Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Творчество Г. Р. Державина. Лекция учителя




Гаврила Романович Державин (1743—1816) родился в семье мелкопоместных казанских дворян. Рано потерял отца. Не окончив гимназию, Державин был призван на военную службу. Державин был талантлив и очень разносторонен. Он заложил основу всех последующих систем русской поэзии. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина с легкостью обнаруживаются следы «Фелицы». В «Полтаве» повторяется «рисунок» державинского описания боя. Без духовных од Державина, без его «Фелицы», «Памятника», «Водопада», «Ласточки» невозможно представить себе русской поэзии.

Первые стихотворные опыты Державина относятся ко времени его службы солдатом Преображенского полка. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поставившем на престол Екатерину II.

Решительный и смелый, независимый в суждениях, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников.

Державина обошли наградами, было признано, что он «недостоин продолжать военную службу». Пробыв несколько лет на гражданской службе под начальством князя Вяземского, Державин вынужден был уйти в отставку. В эти нелегкие для Державина годы его литературное дарование достигло замечательного расцвета.

Стихи его, хотя и без имени автора, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание одного из самых значительных по силе мысли и энергии поэтического выражения произведений Державина — оды «На смерть князя Мещерского». Но слава пришла к нему лишь в 1783 г., после появления обращенной к Екатерине II «Оды к Фелице» (лат. — «счастье»).

— Дайте определение понятию «ода».

Ода «Фелица» обращена к Екатерине II. Эта ода прославляла царицу, но не прямо, а косвенно: через обращение к литературному персонажу и через противопоставление ее развращенным «мурзам».

Он соединил в своей «Оде к Фелице» два различных стихотворных вида и создает небывалое до того произведение — оду-сатиру. Взамен отвлеченно-условного и одического «певца» возникает живая личность автора, наделенная автобиографическими чертами. Все это стало подлинным литературным переворотом. Под пером Державина высокая одическая поэзия приближалась к жизни, делалась проще.

20 мая 1783 г. ода внезапно появляется на страницах первой книжки «Собеседника любителей российского слова». Вскоре Державин получает посылку с золотой табакеркой, осыпанной бриллиантами, и запиской: «Из Оренбурга от киргизской царевны мурзе Державину». В табакерке 500 червонцев.

Внимание Екатерины было для Державина как лестным, так и опасным. Появились завистники. Поэта обвиняли, что он восхваляет императрицу из корыстных побуждений, тем более что в глазах людей, хорошо ее знавших, Екатерина образцом добродетели не являлась. Позже поэт сам обнаружит это, став ее статс-секретарем. Пока же он пытается объяснить свое восхищение Екатериной. Державин пишет в 1783—1784 гг. удивительное стихотворение «Видение мурзы», начало которого просто захватывает своим лирическим напряжением:

 

На темно-голубом эфире

Златая плавала луна;

В серебряной своей порфире

Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем...

 

Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу. Он достиг высших государственных должностей — сенатора, государственного казначея, министра юстиции. В служебной деятельности поэта наряду со взлетами много и стремительных падений. Так, например, он был отстранен от поста губернатора и предан суду. Императрица, на значив было поэта своим личным секретарем, вскоре его уволила.

Павел I подверг Державина опале, а Александр I в 1803 г. окончательно отстранил его от государственных дел.

Смело выступал против злоупотреблений и беззакония Державин и в своих стихах. «Долг поэта в мир правду вещать»,— заявлял он. Убедившись во время личного общения с Екатериной, что созданный в «Оде к Фелице» образ царицы идеализирован, он отказался писать ей хвалебные стихи. В замечательной сатирической оде «Вельможа» поэт высмеивает гордящуюся только гербами предков «позлащенную грязь»:

 

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

 

Столь же резко и стихотворение «Властителям и судиям», где поэт призывает небесные громы разразиться над головами «земных богов» — не только князей и вельмож, но и самих царей. В стихах Державина нашли яркое отражение героика его времени, блестящие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига.

Но, даже в лучших его произведениях, наряду с местами, поражающими своей силой и красотой, много искусственного, риторического.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных