Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности 2 страница




Непосредственным объектом данных преступлений являются отношения в сфере законной предпринимательской и иной эко­номической деятельности.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК). Статья 169 УК предусматрива­ет уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Законное предпри­нимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида предпринимательской или иной экономической деятельности, не запрещенной законом, вы­бора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью и самое главное — обязательности государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом преступления является конститу­ционное право граждан на свободное использование своих спо­собностей и имущества для предпринимательской и иной не за­прещенной законом экономической деятельности.

Обг>ективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятель­ности. Воспрепятствование означает создание каких-либо пре­пятствий, помех или создание таких условий, при которых пред­принимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается. Воспрепятствование может совер­шаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: а) неправомерный отказ в ре­гистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации: в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществле­ние определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выда­чи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального

8-9117 Иногамова

 

 

220

предпринимателя или юридического лица в зависимости от орга­низационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального пред­принимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального пред­принимателя или юридического лица выражается в открытом не­желании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то что все основания для данной регистрации имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юриди­ческого лица осуществляется на основании федеральных законов: от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изм. на 23.12.20031; от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с изм. на 08.12.20032; «О банках и бан­ковской деятельности» в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ, с изм. на23.12.20033.

Государственная регистрация — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального пред­принимателя, о прекращении предпринимательской деятельно­сти, а также при внесении изменений в учредительные докумен­ты. Государственные реестры являются федеральными информа­ционными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регистрационные палаты, имеющие свои отделения в субъектах Федерации и регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций про­водит Центральный банк России и его отделения. Все виды эко­номической деятельности, связанные с иностранными инвести­циями, подлежат регистрации в Государственной регистрацион­ной палате при Правительстве РФ.

1 СЗ РФ 2001 № 33 (ч I) Ст. 3431; 2003. № 52 (ч. I). Ст 5037.

2 СЗ РФ. 1999 № 28 Ст 3493, 2003, № 52 (ч. I). Ст. 5037

3 СЗ РФ. 1996. № 6 Ст 492, 2003 № 50. Ст. 4855

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпри­нимателей был упрощенный порядок).

Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивиду­ального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирую­щий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взно­сов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида эконо­мической деятельности, руководящего органа и юридического адреса.

Перечень документов, необходимых для регистрации индиви­дуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком, установленным Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482". Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нота­риально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Феде­рального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным Законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обя­зан принять решение о регистрации, внести соответствующую

1 СЗРФ 1994 № 11 Ст 1194-

запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму, с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России: в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) не истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельно­стью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринима­тельской деятельности в принудительном порядке: е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимате­ля или юридического лица — это скрытая форма воспрепятство­вания законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в созна­тельном нарушении сроков регистрации. Государственная реги­страция должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистра­ции предприятий с иностранными инвестициями — в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации долж­но быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение 6 меся­цев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересован­ным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышлен­ное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства,

при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступ­ления во второй форме.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (ли­цензии) на осуществление определенной деятельности выражает­ся в открытом нежелании выдать лицензию на законных основа­ниях. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на осно­вании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Россий­ской Федерации устанавливается единый перечень лицензируе­мых видов деятельности, единый порядок процесса лицензирова­ния, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования регулируются Фе­деральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 11.03.20031.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов Фе­дерации. Правительство РФ уполномочено определить федераль­ные органы исполнительной власти, утвердить положения о ли­цензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды деятельности, лицензирование которых осущест­вляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с изм. на 26.11.98 № 182-ФЗ2, постановлениями Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15.08.2000 № 10 и от 18.07.2001 № 143.

Закон определяет перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить: заявление с указанием наименова­ния и организационно-правовой формы юридического лица, ме­сто его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель в за­явлении указывает данные основного документа, удостоверяю­щего его личность и вид деятельности. К заявлению прилагаются

1 СЗ РФ 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430; 2003, № 11. Ст. 956.

2 СЗ РФ 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857. 3СЗРФ. 2001. № 14. Ст. 1591.

224

копии учредительных документов юридического лица, свиде­тельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицен­зии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистра­ционного сбора. Не допускается требовать представления доку­ментов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче ли­цензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых доку­ментов (ч. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов дея­тельности»). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не со­ответствуют лицензионным требованиям (экологического, сани­тарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожар­ного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экс­пертизы) является незаконным и может быть основанием привле­чения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сро­ков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и яв­ляется пассивной формой неправомерного отказа, например вы­дача лицензии откладывается на неопределенное время под пред­логом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от орга­низационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не име­ет права ограничить права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свобо­ды человека и гражданина могут быть ограничены только феде­ральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных ин­тересов других лиц. Никакие другие ограничения права на пред­принимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее

организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предос­тавление каких-либо льгот или установление преимуществ, на­пример, акционерному обществу (выдача лицензии, предоставле­ние кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вме­шательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и неза­висимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц воз­можно только в случаях нарушения правил охраны труда, сани­тарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и дру­гих правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вме­шательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридиче­ского лица будут признаны неправомерными. Поэтому, напри­мер, навязывание условий договора, принуждение к соучреди-тельс!ву. расходованию прибыли на государственные нужды (например, на проведение избирательной кампании), установле­ние запретов на вывоз или ввоз конкретных продуктов и това­ров — все это будет незаконным вмешательством в предприни­мательскую деятельность.

