Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта




Нарушение правил безопасности движения и эксплуата­ции железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК). Основным непосредственным объектом преступ­ления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воз­душного или водного транспорта. Понятие безопасности дви­жения и эксплуатации отдельных видов транспорта раскрыто в посвященных им федеральных законах. В частности, в ст. 2

1 См Тяжкова И М Неосторожные преступления с использованием ис­точников повышенной опасности. СПб.. 2002. С. 83.

2 См Чучаев А И. Указ раб С 20

486

Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Россий­ской Федерации» безопасность движения и эксплуатации желез­нодорожного транспорта определяется как состояние защищенно­сти процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором от­сутствует недопустимый риск возникновения транспортных про­исшествий и их последствий, влекущих причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 УК, является здоровье человека, по ч. 2 — жизнь другого человека, а по ч. 3 — жизнь двух или более лиц.

Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства пу­тей сообщения, узкоколейные железные дороги, подъездные пу­ти, предназначенные для обслуживания предприятий, а равно подвижные составы, передвигающиеся по ним, метрополитен. Не относятся к железнодорожному транспорту внутрицеховые и внутришахтные транспортные средства, передвигающиеся по рельсам, поскольку их назначение иное: они обслуживают произ­водственные процессы.

Под воздушным транспортом следует понимать гражданские воздушные суда, т.е. всевозможные летательные аппараты (само­леты, вертолеты, гидросамолеты, дирижабли, аэростаты и т.п.), а также систему обеспечения воздушных перевозок (аэродромы, аэропорты, средства сигнализации, связи и т.п.). Нарушение пра­вил безопасности движения и эксплуатации на военном летатель­ном средстве квалифицируется по ст. 351 УК.

Под водным транспортом понимается самоходное судно мор­ского или речного транспорта, подлежащее регистрации в бассей­новых судовых инспекциях и морских портах, а также система, обеспечивающая водные перевозки (порты, диспетчерские службы, средства сигнализации и связи и т.п.). К водному транспорту отно­сят и маломерные самоходные морские и речные суда (моторные лодки, катера). Нарушение правил вождения и эксплуатации воен­ных кораблей влечет ответственность по ст. 352 УК.

Объективная сторона рассматриваемого преступления вклю­чает: деяние (как действие, так и бездействие) в виде нарушения

правил безопасности движения и эксплуатации одного из указан­ных видов транспорта; последствие, выражающееся в причине­нии тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и последствием.

Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запре­щающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в аква­торию порта, несанкционированное изменение воздушным суд­ном маршрута или высоты полета. Обращая внимание на это обстоятельство, в обзоре практики применения судами законода­тельства об ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта Верхов­ный Суд РСФСР подчеркнул, что уголовная ответственность за указанные деяния может наступать только в том случае, когда органы следствия и суды установили, какие конкретно пункты и параграфы правил, предусмотренных ведомственными норма­тивными актами, были нарушены, в чем это выразилось, имеет­ся ли причинная связь между нарушением и наступившими по­следствиями1.

Следует различать правила безопасности движения и правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил движения транспортных средств является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности экс­плуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечи­вающего его безопасное использование. Таковым является несо­блюдение правил технического обслуживания транспортных средств, связанных с обеспечением их безопасного движения, а также нарушение правил эксплуатации систем, обеспечивающих функционирование отдельных видов транспорта. К нарушению правил эксплуатации транспорта относятся, например, передви­жение железнодорожного состава по неисправным путям, пре­вышение нормативов при загрузке судна, неправильное закреп­ление груза, содержание взлетно-посадочных полос аэродрома в неудовлетворительном состоянии, использование транспортного средства не по назначению (перевозка пассажиров в трузовом

1 ВВС РСФСР 1987 № 10 С 13

вагоне) и т.п. Если в результате нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанных с его функционированием, причиняется вред здоровью или жизни человека, содеянное квалифицируют как преступление, посягающее на иной объект (жизнь, здоровье человека, безопасные условия труда).

Обязательным признаком состава является наступление по­следствия, которое выражается в причинении тяжкого вреда здо­ровью. Следовательно, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по ч. 1 ст. 263 УК не влечет. До принятия Федерального закона от 21.11.2003 № 162-ФЗ в ч. 1 ст. 263 УК помимо тяжкого вреда здоровью со­держалось указание на последствие в виде средней тяжести вреда здоровью либо причинение крупного ущерба.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления ха­рактеризуется неосторожной формой вины как в виде легкомыс­лия, так и в виде небрежности. При легкомыслии виновный пред­видит, что совершенное им нарушение правил может привести к причинению тяжкого вреда здоровью человека, но самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвра­щение последствия. При небрежности лицо, нарушающее прави­ла, не предвидит возможности наступления последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека, хотя при необходимой внима­тельности и предусмотрительности должно было и могло пред­видеть его.

Субъект специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безо­пасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263 УК видов транспорта, т.е. работник определенного вида транс­порта, осуществляющий движение транспортного средства, или иной работник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п. Работа, связанная с осуществлением движения воздушного, водного или железнодо­рожного транспорта или с организацией его движения и эксплуа­тации, требует определенной социальной зрелости, а потому ли­ца, выполняющие такую работу или занимающие указанные должности, не могут быть моложе 18 лет.

 

В ч. 2 ст. 263 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления — деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Признаком, особо квалифицирующим деяние, призна­ется причинение по неосторожности смерти двум или более ли­цам (ч. 3 ст. 263 УК).

Нередко нарушение правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными частями ст. 263 УК, например, причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого человека. Если такое нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по части ста­тьи, предусматривающей наиболее тяжкое последствие, т.е. в указанном случае по ч. 2 ст. 263 УК, но во всех процессуальных актах указываются все последствия.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК). Основным непосредствен­ным объектом являются безопасные условия дорожного движе­ния и эксплуатации транспортных средств, дополнительным объ­ектом по ч. 1 — здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 264 УК — жизнь человека.

Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механиче­ское транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК путем перечис­ления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Само­ходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогруз­чик). Не является транспортным средством мопед, велосипед, гужевая повозка.

По характеристике объективной стороны состав преступления является материальным, он включает деяние (действие или без­действие), последствие в виде причинения тяжкого вреда здоро­вью человека и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил дорожного движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, обгон на перекрестке, неподчинение

490

сигналам светофора и т.п. К нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относятся перевозка пассажиров на необо­рудованном для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности, эксплуатация в дождливую погоду транспортного средства без стеклоочистителей. Необходимо точно установить, какое конкретное правило безопасности движения или эксплуа­тации транспортных средств было нарушено лицом. Нарушение правил эксплуатации должно быть связано с функционированием транспорта, безопасностью его движения. Если нарушение пра­вил эксплуатации транспорта имело место при выполнении ре­монтных, сельскохозяйственных, строительных работ, т.е. работ, которые не регламентируются Правилами дорожного движения, квалификация по ст. 264 УК является ошибочной.

Так, действия Ж. были переквалифицированы Судебной колле­гией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР с ч. 2 ст. 211 РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК) на ст. 106 УК РСФСР (ст. 109 УК). Об­стоятельства дела были таковы: Ж., не убедившись в безопасно­сти, своим трактором стал толкать другой трактор, в результате чего потерпевшего И. затянуло в промежуток между кабиной и гусеницей трактора и он от полученных повреждений скончался. Судебная коллегия отметила, что действия тракториста, совер­шенные при производстве нетранспортных работ и повлекшие смерть потерпевшего, должны квалифицироваться как преступ­ление против личности1.

Ответственность за нарушение правил безопасности движе­ния и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК может иметь место лишь при условии наступления последствий, пре­дусмотренных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным нарушением. Если не было нарушения правил дорожного движения, то последствия не мо­гут быть вменены водителю. Это может, например, иметь место, если пешеход перебегал улицу не по пешеходному переходу, и водитель, не нарушавший правил дорожного движения, не смог избежать столкновения с ним. Если допущенное водителем на­рушение правил безопасности дорожного движения и эксплуа­тации транспортных средств не находится в причинной связи

1 БВС РСФСР 1984 №4 С 14.

с наступившими последствиями, основания для квалификации по ст. 264 УК также отсутствуют.

Субъективная сторона преступления характеризуется неос­торожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При лег­комыслии лицо, нарушающее правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточ­ных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предот­вращение. При небрежности лицо не предвидит указанного по­следствия, хотя при необходимой внимательности и предусмот­рительности должно было и могло его предвидеть. Умышленное причинение вреда здоровью человека с помощью транспортного средства должно квалифицироваться как преступление против личности.

Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Управляющим транспортным средст­вом признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспорт­ным средством.

Преступление, предусмотренное ст. 264 УК, следует отгра­ничивать от сходного преступления, совершаемого военнослу­жащими и выражающегося в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК). Последнее из указанных преступлений характери­зуется иным объектом, которым является установленный в воо­руженных силах порядок вождения и эксплуатации военных машин. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК, является военнослужащий, управляющий боевой, специальной или транспортной машиной, или военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению эксплуатации указан­ных машин.

В ч. 2 ст. 264 УК в качестве последствия предусмотрена смерть человека, а в ч. 3 — смерть двух и более лиц.

Если одно нарушение правил повлекло несколько последст­вий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК, деяние сле­дует квалифицировать по той части статьи, которая предусматри­вает более серьезное последствие.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию (ст. 266 УК). Основной непосредст­венный объект рассматриваемого преступления — безопасность функционирования различных видов транспорта (железнодорож­ного, воздушного, водного, автомобильного). Дополнительный объект по ч. 1 ст. 266 УК — здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 266 УК — жизнь человека.

Предметом данного преступления являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование.

Объективная сторона преступления предусматривает деяние в виде недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, иного транс­портного оборудования или выпуска в эксплуатацию транспорт­ного средства, имеющего технические неисправности. Состав преступления материальный, необходимыми признаками объек­тивной стороны помимо деяния являются последствие в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинная связь между дея­нием и последствием.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать на­рушение правил производства ремонта, сопряженное с не устра­нением существенных дефектов, что препятствует безопасному функционированию транспорта. Недоброкачественный ремонт может осуществляться как путем действия, так и бездействия, например непрочное закрепление детали, невыполнение необхо­димых ремонтных работ.

Под выпуском в эксплуатацию понимается разрешение на ис­пользование транспортного средства с техническими неисправ­ностями, препятствующими безопасному функционированию транспортного средства, например при неисправностях тормоз­ной системы транспортного средства.

Существуют значительные трудности в установлении при­чинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпус­ком в эксплуатацию транспортных средств и наступившими по­следствиями, поскольку они могут быть оторванными во времени от деяния и наступают при эксплуатации транспортных средств, которую осуществляют не те лица, которые производили ремонт или давали разрешение на эксплуатацию. Для установления

причинной связи необходимым является проведение судебно-тех-нической экспертизы.

Субъективная сторона преступления характеризуется неос­торожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При лег­комыслии виновный, допустивший определенные нарушения при ремонте или выпуске транспортного средства в эксплуатацию, предвидит возможность наступления последствий, но самонаде­янно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности ви­новный не предвидит последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Субъект недоброкачественного ремонта общий — любое лицо, достигшее возраста 16 лет и осуществляющее ремонт.

Субъект выпуска в эксплуатацию неисправных транспортных средств специальный. Им может быть только лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств и имеющее пра­вомочия по выпуску их в эксплуатацию.

В ч. 2 ст. 266 УК предусмотрено деяние, повлекшее по не­осторожности смерть человека, в ч. 3 — смерть двух или более лиц.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК). Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, обеспечи­вающие безопасность движения и эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта. До­полнительным объектом по ч. 1 ст. 267 УК является здоровье человека или отношения собственности. Дополнительный объект по ч. 2 и ч. 3 — жизнь человека.

Предмет преступления — транспортные средства, пути со­общения, средства сигнализации или связи, транспортное обору­дование, а также транспортные коммуникации.

Состав преступления по характеристике объективной стороны является материальным. В него входят: а) действия, выражающие­ся в разрушении, повреждении, ином приведении в негодное со­стояние транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования, блокировании путей сообщения; б) последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущер­ба; в) причинная связь между деянием и последствием.

494

Разрушение представляет собой приведение в негодность пе­речисленных в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК предметов (транспорт­ного средства, транспортного оборудования и т.п.), в результате которого полностью невозможным становится их функциониро­вание.

Под повреждением следует понимать ухудшение функцио­нальных свойств перечисленных предметов, препятствующее их использованию по назначению. Происходит частичная потеря необходимых качеств предметов, которая не исключает возмож­ности их восстановления.

Приведение в негодность иным способом может заключаться, например, в затоплении путей сообщения, изъятии деталей транс­портных средств и т.п.

Бпокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание препятствий для движения транспортных средств. Блоки­рование не дает возможности пользоваться путями сообщения. Оно может заключаться в создании заграждений, препятствий или бар­рикад на транспортных коммуникациях, в перекрытии магистрали толпой народа, преграждении путей сообщения транспортными средствами, иными крупногабаритными предметами и т.п.

Под крупным ущербом следует понимать не только большой материальный ущерб, но и дезорганизацию работы транспорта, например существенное нарушение расписания поездов и дли­тельный (многочасовой) перерыв в движении.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной фор­мой вины, несмотря на осознанность совершения действий, заключающихся в разрушении, повреждении, блокировании. Если последствия в виде причинения вреда личности охваты­вались умыслом виновного, то содеянное должно квалифици­роваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 14 лет. Характерно, что это единственное неосторожное преступление, за которое в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК установлен столь низкий возраст уголовной ответственности.

В ч. 2 ст. 267 УК предусмотрена более строгая ответствен­ность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть че­ловека, а в ч. 3 — смерть двух или более лиц.

 

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от це­лого ряда преступлений: уничтожения или повреждения чужого имущества, терроризма, вандализма, диверсии. Так, если послед­ствия, предусмотренные в ст. 267 УК, не наступили, но были со­вершены действия, выразившиеся в порче имущества на общест­венном транспорте, возможной является уголовная ответствен­ность за вандализм. В случае, когда нет последствий, указанных в ст. 267 УК, но причинен значительный ущерб, имеют место при­знаки умышленного уничтожения или повреждения чужого иму­щества (ст. 167 УК). Если разрушение или повреждение транс­портных средств, транспортного оборудования и т.п. наступает в результате хищения деталей, приборов, обеспечивающих работу транспорта, то необходима квалификация по совокупности пре­ступлений как хищения чужого имущества и приведения в негод­ность транспортных средств или путей сообщения.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК). Основным непосредственным объек­том рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасную работу различных ви­дов транспорта. Дополнительный объект — здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 268 УК — жизнь человека.

Объективная сторона преступления заключается в наруше­нии правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта, причинении тяжкого вреда здоровью человека, при­чинной связи между деянием и последствием. Состав преступле­ния является материальным.

Правила поведения участников движения, регламентирующие безопасность движения и эксплуатации транспорта, установлены различными правовыми актами, регулирующими безопасность отдельных видов транспорта. Так, существуют правила поведе­ния пассажиров в метрополитене, правила перевозки пассажиров, правила перевозки багажа и т.п. нормативные акты. Для воспол­нения бланкетное ги диспозиции рассматриваемой нормы необхо­димо также обращение к Правилам дорожного движения Россий­ской Федерации 1993 г., в которых регламентированы обязанно­сти пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, мопедов, гужевых повозок и погонщиков животных.

496

Нарушение правил безопасности функционирования транс­порта может выражаться в переходе пешеходом улицы в ненад­лежащем месте, в самовольном выходе на взлетно-посадочную полосу аэродрома, в несанкционированном проникновении в места, запрещенные для посторонних, например в кабину пилота, самовольной остановке поезда стоп-краном и т.п.

Для установления признаков преступления в совершенном деянии необходимым является точное установление нарушенного участником движения правила, предусмотренного определенным нормативным актом. Это нарушение должно быть грубым и на­ходящимся в причинной связи с наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной фор­мой вины.

Субъект преступления — участник движения, достигший возраста 16 лет. Под участником движения понимаются пассажи­ры, пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, иные лица, за исключением лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК.

Квалифицированный состав предусмотрен в ч. 2 ст. 269 УК, он имеет место в случае, если деяние повлекло по неосторожно­сти смерть человека, а особо квалифицированный — в ч. 3, если наступила смерть двух или более лиц.

Нарушение правил при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК). Основ­ным непосредственным объектом преступления являются обще­ственные отношения, обеспечивающие безопасность строитель­ства, эксплуатации ремонта магистральных трубопроводов. До­полнительный объект — здоровье человека.

Предмет преступления — магистральный трубопровод, пред­ставляющий собой комплекс технических средств, обеспечиваю­щих перемещение на значительные расстояния основного потока вещества (нефти, нефтепродуктов, газа). По магистральным тру­бопроводам под сильным давлением транспортируются большие объемы газа и нефтепродуктов, что создает повышенную взры-воопасность, может представлять угрозу для окружающей сре­ды, для здоровья и жизни людей. Вспомогательные трубопрово­ды, предназначенные для доставки указанных продуктов потре­бителям и представляющие собой ответвления от главного

трубопровода, не являются предметом рассматриваемого престу­пления. Не относятся к предмету анализируемого преступления также и складские трубопроводы.

Объективная сторона преступления заключается в наруше­нии специальных правил, обеспечивающих безопасность строи­тельства, эксплуатации, ремонта магистральных трубопроводов, последствии в виде причинения тяжкого вреда здоровью челове­ка, причинной связи между деянием и последствием.

Нарушение правил может выражаться как в действии, так и в бездействии лица. Для установления конкретного наруше­ния правил необходимо обратиться к нормам иных отраслей права, содержащим специальные правила, регламентирующие строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубо­проводов.

При нарушении правил строительства, эксплуатации или ремонта магистральных трубопроводов возможно причинение большого имущественного, экологического, организационного ущерба, связанного с нарушением режима работы трубопрово­да. Возмещение такого ущерба требует больших затрат времени и средств. Однако законодатель исключил из ч. 1 ст. 269 УК указание на крупный ущерб. Вместе с тем, если нарушение рас­сматриваемых правил повлекло такие последствия, как загряз­нение вод, загрязнение морской среды, порча земли, имеет ме­сто совокупность преступлений и содеянное должно дополни­тельно квалифицироваться по статьям УК об экологических преступлениях.

Субъективная сторона преступления характеризуется неос­торожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности по отношению к последствиям, предусмотренным в законе.

Субъект преступления специальный — лицо, на которое была возложена обязанность соблюдения правил при выполнении ра­бот по строительству, эксплуатации, ремонту магистральных трубопроводов.

В качестве квалифицирующего признака предусмотрено при­чинение по неосторожности смерти человеку, а особо квалифи­цирующего — причинение смерти двум или более лицам.

498

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных