ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Дополнения учителяПочти половину жизни Тургенев провел за границей, переезжая с одного места на другое. Он знал отлично среднюю полосу России. В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится». В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? — воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение». Это голос самого Тургенева, так как этот эпизод из его жизни, когда в 1856-57 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городке Зиннциг и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям. Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60-70-х гг. Для правильного понимания творчества Тургенева важно представлять себе сложность жизни и деятельности писателя, противоречия в его отношении к «Современнику», революционерам-демократам, его надежды на постепенное, мирное решение политических проблем, и неприятие крепостного права.
Домашнее задание 1. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе И. С. Тургенева?» 2. Прочитать рассказы из цикла «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Бурмистр», «Бирюк», «Певцы», «Чертопханов и Недопюскин», «Живые мощи».
Урок 48. Рассказы цикла «Записки охотника» Цели урока: познакомиться с жанровым понятием цикл, с циклом рассказов Тургенева; научить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.
Ход урока I. Знакомство с книгой «Записки охотника» Слово учителя. Тургенев с детства наблюдал, жестокие капризы и самодурство своей властной матери, угнетающей крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, писатель писал о жизни помещиков, крепостном праве, расколе русского общества на господ и рабов языком впечатлительного певца природы и народной жизни, как неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлеченным охотником и путешественником, просвещенным дворянином и заботливым помещиком. Рассказы из цикла «Записки охотника» появились 1847 года в журнале Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». При появлении в журнале «Современник» некоторых очерков Тургенева, критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя — Гоголь, автор «Мертвых душ». Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях «Мертвых душ». Тургенев писал свои «охотничьи» рассказы о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Композиции этих произведений можно назвать одинаковыми. В произведениях очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика. Но Тургеневский герой не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха, как Чичиков, а орловский помещик на охоте, пространство сужено до границ черноземной губернии и в основном включает знакомые места писателя. А авторское отношение выражается с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель — создать новый образ России и ее народа, расколотого, угнетенного сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.
2. Краткий пересказ рассказов книги «Записки охотника»
II. Особенности жанра «Записок охотника» и их оценка в критике Словарная работа. Учащиеся записывают определения: Цикл — не случайная подборка произведений одного жанра и общей тематики. Эта поэтический организм, клеточки которого, обладая относительной самостоятельностью, своей взаимосвязью друг с другом образуют «более широкое общее содержание, чем смысл отдельных вещей или механической совокупности, суммы». (П. Громов). Цикл (от греч. «круг») — группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.
2. Разбор особенностей «Записок охотника». На то, что «Записки охотника» являются циклом, а не «случайной подборкой» рассказов указывает следующее: — закрепленное за каждым рассказом его определенное место; — общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину; — тематическое и идейное единство рассказов все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников. Композиция рассказов — зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.
3.Слушаем доклад учащего об оценке «Записок охотника» в критике (см. дополнительный материал к уроку).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|