Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Новая концепция истории.

Тема: 7 Философия марксизма

План

  1. Учение о практике
  2. Разработка материалистической диалектики
  3. Новая концепция истории

 

Исходные характеристики:

Создателями, основоположниками марксизма были Маркс и Энгельс.

Карл Маркс (1818-1883). Окончил юридический университет в городе Трире. Докторская диссертация посвящена философии Демокрита и Эпикура.

 

К.Маркс (1818-1883)

Ф.Энгельс (1820-1895)

Свой творческий путь в философии основоположники марксизма начали как сторонники младогегельянства, т. е. левого крыла сторонников гегелевской философии. В социально-политической области они придерживались позиции революционного демократизма. К середине 40-х годов 19 века они совершили переход от идеализма к диалектическому материализму, а в социально-политической области к научному коммунизму. Таким образом, они явились создателями современного диалектического материализма.

Основные его труды: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал». Сам Маркс создал Ι том.

Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс прожил интересную жизнь, совладелиц фабрики. Маркс и Энгельс жили вместе, дружили. Основные труды: «Антидюринг», «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности, государства». В этой работе глава ΙΙ носит название «Семья» - интересная, основные достоинства – написано доступно, понятно. Марксизм, по образному замечанию одного из самых видных западноевропейских английских философов Б. Рассела, удивил в 19 веке, особенно 20 веке той теорией, которую признавала половина всего человечества. Всемирное достижение Маркса и его философия были созданы в середине 40-х годов 19 века. К этому времени его основатели Маркс, и Энгельс завершили переход от революционного демократизма к научному социализму и в философской области к диалектическому материализму.

Более точно их философия называется - диалектический и исторический материализмом. Одной из самых примечательных черт являлось внутреннее единство материализма и диалектики. Один из самых крупнейших открытий – создание исторического материализма. Марксистская философия, исходя из первичности материи дала ее толкование как объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отражаемой им. Сознание же в этой философии определяется как свойство, высокоорганизованной материи, т. е. человеческого мозга как высшая форма отражения действительности. Философия марксизма исходит из признания единства мира, и усматривает это единство в материальности, а сам мир рассматривается как бесконечное развитие материи.

Ι. Учение о практике.

Учение о практике занимает ключевое место в диалектическом материализме Маркса и Энгельса. Они подвергли критике идеалистические представления о практике, как исключительное учение в его созерцательном отношении к природе, и разработали свое понимание практики – как чувственно-преобразующей деятельности, направленной на преобразование природной и социальной действительности. Они выдвинули тезис о том, что вся общественная жизнь по своей сути, является практической жизнью, что практика является самой глубинной основой человеческого мира. Они показали, прежде всего, что практика исходна и первична по отношению ко всем формам человеческой деятельности, включая и духовную жизнь. Далее они отметили общественный характер практики, указав, что она возможна только лишь в условиях общения между людьми.

Еще одной характерной чертой практики является ее исторический характер, т. е. указывает на то, что практика не стоит на месте, а постоянно совершенствуется. И на конец, важнейшей чертой практики служит то, что она выступает ни какой-то умозренческой и созерцательной, а предметной деятельностью по преобразованию природных и социальных явлений. По их мнению, любые, даже самые сложные явления духовной жизни, в конечном счете, находят свое разрешение именно в практической деятельности. В силу этого следует отметить, что именно марксистская философия впервые в истории философской мысли ввела практику в теорию познания, как основу движущей силой, источника и цели познания, как критерия истины. Роль практики в жизни человека и общества в процессе познания нашла глубокое выражение в знаменитом 11 тезисе о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить»

 

ΙΙ. Немецкая классическая философия сформулировала основные диалектические идеи, создала свой диалектический метод, но это был метод – идеалистической диалектики. Основоположники марксизма не могли ее принять в таком виде, хотя и придавали ей немаловажное значение. В конце концов, Марксизм не только коренным образом переработал это учение и развил его дальше, основательно переосмыслив все ее коренные положения, но и обогатил ее философским анализом новейших достижений в области естествознания. В результате, была создана принципиально новая система. Марксистский диалектический метод отличается от гегелевского по следующим ключевым параметрам: образно говоря, у Гегеля диалектика стоит на голове – Марксова покоится на ногах, т. е. речь идет о том, что диалектика Гегеля это движение, сцеплении и развитие идей. Это диалектика субъективного мира. Марксова диалектика – это диалектика движения и развития вещей и явлений. Это, прежде всего диалектика объективного мира, диалектика природы и общества. Отсюда вывод: диалектика Гегеля имеет своим фундаментом идеализм, а Марксова диалектика основывается на материализме. Далее Гегель выводит основные законы диалектики из истории развития человеческого сознания, из истории развития мира идей. Марксизм же выводит диалектические закономерности из истории развития природы и социальной действительности. Гегелевская диалектика носит ограниченный характер, она распространяется только лишь на человеческое мышление, на идеальные духовные явления. Марксизм же рассматривает диалектические закономерности, как всеобщие формы развития объективного мира и познания.

Гегелевская диалектика вступает в противоречие с его системой, что обуславливает в конечном итоге отступление Гегеля перед своим же диалектическим учением. У Марксизма же диалектический метод и материалистическое учение не только не противоречат друг другу, а выступают в единстве. В силу этого его метод не только диалектический, но и материалистический, а его учение о мире не только материалистическое, но и диалектическое. Гегелевский метод оказывается в конечном итоге как бы половинчатым, приводит к идеи по завершенности процесса развития. Марксистский же метод рассматривается как бесконечный процесс движения, становления и развития.

Гегель говорит о замкнутости системы диалектических категорий. Марксизмом же рассматриваются категории не как нечто статичное, неизменное, а берут их как непрестанное движение от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

 

Новая концепция истории.

В домарксистский период в принципе все социальные теории носили идеалистический характер. Они рассматривали человека преимущественно как духовное существо. С их точки зрения решающим фактором социальной динамики выступали идейные побуждения людей: то воля, желания, идейные мотивы, т. е. в конечном счете определяющей силой общественного развития рассматривалось такое начало, как идеальное. Отсюда и название общее для всех учений такого рода – исторический идеализм или же идеалистическое понимание истории.

Маркс в этом плане в подлинном смысле слова совершил революцию. Он обосновал положение о том, что решающей основой в развитии человеческой истории, общественных преобразований выступает такое начало как материальное производство, другими словами говоря – основой существования, функционирования и развития общества выступает способ производства материальных благ, т. е. диалектическое единство производственных сил и производственных отношений. Отсюда следует самый фундаментальный вывод Маркса: «Не сознание людей определяет их бытие, а напротив их общественное бытие определяет общественное сознание». Таким образом, марксистская концепция истории это есть исторический материализм, т. е. материалистическое понимание истории. Принципиально расходятся также взгляды сторонников исторического идеализма и исторического материализма по вопросу о движущих силах социального развития. С точки зрения исторического идеализма такими революционными факторами общественного развития выступают исторические личности (правители, полководцы, выдающиеся мыслители, исторические деятели). Что же касается народных масс, то их роль сведена практически на нет, поскольку они не способны к историческому творчеству, это костная, инертная сила.

Совершенно иное представление о движущих силах в марксистской социологии, она исходит из того, что действительными творцами социальных изменений являются трудящиеся, народ, и это, потому что они выступают главной производительной силой общества, основными участниками социально-политических и иных общественных преобразований, массовыми носителями духовной культуры.

Также существенным образом эти две концепции различаются между собой с точки зрения оценки характера и направленности социальной динамики. В идеалистической концепции истории фиксируется факт социальных изменений, но, в тоже самое время утверждается мысль о том, что невозможно установить – куда движется человечество, какое его ждет будущее.

Эти же теоретики отрицают закономерный характер общественно-исторических изменений. Марксистская концепция в противоположность этим установкам исходит из того, что развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс, процесс возникновения и смены общественно-экономических формаций, процесс, который носит в целом поступательный характер. Эта же концепция исходит из того, что развитие общества носит закономерный характер, что законы развития социума – объективны, что по сути дела законы общественного развития представляют собой законы деятельности людей.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ | А. I. Сон как граница видимого и невидимого миров 1 страница


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных