Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И эксплуатации транспорта




 

В УК преступлениям против безопасности движения и экс­плуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видо­вым объектом этих преступлений являются общественные отно­шения, обеспечивающие безопасность функционирования раз­личных видов транспорта.

В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК со­блюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отме­чалось, что к транспортным преступлениям не следовало отно­сить деяния, предусмотренные ст. 270 и 271 УК (неоказание ка­питаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов). Первое из них представляет собой ча­стный случай оставления в опасности, а второе — скорее посяга­ет на порядок управления1.

Помимо этого, ранее ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия) воспринималась как частный слу­чай оставления в опасности, что в общей форме предусмотрено ст. 125 УК (оставление в опасности), но Федеральным законом от 21.11.2003 № 162-ФЗ ст. 265 из УК исключена.

Основным непосредственным объектом различных преступ­лений, входящих в гл. 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом боль­шинства преступлений являются здоровье и жизнь человека.

Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт.

Как и диспозиции всех норм о преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, диспозиции рассматриваемых

1 См., например Чучаев АИ Преступления против безопасности движе­ния и эксплуатации транспорта Ульяновск, 1997 С 17

статей носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нару­шение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены лицом, а потому следует помимо УК обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающе­му эти правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Феде­ральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транс­порте в Российской Федерации» с изм. на 07.07.20031, Устав же­лезнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.20032, Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности до­рожного движения» с изм. на 10.01.20033, Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. с изм. на 07.05.2003" и ряд других нормативных актов.

Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объек­тивной стороны представляет собой материальный состав, по­этому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием.

Установление причинной связи в неосторожных преступлени­ях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-х гг. XX в. на эту проблему пристальное внимание обратил П.С. Дагель, кото­рый при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи: 1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены; 2) возникно­вение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда; 3) выход техники из-под контроля субъекта

1 СЗ РФ 2003 № 2 Ст 169, 2003 № 28. Ст 2884

2 СЗ РФ 2003 №2 Ст 170

3 СЗ РФ 1995 № 50 Ст 4873; 2003. № 2 Ст 167

4 Утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 (САПП РФ 1993 № 47 Ст 4531, СЗ РФ. 2003 № 20 Ст 1899).

484

и полная утрата им возможности предотвращения последствий; 4) реальное наступление последствий1.

При изучении особенностей причинной связи в рассматри­ваемых преступлениях специалисты в области уголовного права обратили также внимание на множественность факторов, способ­ных оказать воздействие на развитие причинной связи (наруше­ние правил предосторожности выступает лишь как один из них)2. Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать пове­дение самого потерпевшего, например переход улицы в неуста­новленном месте при интенсивном движении транспорта, дефек­ты дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынуж­денного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему прави­лу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением.

Федеральный закон от 21.11.2003 № 162-ФЗ внес существен­ные изменения в характеристику последствий преступлений, пре­дусмотренных ст. 263, 264, 266, 267, 268 и 269 УК, исключив указание на причинение средней тяжести вреда здоровью, а в некоторых — и на причинение крупного ущерба. В качестве по­следствия в основных составах преступлений в настоящее время предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК осталось указание также и на причине­ние крупного ущерба. Если предусмотренное УК последствие отсутствует, лицо может быть привлечено к административной, дисциплинарной или материальной ответственности.

В качестве квалифицирующего признака (за исключением ст. 270 и 271 УК) предусмотрено причинение человеку смерти по неосторожности, а в качестве особо квалифицирующего — смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 270 и 271 УК, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна

1 См.: Дагель ПС Причинная связь в преступлениях совершаемых по неосторожности Вопросы борьбы с преступностью. М, 1981 Вып 34. С. 30.

2 См: Нерсесян В А Ответственность за неосторожные преступления СПб. 2002. С. 161, 162.

помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются умышленно.

В тех составах, в которых субъект наделен специальными при­знаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст — не менее 18 лет. В остальных составах субъект — лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет.

Вопрос о классификации преступлений, включенных в гл. 27 УК, в литературе решается не однозначно. Иногда подразделение преступлений на виды отсутствует, но чаще всего рассматривае­мые преступления делятся на две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно связанные с нарушени­ем правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта (ст. 263, 264, 265, 271), и иные преступле­ния в сфере функционирования транспорта1. Согласно группи­ровке составов, предложенной А.И. Чучаевым, к деяниям, пося­гающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта, отнесены преступления, предусмотренные ст. 263, 264, 266-269 УК, а к иным преступлениям в сфере функционирования транспор­та — деяния, предусмотренные ст. 265 (теперь исключена из УК), 270 и 271 УК2. Таким образом, по данной классификации, представляющейся наиболее логичной, преступления, которые не совсем четко вписываются в гл. 27 УК по признаку видового объ­екта, выделены в самостоятельную группу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных