доля латышей и грузин среди старых большевиков была в несколько раз выше, чем доля этих национальностей среди рабочего класса России, а доля украинцев и белорусов, наоборот ниже. Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к особенностям национального развития данных народов и деятельности РСДРП среди них.

Принятая в 1903 г. Программа РСДРП содержала среди прочих демократических требований также пункт 8 («Право населения получать образование на родном языке;…введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях») и пункт 9 («Право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства») 5. Однако, как конкретно реализовывать эти лозунги и как вести работу среди трудящихся нерусских народов, ясности у лидеров РСДРП не было. Объективная необходимость вести работу среди рабочих разных национальностей на их языках и обеспечить равные права всех национальностей в рамках самой РСДРП обусловила поиск марксистами России разных форм работы и форм организации.

Первыми шагами в этом направлении был выпуск листовок и газет на языках угнетенных наций. В январе 1903 г. Казанский комитет РСДРП впервые выпустил листовку на татарском языке. В марте 1903 г. 1-й съезд кавказских организаций РСДРП принял решение издавать свой общий орган газету «Борьба пролетариата» параллельно на трёх языках: русском, грузинском и армянском. В 1905 г. в Петербурге вышла первая большевистская газета на эстонском языке «Эдази» («Вперёд»), а в 1907 г. в Оренбурге – первая большевистская газета на татарском языке «Урал». Преследования полиции вскоре заставили прекратить выпуск этих газет, но они внесли свой вклад в вовлечение в революционную борьбу трудящихся соответствующих наций 6.

Собственные социал-демократические партии независимо от РСДРП в конце Х1Х – начале ХХ в. были образованы в Польше, Литве, Латвии, Финляндии, Украине 7. В конце 1904 г. в Баку возникла азербайджанская социал-демократическая организация «Гуммет» (Энергия»), которая вскоре начала выпуск газеты того же названия 8. Набольшее влияние на трудящиеся массы как города, так и села в своем регионе завоевала Латышская социал-демократическая партия (ЛСДРП). Первый съезд ее состоялся в 1904 г., хотя марксистские газеты и журналы на латышском языке выходили еще с конца ХIХ в. Параллельно с ЛСДРП в Латвии действовали организации РСДРП и Бунда, которые работали соответственно среди русских и еврейских рабочих. Среди промышленных рабочих Латвии в начале ХХ в. латыши составляли около 50 %, русские – 15 %, литовцы – 15 %, остальные – евреи, поляки, немцы, эстонцы и т.д. 9

По мнению Г. Костюка, «большевики, как сторонники единой централизованной страны и единой руководящей партии в ней, отрицали какое-либо право на существование инонациональных социал-демократических партий даже на принципе федеративной связи и полного согласования действий» 10. При этом Г. Костюк описывает борьбу Ленина против Бунда, Польской социалистической партии, и УСДРП, но сознательно замалчивает деятельность латышских и польских социал-демократов, а также азербайджанского «Гуммета» в союзе с большевиками. В.И Ленин действительно всегда выступал против комплектования организаций по национальному признаку: исключительно для евреев, исключительно для поляков, исключительно для украинцев, за что выступали деятели Бунда, ППС или УСДРП. Именно по такому принципу (nur fuer Deutsche – «только для немцев») была позднее организована гитлеровская NSDAP. В противоположность национальному Ленин отстаивал территориальный принцип организации и единство рабочих всех национальностей в борьбе против эксплуатации 11. Но как при этом обеспечить равные права пролетариев всех национальностей на пользование своим языком и не допускать угнетения господствующей нацией остальных?

В первые годы ХХ в. среди польских, литовских и латышских социал-демократов возникла инициатива объединения их партий с РСДРП. Накануне IV-го Объединительного съезда РСДРП (апрель 1906 г.) лидер большевиков В.И. Ленин предложил проект резолюции «Отношение к национальным социал-демократическим партиям». Исходя из того, что в ходе революции пролетарии всех наций все более сплачиваются общей борьбой против самодержавия и буржуазии, В.И. Ленин предлагал скорейшее слияние всех национальных социал-демократических партий России в единую Российскую социал-демократическую рабочую партию на основе полного слияния местных организаций всех этих партий. При чем в проекте Ленина отмечено, что «партия должна фактически обеспечить удовлетворение всех партийных интересов и нужд социал-демократического пролетариата данной национальности, считаясь с его культурно-бытовыми особенностями». Для этого планировалось «устройство особых конференций социал-демократов данной национальности, представительство национальных меньшинств в местных, областных и центральных учреждениях партии создание особых групп литераторских, издательских, агитаторских и т.п.» 12

Если продумать до конца этот проект, то он означал по сути утверждение в рамках единой и неделимой российской партии культурно-национальной автономии по персональному принципу для представителей всех остальных народов кроме русского. Например, члены Рижской организации РСДРП в случае принятия такого плана должны были бы посылать делегатов на пять или шесть отдельных национальных конференций: латышскую, литовскую, еврейскую, немецкую, русскую, польскую и т.д. Вместо того чтобы проводить общие конференции социал-демократов данного региона и выбирать в руководящие органы по способностям, выборы проходили бы по квотам от национальных курий. Фактически это означало бы закрепления статуса национальных меньшинств за всеми угнетенными нациями при господствующем статусе российской, что на деле было бы не объединением, а скорее разъединением пролетариев этих наций.

Сама жизнь показала ошибочность и утопичность этого плана, который свидетельствует лишь о том, что национальная программа большевиков в то время была слабо разработана и содержала много неясного. Конкретные формы работы и методы строительства партийных организаций марксисты разных народов Российской империи вырабатывали соответственно уровню развития каждой нации, но в конце-концов одни раньше, другие позже пришли к национально-территориальным организациям, которые объединяли коммунистов определенных национальных областей. Такие организации (с 1918 г. – Компартии республик) объединяли представителей всех национальностей данного региона и вели работу (или должны были вести) на языках всех его национальных групп. По такому принципу был построен в свое время I Интернационал, где свои секции имели как «государственные» (англичане, французы, немцы), так и «негосударственные» (поляки, ирландцы) в то время народы.

IV съезд РСДРП в апреле 1906 г. принял решение о вхождении в ее состав как автономных областных национально-территориальных организаций Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПЛ) и Латышской социал-демократической рабочей партии, которая объединялась с местными организациями РСДРП в Социал-демократию Латышского края (СДЛК). Проект образования последней должен был утвердить съезд ЛСДРП. СДКПЛ и СДЛК вели работу среди пролетариев всех национальностей их района и имели право в рамках общепартийной программы самостоятельно определять способы агитации и формы организации, собирать собственные съезды, а СДЛК и самостоятельно определять позицию в аграрном вопросе в крае 13.

В июле 1906 г. III съезд ЛСДРП (I съезд СДЛК) принял решения об объединении с местными организациями РСДРП в Социал-демократию Латышского края - автономную часть РСДРП. Для ведения агитационно-пропагандистской работы среди русских и литовцев, которые проживали в Латвии, были созданы Русский и Литовский культурные центры при Рижском комитете СДЛК. Орган ЦК СДЛК газета «Циня» стала выходить параллельно и на русском языке – «Борьба». Если до объединения в ЛСДРП насчитывалось около 10 тыс. чел., то после него в СДЛК было 13-14 тыс. членов. Как отмечалось в отчете ЦК на 2-м съезде СДЛК в октябре 1908 г., за период между двумя съездами, несмотря на репрессии царизма и сокращение численности партии до 5 тыс. чел., было издано 25 номеров газеты «Циня» общим тиражом 227,5 тыс. экз., 6 номеров газеты «Борьба» тиражом 18 тыс. экз., 5 номеров солдатской газеты «Штык» тиражом 19 тыс. экз. 14

Кроме того СДКПЛ и СДЛК по условиям объединения с РСДРП сохранили право посылать своих делегатов на международные социалистические конгрессы и конференции. Например, в августе 1915 г. на Циммервальдской конференции в Швейцарии присутствовал делегат СДЛК Я. Берзинь-Зиемелис 15.

Фактическим признанием преимуществ именно национально-территориальной организации является статья В.И. Ленина к 10-летнему юбилею газеты «Циня» (1910 г.) Лидер большевиков пишет, что у пролетариата Латвии есть чем гордиться, поскольку он идет впереди рабочих остальных областей Российской империи. По официальным данным, в 1905 г. в Латвии численность бастующих была в пять раз выше численности промышленных рабочих, то есть каждый рабочий Латвии за этот год бастовал в среднем пять раз. Если бы такую активность проявляли рабочие всей России, пишет Ленин, то царизм не удержался бы при власти уже в 1905 г. 16

В Украине и Белоруссии национально-культурные условия были другими. Как это ни парадоксально, но украинцы и белорусы, ближайшие родственники русских, подвергались в то же время наибольшему национальному угнетению в Российской империи. Украинцев и белорусов вообще официально считали не отдельными народами, а подвидами русских. Еще в 1863 г. Министр внутренних дел России П. Валуев издал циркуляр, высочайше одобренный царем: поскольку «никакого малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, которое употребляется простыми людьми, есть тот же русский язык, только испорченный влиянием на него Польши, … издание книг на малорусском языке как духовного содержания, так и учебных, и вообще предназначенных для начального чтения народа прекратить». В 1876 г. Александр 2-й издал Эмский указ, который запрещал: 1) ввоз в пределы империи каких-либо книг и брошюр на малорусском языке, изданных за рубежом; 2) печатание и издание в империи оригинальных произведений и переводов этим наречием за исключением исторических документов и беллетристики (последние должны были печататься исключительно с русским правописанием и по разрешению Главного управления печати); 3) сценические представления и чтения малорусским наречием и печатание им текстов к музыкальным нотам 17. Аналогичные запреты действовали и в отношении белорусского языка 18.

Колониальная политика царизма обусловила значительную русификацию населения городов. По переписи 1897 г. среди больших городов Украины украинцы преобладали только в Полтаве – 55,8 %, тогда как в других городах Украины составляли меньшинство: в Киеве – 22,1 %, в Харькове – 25,9 %, в Екатеринославе – 15,9 %, в Чернигове – 36,5 %, в Одессе – 9,4 % 19.

Л.Д. Троцкий по этому поводу писал: «Население городов на окраинах сплошь отличалось по национальному составу от населения деревень. На Украине и в Белоруссии помещик, капиталист, адвокат, журналист – великоросс, поляк, еврей, иностранец; деревенское население же – сплошь украинцы и белорусы. В Прибалтике города были очагами немецкой, русской и еврейской буржуазии; деревня – сплошь латышская и эстонская. В городах Грузии преобладало русское и армянское население, как и в тюркском Азербайджане. Отделенные от основной массы не только уровнем жизни и нравами, но и языком, точно англичане в Индии; обязанные защитой своих владений и доходов бюрократическому аппарату; неразрывно связанные с господствующими классами всей страны, помещики, промышленники и торговцы на окраинах группировали вокруг себя узкий круг русских чиновников, служащих, учителей, врачей, адвокатов, журналистов, отчасти и рабочих, превращая города в очаги русификаторства и колонизаторства» 20.

Среди известных на сегодня сотен агитационных листовок и воззваний организаций РСДРП на Украине, выпущенных до 1917 г., лишь единицы написаны на украинском языке: одна листовка Одесского комитета РСДРП (январь 1904 г.) и несколько листовок Екатеринославского, Николаевского и Харьковского комитетов партии, выпущенных в разгар революции 1905-1906 гг. для крестьян. До декабря 1917 г. не выходило ни одной большевистской газеты на украинском языке. Вся пресса большевиков Украины фактически до конца 1917 г. издавалась на русском языке 21.

Левый украинский социал-демократ Лев Юркевич (Рыбалка) в январе 1917 г. писал: «Русские социал-демократы, следуя по стопам правительственной ассимиляции, и пользуясь ее результатами, организовывали пролетариат в украинских городах как русский пролетариат и этим отделяли его культурно от пролетариата сельского, чем, конечно, нарушали единство рабочего движения на Украине и замедляли его развитие… Они никогда не выступали на украинской территории против национального угнетения и пользовались результатами этого угнетения» 22.

Хотя В.И. Ленин и критиковал Л. Юркевича по вопросам партийного строительства, но этот вывод последнего перекликается и с мыслью самого Ленина: «общий недостаток социалистов господствующих наций (и английских и русских): непонимание их социалистических обязанностей по отношению к нациям подавленным, пережевывание предрассудков, перенятых от великодержавной буржуазии» 23. Попыткой самого Ленина хоть как-то исправить это положение было написанное им «Обращение к украинским рабочим», которое в переводе на украинский язык Оксена Лолы и с его подписью поместила в № 28 газета «Трудовая Правда» от 29 июня 1914 г. Обращение призывало к объединению рабочих без различия наций для борьбы с капиталом и к изданию при «Трудовой Правде» «Листка украинских рабочих». Идея последнего так и не была реализована 24.

Кроме РСДРП, в Украине действовали и другие социал-демократические партии. В 1900 г. была основана Революционная украинская партия (РУП), переименованная в декабре 1905 г. в Украинскую социал-демократическую рабочую партию (УСДРП). Годом ранее, в конце 1904 г., от РУП откололся Украинский социал-демократический союз («Спилка»). Идею объединения с РСДРП первой предложила «Спилка». На 3-й съезд РСДРП «Спилка» получила приглашение с совещательным голосом, но ее представитель принял участие в работе не съезда, а меньшевистской фракции. Сначала «Спилка» планировала работать среди рабочих, которые разговаривают на украинском языке (в основном, рабочих сахарных заводов в сельской местности), и начала выпуск во Львове, принадлежавшем Австро-Венгрии, своей газеты «Правда» на украинском языке 25.

Однако, вскоре эта газета была переведена на русский, а сама «Спилка» превращается в территориальную организацию РСДРП. Как заявлял на 4-м съезде РСДРП М. Меленевский: «Украинский пролетариат совсем обрусел, и членам партии, которые работают среди него, приходится сначала учить его украинскому языку» 26. После 4-го съезда РСДРП «Спилка» добилась объединения своих организаций с местными организациями РСДРП Юго-Западного края, усилив в них позиции меньшевизма. Редакция «Правды» во Львове в 1908 г. заключает союз с Л.Д.Троцким, который начинает издавать эту газету уже без грифа «Спилки».

УСДРП на 4-м съезде РСДРП представлял Н. Порш, который от имени своей партии предложил объединение на условиях признания УСДРП единым представителем украинского пролетариата в партии России и внесения на следующем съезде в общепартийную программу пункта об автономии Украины. Съезд отклонил предложение о немедленном объединении и поручил рассмотреть дело ЦК РСДРП. В Центральном Комитете, избранном на 4-м съезде, преобладали меньшевики, которые больше доверяли своим союзникам из «Спилки» о нежизнеспособности УСДРП. ЦК РСДРП отклонил условия УСДРП и предложил полное слияние партий, что в свою очередь не устраивало УСДРП, и объединения партий не произошло 27.

Отметим, что ни СДКПЛ, ни ЛСДРП не требовали ничего подобного при объединении с РСДРП. И СДКПЛ, и СДЛК были территориальными, а не только национальными организациями и объединяли пролетариев всех наций, проживавших соответственно в Польше, Литве и Латвии, не претендуя на исключительное представительство польского или латышского пролетариата. Хотя основную массу своих газет и листовок, к примеру, СДЛК издавала на латышском языке, это не мешало ей выпускать свою литературу также на русском, литовском, немецком языках и работать среди представителей данных наций.

Социал-демократия Латышского края имела в своей программе пункт об автономии Латвии, но не требовала от РСДРП внесения такого пункта в общероссийскую программу, целиком довольствуясь записанным в Программе РСДРП правом наций на самоопределение. В.И. Ленин неоднократно подчеркивал, что это право означает исключительно политическое самоопределение, и означает, что вопрос об отделении или автономии должна решать сама угнетенная нация (на своем референдуме, сейме, парламенте), а не парламент России или тем более РСДРП 28.

Не соответствует действительности утверждение М.С. Кармазиной о том, что после 4-го съезда РСДРП УСДРП была единственной национальной социал-демократической партией, которая осталась за пределами РСДРП 29. За пределами РСДРП действовали также Социал-демократическая партия Литвы, Латышский социал-демократический союз, Бунд, азербайджанский «Гуммет». Революционные элементы этих партий переходили к большевикам в основном в ходе революции 1917-1920 гг. по мере того, как совершенствовалась структура самой большевистской партии и создавались ее национально-территориальные организации 30.

Революция 1917 г. дала мощный толчок развитию национально-освободительных движений всех угнетенных народов Российской империи. В отношении к ним в большевистской партии существовало две точки зрения. Одна была впервые сформулирована Розой Люксембург: в эпоху империализма самоопределение наций невозможно, а при социализме оно излишне, поэтому все современные национальные движения реакционны. Другая точка зрения было обоснована В.И. Лениным в дискуссии с Р. Люксембург и ее последователем Г. Пятаковым. Понимая огромный революционный потенциал этих движений, которые поднимали из вековой спячки миллионы крестьян, политическое пробуждение которых могло произойти только через их родной язык, Ленин и его сторонники видели в этих движениях своих естественных союзников. С целью привлечения на сторону большевизма трудящихся масс угнетенных наций создаются национальные секции и организации в самой большевистской партии.

В сентябре 1917 г. в Петрограде по инициативе большевика белоруса А.Г. Червякова на основе левого крыла Белорусской социалистической громады создается Белорусская социал-демократическая рабочая партия, или как ее называл впоследствии сам А.Г. Червяков, Белорусская социал-демократическая партия большевиков, Программа которой совпадала с программой РСДРП(б). Уже в апреле 1918 г. эта партия превращается в Белорусскую секцию РКП(б), а сам А.Г. Червяков в 1920 г. был избран председателем ЦИК и СНК Белорусской ССР 31.

В середине октября 1917 г. в Уфе состоялся съезд большевиков-татар и башкир Уфы, Екатеринбурга, Челябинска и Троицка, который учредил Татарскую социал-демократическую партию с центральным органом газетой «Алга» («Вперед») и избрал ее Комитет (Б.Я. Нуриманов, Ф.А. Ахмедуллин, Г.К. Шамигулов). Делегаты единогласно приняли к руководству Программу и Устав РСДРП(б). Как пишет по этому поводу советский историк Я.Ш. Шарапов, «фактически речь шла не о самостоятельной партии, а о национальной организации единой большевистской партии. Поэтому употребление названия «партия» в данном случае ошибочно» 32.

Показательно, что и белорусская, и татарская секции РСДРП(б) – РКП(б) возникли впервые, не в Белоруссии и в Татарстане, а за пределами этих национальных областей, в крупных промышленных центрах империи, где проживала белорусская и татарская рабочая диаспора. В самих Белоруссии и Татарстане большевики долгое время отказывались признавать какие-либо права за белорусской и татарской нацией. Секретарь Северо-Западного обкома РКП(б) В.Г. Кнорин в октябре 1918 г. прямо заявлял: «Мы считаем, что белорусы не являются нацией и что те этнографические особенности, которые отделяют их от остальных русских, должны быть изжиты» 33. Даже в 1920 г. председатель Казанского губисполкома И. Ходоровский, секретарь губкома Г. Гордеев и председатель губсовпрофа А. Догадов выступали против создания Татарской АССР 34.

Сходное положение было и в Украине. Член Киевского комитета РСДРП(б) В.П. Затонский писал впоследствии: «Для «Советов», а значит и для партий городского пролетариата, как большевиков, так и меньшевиков, Украина как таковая, не существовала, ибо не существовало ее для городского рабочего» 35. Председатель Юго-Западного обкома РСДРП(б) Е.Б. Бош, вспоминала: "Первоочередной вопрос для Украины, национальное раскрепощение ее, оставался в тени и не был продуман не только Киевским комитетом, но и Областным. Пункт нашей программы о праве наций на самоопределение вплоть до отделения оставался голым лозунгом, и комитет не имел практической программы, указывающей формы борьбы революционных масс в угнетенной стране, борющейся за свое национальное раскрепощение" 36.

7 (20) ноября 1917 г., спустя две недели после Октябрьского восстания в Петрограде и прихода большевиков к власти в России, Украинская Центральная рада провозглашает Украинскую Народную Республику. На состоявшихся в ноябре выборах во Всероссийское Учредительное собрание по восьми украинским губерниям (Волынская, Екатеринославская, Киевская, Подольская, Полтавская, Харьковская, Херсонская, Черниговская) правящие партии Центральной рады УПСР и УСДРП собрали большинство голосов 37.

Лишь после того как большевики были поставлены перед фактом существования Украины как отдельной республики, при Киевском, Одесском, Горловско-Щербиновском (Донбасс) комитетах РСДРП(б) возникают украинские секции и группы, ведущие работу на украинском языке 38. 3 – 5 декабря 1917 г. в Киеве прошел областной съезд большевиков Юго-западного края, с участием представителей Харькова, Екатеринослава (Днепропетровск), Елисаветграда (Кировоград), названный впоследствии Первым Всеукраинским совещанием большевиков. Этот съезд принял решение о создании единой организации большевиков Украины – «РСДРП(б) - Социал-демократия Украины», избрал ее Главный комитет (председатель Е.Б. Бош, секретарь Г.Ф. Лапчинский) 39. Хотя этот комитет так и не смог развернуть свою работу, шесть из 13 его членов и кандидатов (В.Х. Ауссем, Е.Б. Бош, В.П. Затонский, Г.Ф. Лапчинский, В.С. Люксембург, В.М. Шахрай) в середине декабря 1917 г. вошли в состав первого украинского советского правительства – Народного Секретариата. Евгения Бош стала фактически председателем правительства, а Георгий Лапчинский – управляющим делами Народного Секретариата 40.

Таким образом, анализ национального состава и национальной политики большевиков до их прихода к власти показывает, что четкой и последовательной программы в национальном вопросе до Октября 1917 г. большевикам выработать не удалось. Хотя партия и включила в свою программу право наций на самоопределение, а сам Ленин неоднократно и резко выступал против великорусского шовинизма и поддерживал борьбу угнетенных народов Российской империи против царизма, их право на отделение, многие большевики сохраняли пережитки этого шовинизма в своей практической деятельности. Игнорирование прав на существование иных народов, их языка и культуры превращало в некоторых национальных районах большевиков в партию рабочих господствующей нации (русских), приводило к обострению национальных противоречий.

 

Примечания.

 

1. Бурмистрова Т.Ю. Национальный вопрос и рабочее движение в России. (Ленинская политика пролетарского интернационализма в 1907-1917 гг.) - М.,1969. - 276 с.; Шаститко П.М. Ленинская теория национально-колониального вопроса. - М.,1988. - 271 с.; Юдина Р.М., Бурханова Е.И. Национальный вопрос и национальные отношения в СССР. Биб. указ. лит. - Душанбе, 1976. - 255 с.

2. Майстренко И. Национальная политика КПСС в ее историческом развитии. - Muenchen, 1978. - 224 с.; Костюк Г. Сталінізм в Україні. (Генеза і наслідки): Дослідження і спостереження сучасника. - Київ, 1995. - С.27-112.

3. Троцкий Л.Д. История русской революции. - М.,1997. - Т.2. - Ч.2. - С.35.

4. Поляков Ю.А., Киселев И.Н. Численность и национальный состав населения России в 1917 г. //Вопросы истории. – 1980. - № 6. – С.46.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1970). - М.,1970. - Т.1. - С.63.

6. Шарапов Я.Ш. Национальные секции РКП(б). - Казань, 1967. - С.37-51.

7. Веденеева В. Социал-демократия Королевства Польского и Литвы //Политические партии России. Конец Х1Х – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. – М.,1996. – С.568-573; Рогинский В. Социал-демократическая партия Финляндии //Там же. – С.566-568. и др.

8. Агакишиев И.А. Возникновение и деятельность социал-демократической организации „Гуммет” в 1904-1911 гг. Автореф. дисс.... канд. ист. наук. – М.,1992. – С.15-22.

9. Очерки истории Коммунистической партии Латвии. - Рига, 1962. - Т.1. - С.17-18,87.

10. Костюк Г. Сталінізм в Україні. - С.48.

11. В.И. Ленин о национальном вопросе и национальной политике/ Сост. Э.В. Тадевосян. - М., 1989. - 557 с.

12. Ленин В.И. Проект резолюции к Объединительному съезду РСДРП //Полное собрание сочинений (далее – ПСС). - Т.12. - С.234-235.

13. РСДРП(б). Съезд. 4-й (Объединительный). Апрель-май 1906 г. Протоколы. - М.,1959. - С.529-531.

14. Очерки истории Коммунистической партии Латвии. - Т.1. - С.165-168,200, 206.

15. Там же. - С.303.

16. Ленин В.И. К юбилейному номеру "Zihna" (июль 1910) //ПСС. - Т. 19. - С.305-307.

17. Бурмистрова Т.Ю. Ленинская политика пролетарского интернационализма в период образования РСДРП (1894-1903). – Л.,1962. – С.33;

18. Бурмистрова Т.Ю. Национальный вопрос и рабочее движение в России. - М.,1969. – С.50.

19. Климко А.А., Шевченко А.А. Динамика этнического состава населения Киева //Этнические группы в городах Европейской части СССР. – М.,1987. – С.75.

20. Троцкий Л. История русской революции. - Т.2. - Ч.2. - М.,1997. - С.42.

21. Шморгун П.М. В умовах загальноросійської революційної кризи (початок ХХ ст.) //Історія України. Курс лекцій. - Київ, 1992. - Ч.2. ХХ століття. - С.34; Він же. Революція 1905-1907 рр.// Там само. - С.53.

22. Рыбалка Л. Русские социал-демократы и национальный вопрос. - Женева, 1917. - С.30-32. Цит. по: Майстренко И. Национальная политика КПСС в ее историческом развитии. - Muenchen,1978. - C.20.

23. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение //ПСС. - Т.25. - С.300.

24. Там же. – С.526; Головченко В., Дорошко М. Оксен Лола: однодумець Леніна чи український патріот? //Проблеми історії України. - Вип. 6. – Київ, 2002. – С.236-244.

25. Шморгун П.М. Політичні партії України на початку ХХ ст.: соціальний склад, чисельність, типологія //Наукові праці з питань політичної історії. - Вип.172. - Київ, 1992. - С.20; Левенець Ю.А. Ліворадикальні партії в Україні напередодні жовтневого перевороту //Український історичний журнал. - 1992. - № 3. - С.27-30.

26. РСДРП(б). Съезд. 4-й (Объединительный). Апрель-май 1906 г. Протоколы. - М.,1959. - С.33.

27. Шморгун П.М. Політичні партії України на початку ХХ ст. - С.21-22.

28. Ленин В.И. О национальной программе РСДРП //Ленин В.И. ПСС. – Т.24. – С.223-229.

29. Кармазіна М.С. Революція 1905-1907 рр. в Україні. Парадокси стрімкої політизації //Політична історія України. ХХ століття. - Київ, 2002. - Т.1. - С.190.

30. Мицкевич-Капсукас В.С. Автобиография //Деятели Союза ССР и Октябрьской революции. - М.,1989. - Ч.2. - Стб.42-43; Нариманов Н.Н. Автобиография //Там же. – Стб.70-74.

31. Червяков А.Г. Автобиография //Деятели Союза ССР и Октябрьской революции. - М.,1989. - Ч.3. - Стб.214-215.

32. Шарапов Я.Ш. Указ. соч. - С.53.

33. Куличенко М.И. О налаживании государственных взаимоотношений народов страны Советов в 1917-1919 гг. //Проблемы государственного строительства в первые годы советской власти. – Л.,1973. – С.106.

34. Майстренко И. Указ. соч. – С.71.

35. Затонський В.П. Уривки з спогадів про українську революцію //Архіви України. – Київ, 1990. - № 1. – С.41.

36. Бош Е.Б. Год борьбы. – Киев, 1990. – С.77-78.

37. Спирин Л.М. Россия. 1917 год: Из истории борьбы политических партий. – М.,1987. – С.278-322; Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. - М.,1997. - С.363-366.

38. Солдатенко В.Ф. До оцінки організацій "українських більшовиків" //Український історичний журнал. – Київ, 1989. - № 6. - С.62-67; №7. - С.49-57. Острогорський М.І. З історії більшовицької організації Горлівсько-Щербинівського району Донбаса 1901-1918 рр. //Літопис революції. – Харків, 1930. - № 5. - С.109-110.

39. Областной съезд РСДРП(б). І Всеукраинское совещание большевиков. Протоколы //Летопись революции. – Харьков, 1926. - № 5. - С.64-92; Бош Е.Б. Год борьбы. - С.382; Лапчинський Г. З перших днів Всеукраїнської Радянської влади //Літопис революції. – Харків,1927. - № 5-6. - С.56-65.

40. Большевистские организации Украины: организационно-партийная деятельность (март 1917 – июль 1918 гг.): Сб. док. и мат. – К.,1990. – С.519.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных