ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. ГончароваЦели урока: подведение итогов; учет и контроль знаний; развитие аналитических способностей учащихся. Методика проведения: письменная работа по готовым карточкам с творческими заданиями.
Вариант I 1. Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» может быть рассказано в двух-трех строчках. — Кратко передайте сюжет романа. — Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа? — Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете — превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
2. Вспомните начало романа «Обломов». — В чем необычность этого начала? — Чем обусловлен выбор места действия? — Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста — лет тридцати двух-трех от роду? — Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает. — Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) во II— IV главах первой части романа? — Чем Обломов выше своих гостей? — Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
4. Критик Ю. Елагин писал в 1892 г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера». — Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь? — О каких «лучших, благороднейших» чертах пишет критик?
5. Критик А. В. Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить». — Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»? — Каково отношение Захара к своему барину? — Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»? — Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
6. Покажите условность картин главы IХ первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, четкие картины, лишенные неопределенности и фантастических связей реального сна, и т. д.
Вариант II 1. Автор, рисуя детство Обломова лирически любуется жизнью героя, а с другой стороны, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа. — Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по от ношению к Обломовке?
2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V— VI первой части). — Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве? — Почему Обломов порвал со службой и с обществом? — О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у Обломова с жизнью?
3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (в виде таблицы). Покажите, что иногда он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.
4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое— к Ольге (глава Х второй части). — Почему во втором письме — свободная речь, образность, мысль, чувство? — Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться их оценками?
5. «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой — достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию. Вместе с тем существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным» (Ю. М. Лотман). — Действительно ли «существование без труда и борьбы» кажется Штольцу неинтересным? — Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критиком?
6. Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание, трудиться, надежды на «авось», «может быть», атрофия воли, инертность, барская спесь и т. д. — Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизмом? — Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще? — Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?
Вариант III 1. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочел Обломова и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней... Что за избитость форм и приемов!». — Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет писатель? — Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно? — В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?
2. «... Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А. В. Дружинин). — Как показывает Гончаров «прелесть», «слабость» и «грустный комизм» Обломова? — Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»? — В чем трагедия жизни героя романа?
3. Обломов окружен обломовцами большими, чем он сам. «Да я ли один? — говорит он Штольцу.— Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше имя легион!». — Подтвердите фактами эти слова Обломова, указан черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве. — Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше — как общечеловеческий тип?
4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца. — Типичен ли образ Штольца? — Есть ли в Штольце черты обломовщины. Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки? — Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие? (Имя Ольга восходит к варяжскому имени Хельга, что значит «светлая, сияющая, святая».)
6. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для первой части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви...» (Е. Л. Краснощекова). — Почему роман Ольгой и Обломова — «бурный и предельно духовный»? — Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем? — Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|