При характеристике объективной стороны указывается до­полнительный признак — способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодейст­вующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм пре­ступной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что своими действиями препятст­вует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким образом. Мотивы могут быть различными:

226

желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего ко­рысть.

Субъект преступления — только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечание к ст. 285 УК. Но в ана­лизируемой статье имеется в виду специальное должностное ли­цо, уполномоченное от имени государства на проведение регист­рации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной эко­номической деятельности. Вмешательство в предприниматель­скую деятельность может осуществляться и другими должност­ными лицами.

Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) вос­препятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое отягчающие обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной предпринима­тельской деятельности продолжалось уже после судебного реше­ния, определившего неправомерность действий должностного лица, отказавшего в регистрации индивидуальному предприни­мателю или юридическому лицу или совершившего другие дей­ствия, предусмотренные ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.

Понятие крупного ущерба — второе отягчающие обстоятель­ство — раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, в виде затрат на покупку обору­дования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (на­пример, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполу­чением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупно­го и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или за­долженности в крупном размере в отношении и других экономи­ческих преступлений, предусмотренных ст. 171. 171, 177, 188, 191 и 192 УК. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо

задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным — 1 млн руб. Исключение составляют ст. 174, 174, 178, 185, 1851, 193, 194, 198, 199 и 199 УК. в примечаниях к которым установлены другие, строго дифференцированные, определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Ста­тья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие при­родные ресурсы используются и охраняются в Российской Феде­рации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственно­сти. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими не только сохранение экологических систем, но и для сохранения способности земли быть средством произ­водства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (ст. 12 Земельного кодекса РФ)1.

Гражданский кодекс РФ относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, участки леса и все, что прочно связано с землей, к недвижимым вещам (ст. 130). Из со­держания ст. 131 ГК РФ и других гражданско-правовых норм вытекает, что земля может находиться в хозяйственном обороте в тех пределах, как это установлено в законе2. Она может быть предметом купли-продажи, сдаваться в аренду, в залог для полу­чения банковских кредитов, вноситься в качестве доли в устав­ный капитал коммерческой организации, передаваться в хозяйст­венное ведение или оперативное управление, а следовательно, быть предметом в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности. Поэтому точный учет земель в Государст­венном земельном кадастре, определение их целевого назначения и правового положения, а также ее оценка имеют важное значе­ние не только для регулирования земельных отношений, но и для отношений в сфере предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности. В связи с этим ст. 170 УК включена в главу,

1СЗРФ 2001 №44 С. 4147.

2 См Федеральный закон от 24 07 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с изм. на 07 07 2003 СЗ РФ 2002 № 30 Ст. 3018, 2003 №28 Ст 2882

объединяющую преступления, посягающие на нормальную эко­номическую деятельность1.

Важной предпосылкой рационального использования и охра­ны земли как основы жизни и деятельности людей является госу­дарственный учет и порядок гражданского оборота земель, уста­новленный федеральными законами и подзаконными актами. Поэтому предметом преступления является государственный учет и порядок гражданского оборота земель в Российской Феде­рации.

При характеристике объективной стороны преступления сле­дует учесть, что наименование ст. 170 УК уже, чем ее содержа­ние. Объективная сторона преступления содержит три формы преступной деятельности: а) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; б) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; в) умышленное занижение размеров плате­жей на землю. Все формы взаимосвязаны.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей сущест­венно нарушает земельные отношения. В соответствии со ст. 164 ГК РФ и ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ любая сделка с землей подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним с соблю­дением требований, установленных в нормах гражданского права. Порядок регистрации различных сделок с землей определяется Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с изм. на 09.06.2003г. Факт регистрации является единственным основанием для получения свидетельства о праве собственности на землю.

Регистрация сделок с землей с умышленным отступлением от установленных правил является незаконной и может привести к выведению части земель из сельскохозяйственного оборота, к нарушению права собственности других лиц. Поэтому закон при­знает регистрацию незаконных сделок с землей как преступление.

1 Вызывает недоумение позиция некоторых авторов, полагающих включение ст 170 УК в главу об экономических преступлениях случайным (см. Уголовное право Российской Федерации Особенная часть. Учебник Под ред А И Papora M, 2000 С 195)

2СЗРФ 1997 №30 Ст. 3594 2003. № 24 Ст 2244

Искажение учетных данных Государственного земельного ка­дастра выражается в сознательной фальсификации учетных дан­ных при помощи ложных записей или частичных подделок. В со­ответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»1 Государственным зе­мельным кадастром признается систематизированный свод доку­ментированных сведений, получаемых в результате проведения государственного учета земельных участков: о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель. Все земельные участки, расположенные на территории России, подлежат кадаст­ровому учету, в результате которого им присваивается кадастро­вый номер2. Искажение учетных данных в отношении категории земельного участка, его размера, целевого назначения или правово­го положения неизменно повлечет другие нарушения в сфере эко­номических отношений, например занижение или завышение нор­мативной цены земли, установленной для покупки, для получения банковского кредита под залог земельного участка, для определе­ния размеров налога, арендной платы и т.д. В случае искажения сведений о целевом назначении земли (земельный участок сель­скохозяйственного назначения определяется как городская земля) нарушается разрешительная система землепользования и может повлечь заключение незаконной сделки о купле-продаже земли.

Умышленное занижение размеров платежей за землю заклю­чается в занижении всех видов оплаты за пользование землей. В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» с изм. на 24.12.20023 использование земель в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земель­ный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земель­ных участков или для получения банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. При определении

1СЗРФ. 2000 №2 Ст 149

2 См Правила кадастрового деления территории Российской Федера­ции, утв постановлением Правительства РФ от 06 09 2000 № 660 СЗ РФ 2000 №37 Ст. 3726.

3 ВВС РСФСР 1991. №44. Ст 1424; СЗ РФ 2002 № 52 (ч. ). Ст. 5132.

------

I

размера земельного налога, базовых размеров арендной платы и нормативной цены земли учитывается кадастровая оценка земли1.

В соответствии с российским законодательством органам ис­полнительной власти и органам местного самоуправления пре­доставляется право, с учетом условий размещения земельных участков, повышать или понижать ставки налога для отдельных плательщиков. Умышленное занижение размеров платежей за землю должностным лицом государственного или муниципаль­ного органа путем уменьшения налогооблагаемой базы, заниже­ния категории земли, изменения назначения земельного участка (вместо пашни указано «под выпас скота») или незаконного при­менения льгот образуют признаки данного преступления.

Следует заметить, что все три формы преступной деятельно­сти взаимосвязаны. Искажение учетных данных Государственно­го земельного кадастра может повлечь умышленное занижение размеров платежей за землю, что, в свою очередь, отразится на законности регистрируемой сделки с землей.

Состав преступления формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из трех дея­ний.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыс­лом. Лицо осознает, что регистрирует незаконную сделку с землей, искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, занижает размеры платежей за землю, и желает совершить эти дей­ствия.

Субъект преступления — должностное лицо, уполномочен­ное регулировать земельные отношения и исполнять контроли­рующие функции, которое, используя свое служебное положение, совершает действия, нарушающие закон: регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностное лицо коми­тета по земельным ресурсам и землеустройству, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного само­управления (местной администрации), земельных комитетов, налоговой службы (см. примечание к ст. 285 УК).

1 См.: постановление Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» СЗ РФ 1997 № 13 Ст 1539; Ин­струкцию Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02 2000 № 56 с изм. на 21.04.2003 РГ, 2000 (№ 82, 83), 2003, 28 мая (№ 100)

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК). Статья 171 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательством и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34)1. Поощряя пред­принимательство, государство устанавливает определенные формы контроля в целях обеспечения прав и законных интересов других предпринимателей, общества и государства. Порядок организации предпринимательства и основные его принципы урегулированы нормами российского права, законами и подзаконными актами. Предпринимательская деятельность, если она осуществляется ин­дивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в со­ответствии с положениями гражданского, административного, финансового, таможенного, налогового права, будет считаться законной. Предпринимательство, осуществляемое в обход уста­новленного порядка, считается незаконным и при определенных условиях влечет ответственность по ст. 171 УК.

Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) осуществление предпри­нимательской деятельности без регистрации; б) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил реги­страции; в) представление в орган, осуществляющий государст­венную регистрацию юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведе­ния2; г) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; д) осуществление предпринимательской деятельно­сти с нарушением лицензионных требований и условий.

Осуществление предпринимательской деятельности без ре­гистрации, как первая форма преступной деятельности, будет иметь место, когда индивидуальный предприниматель или ком­мерческая организация уклоняются от регистрации, имея для

Понятие предпринимательской деятельности было раскрыто при анали­зе ст. 169 УК

2 Данная форма преступной деятельности представлена в ред Федераль­ного закона от 08 12 2003 № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые зако­нодательные акты Российской Федерации а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» РГ, 2003. 16 декабря (№ 252)

этого все возможности. Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях, но виновные уклоняют­ся от этой обязанности. В случаях когда предприниматель зани­мается запрещенной законом экономической деятельностью, то его ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим стагьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, бое­припасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрыв­чатых веществ влекут уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — по ст. 228 УК.

В соответствии с правилами, установленными ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью только с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Статьи 50, 51 ГК РФ требуют обяза­тельной регистрации юридических лиц в качестве коммерческих организаций. Таким образом, государственная регистрация — это юридическое признание предпринимательства в определен­ной организационно-правовой форме. Основания и требования, предъявляемые при регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции 2003 г. были рассмотрены при анализе ст. 169 УК.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных