Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности 3 страница




Возможны три варианта поведения виновных лиц: а) инди­видуальный предприниматель или коммерческая организация полностью уклоняются от регистрации, не намереваясь ее осу­ществить, хотя имеют право на регистрацию; б) хозяйствую­щие субъекты представили заявление и все необходимые доку­менты в орган юстиции и. не дожидаясь получения регистра­ционного свидетельства, начали экономическую деятельность; в) предпринимательская деятельность продолжается после ан­нулирования регистрационного свидетельства или получения отказа в регистрации решением органа, выдавшего его, или суда. При всех вариантах поведения предпринимательство бу­дет незаконным.

Осуществление предпринимательской деятельности с наруше­нием правил регистрации означает, что субъекты предпринима­тельской деятельности, например, имея регистрационное свиде­тельство на один вид предпринимательской деятельности, осуще­ствляют другую хозяйственную деятельность или осуществляют ее в ином месте или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства ис­текли, но хозяйствующий субъект продолжает свою деятельность, то будет иметь место первая форма преступной деятельности.

Представление в орган, осуществляющий регистрацию юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем. Регистрирую­щий орган был введен в заблуждение представленными докумен­тами, фальсификация которых была обнаружена позднее, напри­мер документ об уплате регистрационного сбора оказался под­дельным.

Осуществление предпринимательской деятельности без спе­циального разрешения (лицензии) означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельно­сти, но не имеют специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который они осуществляют, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ). Лицензия — это офи­циальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение ус­тановленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 11.03.2003 относит к лицензируемым видам деятельности такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь нане­сение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон перечисляет 118 видов деятельности, на осуществление которых получение лицензии является обязательным и определя­ет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов деятельности, которые лицензируются только на федераль­ном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными

234

металлами и драгоценными камнями, с наркотическими и психо­тропными веществами, добыча полезных ископаемых, хранение газа, нефти и продуктов их переработки, работы, связанные с электро- и теплоснабжением, транспортные услуги (кроме пасса­жирских автомобильных перевозок), платные юридические услу­ги и т.д.), а также виды деятельности, разрешения на осуществле­ние которых выдаются органами исполнительной власти субъек­тов Федерации (риэлторская, медицинская (кроме инфекционных и онкологических заболеваний), ветеринарная деятельность, экс­плуатация автозаправочных станций и т.д.). Лицензии должны быть получены зарегистрированными предпринимателями на каж­дый вид деятельности на срок не менее 5 лет, но могут быть бес­срочными в случаях, предусмотренных нормативными актами.

При выполнении преступной деятельности в данной форме тоже возможны три варианта поведения, как и при первой форме.

Осуществление предпринимательской деятельности с нару­шением лицензионных требований и условий означает, что у предпринимателя имеются регистрационное свидетельство и ли­цензия на определенный вид предпринимательства, но он нару­шает условия и требования, установленные в лицензии. Закон указывает общие и специальные требования. Общими требова­ниями являются: а) предпринимательство должно осуществляться только в том виде деятельности, на который лицензия получена; лицензия выдается на один вид деятельности; б) лицензия выда­ется определенному индивидуальному предпринимателю или руководителю (собственнику) юридического лица; в) нельзя пе­редавать лицензию другим лицам; г) соблюдать законы РФ и пра­вила противопожарной, технической, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности. Специальные требования установлены в отношении специальных знаний предпринимателя или лиц, которые будут выполнять техническую часть деятельно­сти, наличия помещения, оборудования, технических средств и других особенностей конкретной предпринимательской деятель­ности. Отступления от этих требований могут быть признаны преступными, но, как представляется, не во всех случаях, а толь­ко при нарушении основных условий лицензирования. В иных случаях лицензия может быть просто отозвана в административ­ном порядке, что и делается на практике.

Деяние, выраженное в любой из пяти форм незаконной пред­принимательской деятельности будет признано преступным при наличии хотя бы одного из двух условий: а) если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству; б) бы­ло сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере определяется в примечании к ст. 169 УК — свыше 250 тыс. руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет админи­стративную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а в отношении юридических лиц, представивших в регистрирующий орган до­кументы, содержащие заведомо ложные сведения, — по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Следует согласиться с точкой зрения, выска­занной в литературе, что при этом не образуется совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 или 199 УК1.

По конструкции состав сформулирован двумя способами. Ес­ли в характеристику объективной стороны включить причинение крупного ущерба, то такой состав следует считать материаль­ным. Преступление будет считаться оконченным с момента при­чинения крупного ущерба. В том случае если объективная сторо­на преступления будет характеризоваться извлечением дохода в крупном размере, то такой состав следует признать формальным, и преступление будет считаться оконченным с момента получе­ния такого дохода2.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что занимается незаконной пред­принимательской деятельностью, и желает осуществлять ее. Мо­тивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

Субъект преступления — индивидуальный предприниматель, а также руководитель юридического лица или собственник ком­мерческой организации.

Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоя­тельства: а) совершение преступления организованной группой; б) если деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном

См Волженкин Б В Указ соч С 97

2 Такая законодательная формулировка, нужно отметить, нередко встре­чающаяся в определениях экономических преступлений послужила некото­рым авторам основанием для признания формально-материального состава, что не представляется обоснованным с научной точки зрения

236

размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Размер особо крупного дохода определен в примечании к ст. 169 УК — свыше 1 млн руб.

Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. ПРУК). Статья 171 была включена в гл. 22 УК Федеральным законом от 09.07.991 в связи с большой распространенностью общественно опасных деяний, описанных в диспозиции данной уголовно-правовой нормы, которые, по существу, являются одним из видов незаконного предпринимательства, не предусмотренного какой-либо специальной нормой. Эти деяния нарушают установленный порядок осуществления нормальной экономической деятельности хозяйствующими субъектами.

Предмет преступления — товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке.

Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) производство товаров или продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками и знаками соответствия; б) приобретение немаркированных товаров или продукции: в) хра­нение таких товаров или продукции; г) перевозка немаркирован­ных товаров или продукции; д) сбыт немаркированных товаров или продукции. При анализе признаков объективной стороны сле­дует учесть, что первые четыре формы преступной деятельности характеризуются дополнительным признаком субъективного ха­рактера, а именно целью сбыта немаркированных товаров или про­дукции. Следовательно, в ст. 171 УК речь идет о незаконной пред­принимательской деятельности (незарегистрированной и нелицен-зированной), но которая ни при каких условиях не может быть признана законной, как это следует из содержания ст. 171 УК.

Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответ­ственности является крупный размер стоимости немаркирован­ных товаров. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК круп­ным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 250 тыс. руб. на момент совершения преступления. Выпуск организацией — производителем товаров

СЗРФ. 1999 №28 Ст 3491

и продукции в меньших размерах влечет административную от­ветственность (ст. 15.12 КоАП РФ).

Производство товаров или продукции, которые подлежат обязательной маркировке, означает, что индивидуальный пред­приниматель или коммерческая организация (зарегистрирован­ные или незарегистрированные) производят для сбыта товары или продукцию, которые подлежат обязательной маркировке, но предприниматели уклоняются от этого обязательного требования. Для нормального функционирования экономических отношений в сфере производства, торговли и услуг установлен особый поря­док маркировки отдельных видов товаров и продукции. Общий порядок маркировки установлен Законом РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» с изм. на 24.12.20021 и включает товар­ный знак изготовителя и знак обслуживания, наименование места происхождения товара или продукции, номер изделия, дату изго­товления или выпуска и срок годности (в тех случаях, когда это требуется, например, при производстве пищевых продуктов и лекарств).

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения (сло­весные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация, выполненные и зарегистрированные в любом цвете или цветовом сочетании), служащие для индивидуализации това­ров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Наименование места происхождения това­ра — это обозначение товара, содержащее современное или ис­торическое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, связанное с местом его изготовления. Использованием указанных обозначений признает­ся их применение на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, про­спектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с вве­дением товара в гражданский оборот.

Законы и подзаконные акты Российской Федерации преду­сматривают специальные виды маркировки товаров, продукции, услуг. К ним относятся: марки акцизного сбора, специальные марки и знаки соответствия техническим стандартам, условиям изготовления и образцам.

1 ВВС РФ. 1992. № 42 Ст. 2322 СЗ РФ 2002 № 52 (ч I). Ст 5132

238

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Облагаются акцизным сбором и мар­кируются марками ащизного сбора товары повышенного спроса, предметы роскоши, определенные виды минерального сырья. Согласно ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются: спирт этиловый и спиртосодержащая продукция (содержание спирта более 9%), пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, ди­зельное топливо, моторные масла, нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ1.

Спеииалъными марками маркируются алкогольная продук­ция, табак и табачные изделия для подтверждения легальности производства данной продукции на территории Российской Фе­дерации2.

Знак соответствия — это зарегистрированный в установлен­ном порядке знак, с учетной информацией к нему, который под­тверждает соответствие товара и продукции техническим стан­дартам, условиям изготовления и образцам. Нормативными акта­ми Российской Федерации установлена и введена в действие Номенклатура продукции, услуг (работ), в отношении которых законом предусмотрена их обязательная сертификация, и Но­менклатура продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии1.

Новый Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техни­ческом регулировании», вступивший в силу с 01.07.20034, уста­навливает единый порядок правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации,

1 Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 07.03 96 «Об акци­зах», на который имеются ссылки в других учебниках и Комментариях утра­тил силу с 01.01 2001 в связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса РФ

2 См постановление Правительства РФ от 11 04 2003 № 212 «О марки­ровке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» СЗ РФ. 2003. № 16 Ст. 1528 и другие нормативные акты

3 См постановления Госстандарта России от 30.07 2002 № 64 и от 27 09.2002 № 214 Вестник Госстандарта РФ. 2003. № 7

4 СЗ РФ 2002. № 52 (ч I) Ст. 5140; Законы РФ от 10 06 93 «О стандарти­зации» и «О сертификации продукции и услуг» ВВС РФ 1993. № 25. Ст 917 и № 26 Ст 966 утратили силу

хранению, перевозке, реализации, утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Закон предусматривает замену государствен­ных стандартов техническими регламентами, включающими дру­гие требования к продукции и маркировке. В течение 7 лет рос­сийские производители должны перейти на систему технических регламентов, в которых будут заданы обязательные нормы безо­пасности продукции. Каждый технический регламент будет иметь статус закона. Когда продукция пройдет сертификацию, т.е. будет документально подтверждено ее соответствие нацио­нальным стандартам, она будет маркироваться специальным зна­ком — знаком обращения на рынке (ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании»)1.

Технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет. но в течение этого времени действуют обязательные требо­вания к продукции, процессам производства, эксплуатации и т.д., установленные нормативно-правовыми актами Российской Феде­рации2, поэтому новый закон сохраняет и старый порядок марки­рования товаров и продукции знаками соответствия националь­ному стандарту, прошедших подтверждение соответствия в фор­ме добровольной или обязательной сертификации (ст. 15, 20, 22 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Приобретение немаркированных товаров иди продукции — это покупка, получение в качестве подарка, взамен на другой товар или за предоставление какой-либо услуги для дальнейшего сбыта. Хранение — временное складирование в каком-либо по­мещении немаркированных товаров или продукции для дальней­шего сбыта. Перевозка — это перемещение немаркированных товаров или продукции от места их приобретения к месту хране­ния или от места хранения к месту сбыта. Сбыт немаркирован­ных товаров означает продажу, мену, предоставление в качестве оплаты за услугу, дарение, дачу взаймы.

1 Описание и изображение знака обращения на рынке, утв постановле­нием Правительства РФ от 19 11 2003 № 696 СЗ РФ 2003 № 47 Ст 4547.

2 См: постановление Правительства РФ от 13 08.97 № 1013 «Об утвер­ждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и переч­ня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» СЗ РФ. 1997 № 33 Ст 3899 см также Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утв постановлением Госстандарта России от 10 05 2000 № 26 БНА 2000 № 28, см также: РГ, 2002. 4 декабря, 2003, 18 июня

240

Состав по конструкции формальный. Преступление признает­ся оконченным с момента выполнения хотя бы одного действия.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что совершает хотя бы одно дейст­вие из предусмотренных в ст. 1711 УК, и желает его совершить. Мотивы и цели не указаны в законе, но, как правило, они корыст­ные. Виновные не маркируют изготовленные товары или продук­цию, чтобы избежать расходов, связанных с регистрацией, лицен­зированием, приобретением марок и знаков соответствия, а глав­ное — чтобы уклониться от уплаты налогов с неучтенной продукции. В отдельных случаях мотивом может быть другая личная заинтересованность, например, при перевозке или хране­нии (из родственных или дружеских чувств).

Субъект преступления — лицо в возрасте 16 лет; индивиду­альный предприниматель, а также руководители производствен­ных или товарных организаций.

Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоя­тельства: а) совершение преступления организованной группой; б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Понятие особо крупного размера — в примечании к ст. 169 УК, он составляет сумму, превышающую 1 млн руб.

Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК). Уголов­но-правовая норма, предусмотренная ст. 172 УК, является специ­альной по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК: неза­конная банковская деятельность есть частный вид незаконного предпринимательства. По способу описания нормы, по структуре и конструкции составов, по квалифицирующим признакам дан­ные преступления совпадают. Однако имеются существенные различия в порядке организации, лицензирования, в признаках субъектов преступлений.

Согласно положениям Закона РФ в ред. от 03.02.96 «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ состоит из Центрального банка России, кредитных организаций, их филиа­лов и представительств иностранных банков. Кредитные органи­зации включают банки и небанковские кредитные организации. Банк — это кредитная организация, которая имеет исключитель­ное право осуществлять банковские операции: привлекать вклады

физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за счет собственных средств в других организациях на основе платности, срочности и возвратности, а также вести счета физи­ческих и юридических лиц (ст. 1 Закона). Банки могут действо­вать на основе любой формы собственности как хозяйственное общество в целях извлечения прибыли. На основе лицензии Цен­трального банка РФ банки могут осуществлять и другие банков­ские операции: вести расчеты по поручению физических и юри­дических лиц, проводить инкассацию денежных средств, поку­пать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме, принимать вклады в виде драгоценных металлов, произ­водить выпуск, покупку и продажу ценных бумаг, выполняющих функции платежного средства и другие операции (ст. 5 Закона). Небанковские кредитные организации (почтово-сберегательная система, ломбарды, кредитные товарищества, страховые компа­нии, пенсионный фонд и др.) также действуют в целях извлече­ния прибыли, но вправе осуществлять в соответствии с лицензией лишь отдельные банковские операции, но им запрещено зани­маться производственной или торговой деятельностью (ч. 2 ст. 5 Закона).

Государственную регистрацию кредитных организаций и вы­дачу им лицензий осуществляет Центральный банк РФ (в соот­ветствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)1. Для регистрации кредитных организаций должны быть представ­лены кроме документов, необходимых для регистрации предпри­нимательской деятельности, сведения о наличии капитала, под­твержденные декларациями о доходах, анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера с документами о наличии высшего юридического или экономического образова­ния, а в случае отсутствия высшего образования должны быть представлены свидетельства о стаже работы не менее 2 лет. свя­занной с банковскими операциями, а также указаны данные о наличии или отсутствии судимости. Лицензии выдаются одно­временно с регистрацией, где указываются виды банковских опе­раций, которые вправе проводить кредитная организация, валюта, в которой они могут осуществляться, а также местность, где эта

1 СЗ РФ 2002. № 28 Ст 2790

242

деятельность будет производиться. Порядок регистрации и ли­цензирования был рассмотрен при анализе преступлений, преду­смотренных ст. 169 и 171 УК.

Признаки объективной и субъективной стороны анализируе­мого преступления совпадают с аналогичными признаками неза­конной предпринимательской деятельности. Следует выделить особенности субъекта преступления. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 172 УК, не может быть индивидуальный предприниматель, так как кредитная организация, это коммерче­ское общество. Поэтому субъектами незаконной банковской дея­тельности являются специальные субъекты: учредители кредит­ной организации, руководители, бухгалтер. Исходя из анкетных данных этих лиц, которые представляются в Центральный банк для регистрации (наличие высшего юридического или экономи­ческого образования и опыта работы с банковскими операциями), возраст субъектов будет значительно старше 18 лет.

Квалифицирующие обстоятельства полностью совпадают с аналогичными признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 171 УК.

Лжепредпринимательство (ст. 173 УК). Под лжепредпри­нимательством следует понимать создание коммерческой орга­низации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, преследующей корыстные цели и при­чинившей своей фактической деятельностью крупный ущерб гражданам, организациям или государству (ст. 1 73 УК).

Дополнительный объект преступления — права и законные интересы граждан, организаций или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется дейст­вием — созданием коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятель­ность и общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба гражданам, организациям пли государству. Следует обра­тить внимание на некоторую не совсем удачную законодатель­ную формулировку объективной стороны преступления. Навряд ли сам факт создания лжепредприятия (коммерческой организа­ции) может объективно причинить не только крупный, но какой-либо имущественный ущерб гражданам, организациям или госу­дарству. Для этого должны быть совершены другие действия, про­межуточные между фактом создания коммерческой организации

и причинением имущественного ущерба. Поэтому, как представ­ляется, будет более правильным характеризовать объективную сторону рассматриваемого преступления системой действий, функционально связанных между собой: а) созданием лжеком­мерческой организации; б) невыполнением деятельности, указан­ной в регистрационном свидетельстве и лицензии (если она име­ется); в) получением кредитов или льгот по налогам, г) использо­ванием вырученных средств не по назначению. Именно два последних действия — получение кредитов или льгот по налогам и использование их не по назначению могут объективно причи­нить крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Создание коммерческой организации означает ее официаль­ную регистрацию, иногда даже лицензирование конкретного вида деятельности. Этому предшествуют другие действия: сбор пакета документов, проведение собрания учредителей, подготовка уста­ва или текста учредительного договора, открытие расчетного и текущего счета в банке после получения регистрационного сви­детельства. Все эти действия были выполнены без намерения в дальнейшем осуществлять предпринимательскую или банков­скую деятельность. Лжепредприниматели преследовали другую цель — получить кредиты, освободиться от налогов или получить налоговую льготу, а кредиты использовать на проведение других коммерческих операций. Организационно-правовые формы таких организаций могут иметь различный характер: производственный кооператив, хозяйственное товарищество, закрытое акционерное общество и др. Невыполнение деятельности, указанной в регист­рационном свидетельстве или в лицензии, означает, что коммер­ческая организация не приступала к этой деятельности или для прикрытия частично ее выполняла. Получение кредитов или ос­вобождение от налогов свидетельствуют о создании условий для другой деятельности, более выгодной, для совершения других коммерческих операций с целью извлечения большей прибыли и более легким способом. Например, учредители создают банк, но не проводят банковских операций, а используют вклады граждан для торгово-посреднической деятельности или, получив кредиты для производства каких-либо товаров, хозяйственное товарище­ство «прокручивает» их в банках и т.д. Нередко лжепредприятие используется для прикрытия запрещенной деятельности, например,

для торговли оружием или наркотиками. Такие действия квали­фицируются по совокупности преступлений — по ст. 173 и ст. 222 или 228 УК.

Обязательным признаком объективной стороны является при­чинение крупного ущерба гражданам, организациям, государству. Размер крупного ущерба определен в примечании к ст. 169 УК — свыше 250 тыс. руб. В размер крупного ущерба должны войти: сумма невозвращенного кредита, общая сумма вкладов граждан, сумма налога, не уплаченная в связи с примененной льготой, и другие убытки, причиненные преступными действиями.

Состав по конструкции материальный. Преступление призна­ется оконченным с момента причинения крупного ущерба при наличии причинной связи между действиями лица и крупным ущербом.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Лицо осознает, что создает лжепредприятие, по­лучает кредиты и другие материальные выгоды и использует их не по назначению, предвидит, что причинит своими действиями крупный ущерб, и желает совершить эти действия и причинить ущерб, преследуя цель обогащения, корыстную цель. Закон также предусматривает специальные цели: получение кредитов, осво­бождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, которые должны воз­никнуть у виновных до создания коммерческой организации. В литературе встречаются утверждения о том, что данное пре­ступление может быть совершено как с прямым, так и с косвен­ным умыслом, а некоторые авторы полагают, что возможен толь­ко косвенный умысел, что не представляется обоснованным1. Такие позиции совсем не согласуются с характером данного пре­ступления, его целями, а также с нормой Общей части УК..

Субъект преступления — специальный: учредитель коммер­ческой организации, ее директор.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным пу­тем (ст. 174 УК). Статьи 174 и 174 УК предусматривают уголов­ную ответственность за действия, направленные на легализацию

1 См. Комментарий к УК РФ Изд 2-е Под ред. Ю И Скуратова и В М Ле­бедева М, 1998. С 391.

"; 245

(отмывание) преступно нажитых средств или имущества путем введения их в хозяйственный оборот.

Данная проблема напрямую связана с организованной пре­ступностью и является актуальной для многих стран. Огромные средства, получаемые от подпольной торговли оружием и нарко­тиками, игорного бизнеса, торговли людьми, контрабанды и дру­гих преступлений, внедряются в экономические и финансовые структуры государства и затем приобретают вид законных средств. Поэтому борьба с отмыванием «грязных» денег призна­ется практически всеми странами в качестве одного из важных средств противостояния организованной преступности. Успех этой борьбы в значительной мере зависит от международного сотрудничества и координации действий между разными госу­дарствами. В декабре 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, в которой впервые была затронута проблема отмывания незаконно нажитых средств. На европейском уровне координация усилий в борьбе с отмыванием незаконных средств нашла отражение в принятой Советом Европы в ноябре 1991 г. Конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфиска­ции обнаруженных средств, добытых преступным путем1. С авгу­ста 1996 г. Российская Федерация стала членом Совета Европы, и в УК была включена новая норма — ст. 174.

Преступления, связанные с легализацией (отмыванием) пре­ступных средств, существенно нарушают установленный закона­ми порядок предпринимательской и иной экономической дея­тельности, ставя хозяйствующих субъектов и иных участников экономической деятельности в неравное положение, в результате чего нарушается принцип честной конкуренции между участни­ками экономических отношений. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с изм. на 30.10.20022 установил правовой механизм противодей­ствию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, в целях защиты прав и законных интересов граждан,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных