Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зависимость среднего возраста оборудования 7 страница




Пример 2. Как должен измениться объем реализации при росте цены, если = 100 руб., = 150 руб. и базовый объем реализации = 250 шт. (знаки в формуле меняются на противоположные):

 

а) при неизменной выручке, если = 0,4; = 1,0, стоимость реализации продукции равна 25 тыс. руб. (100 250);

 

б) при росте выручки, если = 0,8 и

 

= [250 (2 - 0,4 0,8)]/(2 + 0,4 0,8) = 181 шт.,

 

то новая выручка равна 27,1 тыс. руб. (150 181);

 

в) при снижении выручки, если = 1,8 и

 

= [250 (2 - 0,4 1,8)]/(2 + 0,4 1,8) = 117 шт.,

 

то новая выручка составит 17,6 тыс. руб. (150 117), т. е. сократится на 7,4 тыс. руб.

 

В условиях рыночной экономики производитель постоянно следит за уровнем конкурентоспособности его продукции. Осуществляя единовременные капитальные затраты, он, используя теорию ценовой эластичности спроса, может определить минимальную цену при реализации продукции с повышенным уровнем конкурентоспособности и ее объем, чтобы отдача капитальных затрат обеспечила производителю соответствующий уровень эффективности.

 

Метод расчета на основе усредненной цены товара и объема его реализации (спрос) используется в основном для установления тенденции изменения стоимости реализованной продукции, но он не позволяет определить абсолютную величину выручки при обеспечении расчетной величины коэффициента эластичности.

 

Пример. Объем спроса возрос с = 200 ед. до = 300 ед., цена упала с = 500 руб.; до = 400 руб. Таким образом, выручка в базисном периоде составила = 200 500 = 100 тыс. руб., потенциальная выручка в отчетном периоде: В = 300 400 = 120 тыс. руб. Темпы роста выручки: = 120 / 100 = 1,2.

 

Расчет коэффициента эластичности показывает, что средний прирост объема спроса составит:

 

=

 

= 2 (300 - 200) / 300 + 200 = 200 / 500 = 0,4;

 

темпы падения цены:

 

= 2 (500 - 400) / 500 + 400 = 200 / 900 = 0,22.

 

В результате коэффициент эластичности равен:

 

= 0,4 / 0,22 = 1,84.

 

Коэффициент эластичности ( = 1,81) в полтора раза превышает реальные темпы роста выручки (1,81 / 1,2 = 1,5), что подтверждает суть метода усредненного расчета, направленного на установление тенденции изменения выручки, т. е. при > 1 выручка растет, при = 1 остается неизменной, при < 1 сокращается.

 

Между тем интерес товаропроизводителя при планировании роста объема реализации продукции как источника удовлетворения растущего спроса связан с привлечением дополнительных капитальных вложений на расширение производства. Осуществление или материализация капитальных затрат предусматривает обоснование эффективности их использования. Следовательно, товаропроизводителя будет интересовать не столько тенденция изменения выручки, сколько ее абсолютный прирост и прирост чистой прибыли, который может быть направлен на окупаемость дополнительных капитальных затрат. Поэтому коэффициент эластичности должен рассчитываться как отношение темпов роста объема реализации (tрQ) к темпам падения цены (tnЦ), т.е. = tрQ / tnЦ или = tрЦ / tрQ. Тогда новая выручка может быть определена по формуле:

 

#S ,

 

а ее прирост составит:

 

.

 

Для нашего примера:

 

= / = 300 / 200 = 1,5,

 

tnЦ = / = 500 / 400 = 1,25,

 

= 1,5 / 1,25 = 1,2 или

 

tnЦ = / = 400 / 500 = 0,8,

 

= 1,5 0,8 = 1,2.

 

Эта величина отражает реальную относительную величину выручки по отношению к базовой стоимости реализованной продукции, т. е. выручки в базисном периоде: = 100 тыс. руб., в отчетном = = 100 1,2 = 120 тыс. руб. Прирост выручки: = 100 (1,2 - 1,0) = 20 тыс. руб.

 

Коэффициент ценовой эластичности не только показатель, отражающий тенденцию развития отрасли или потенциальную выручку как следствие изменения спроса и цены. Он может быть также использован для укрупненной оценки эффективности инвестиционных проектов и капитальных вложений. Рассмотрим на условном примере. Перспективным планом развития предприятия предусмотрено выделить капитальные вложения в размере 400 тыс. руб. для повышения уровня конкурентоспособности товара А. Требуется установить, как должны измениться объем выпуска и цены, чтобы данное мероприятие было экономически обоснованно, а единовременные затраты окупились в пределах 2 лет (Т - 2 года).#S

 

Допустим, что действующая цена Ц - 200 руб., а годовой объем производства#S Q = 100 тыс. ед. Годовая выручка составит: ВР = Ц Q = 200 руб. 100 000 = 20 млн. руб.

 

Капитальные вложения окупаются чистой прибылью, доля которой в цене составляет - 0,2.

 

Чтобы окупить капитальные вложения, выручка должна возрасти на = 400 / 0,2 = 2 млн. руб.

 

Тогда общая сумма чистой прибыли = 2 млн. руб. 0,2 = 400 тыс. руб. и будет равна величине авансированных капитальных вложений ВК - 400 тыс. руб.

 

При окупаемости капитальных затрат в 2 года годовой прирост выручки должен составлять:

 

год = / Т = 2,0 млн. руб. / 2 = 1,0 млн. руб.

 

Годовая выручка возрастет до ВР = ВР + год = 20,0 + 1,0 = 21,0 млн. руб.

 

Коэффициент ценовой эластичности составит = =21,0 / 20,0 = 1,05.

 

Эффективность капитальных вложений может быть обеспечена за счет:

 

увеличения объема производства в 1,05 раза при неизменной цене;

 

увеличения цены в 1,05 раза при неизменном объеме производства;

 

пропорционального увеличения цены и объема производства, но при условии, что произведение темпов роста цены (tрЦ) и объема производства (tрQ) не должно резко превышать коэффициент эластичности.

 

Рассмотрим более подробно условия окупаемости капитальных вложений.

 

1. Увеличение объема производства при неизменной цене.

 

Такая экономическая ситуация характерна для случая, когда товаропроизводитель не уверен, что даже при незначительном росте цен будет обеспечен достаточный спрос. Поэтому, чтобы получить запланированный прирост выручки, товаропроизводитель стремится увеличить число покупателей, т. е. спрос, что вполне реально, так как при неизменной цене и более высоких качественных характеристиках товара А заинтересованность покупателя возрастает. Тогда новая выручка составит: ВP = Ц Q или Ц #S Q tрQ = 200 руб. 100 1,05 = 21 млн. руб.; прирост выручки = 21,0 - 20,0 = 1,0 млн. руб. или #S= 200 (105 - 100) = 1 млн. руб. Чистая прибыль годовая =1 0,2 = 200 тыс. руб. За нормативный период окупаемости будет получена чистая прибыль, равная сумме авансированных капитальных вложений, т. е. =#S КВ = 200 тыс. руб. 2 = 400 тыс. руб. - мероприятие эффективно.#S

 

2. Увеличение цены при неизменном объеме производства.

 

В данном случае товаропроизводитель считает, что повышение цены более целесообразно, если объем производства, или предложение на товар А, остается неизменным. В этом случае = 200 1,05 = 210 руб. Прирост выручки составит = 10 руб. 100 тыс. ед. = 1,0 млн. Далее расчет аналогичен предыдущему условию. Проект эффективен.

 

3. Пропорциональное увеличение цены (Ц) и объема производства изделия А.

 

В этом случае осуществляется распределение прироста коэффициента ценовой эластичности ( = - 1,0).

 

На основе результатов анализа по оценке рыночной ситуации устанавливается доля прироста цены (Ц) и объема производства товара А (Q). Например, при - 1,05 прирост составит = - 1,0 = 1,05 - 1,0 = 0,05, или 5%. Доля может варьироваться.

 

Так, доля цены может возрастать от 1 до 4%. Если доля возрастет до 5%, возникает ситуация, когда растет цена при неизменном объеме выпуска. Допустим, что доля цены составила 2%, т. е. темпы роста цены составляют tрЦ - 1,02, а темпы роста объема производства tрQ = 1,0 + (0,05 - 0,02) = 1,03. В этом случае цена возрастает до Ц = Ц tрЦ = 200 1,02 = 204 руб. Объем производства Q = Q tрQ = 100 тыс. ед. 1,03 = 103 тыс. ед.

 

Дополнительная выручка составит:

 

а) за счет увеличения цены

 

= (204 - 200) 100 000 = 400 тыс. руб.;

 

б) за счет роста объема выпуска изделия А

 

= 200 3000 = 600 тыс. руб.

 

Общая выручка ВР = ВР + ВР = 400 + 600 = 1000 руб. Далее расчет ведется аналогично первому условию. Проект эффективен.

 

Таким образом, коэффициент ценовой эластичности позволяет наиболее рационально использовать механизм формирования выручки в зависимости от сложившейся на рынке экономической ситуации.

 

При оценке изменения спроса на один товар и изменения цены на другой взаимозаменяемый товар рассчитывается перекрестная эластичность.

 

Перекрестная эластичность отражает реакцию потребителя, т. е. изменение спроса на определенный товар при изменении цены на другой товар-заменитель, и рассчитывается как отношение, где в числителе произведение прироста объема производства товара А на среднюю цену товара Б, а в знаменателе средний объем производства товара А на прирост цены товара-заменителя Б, т. е.

 

= [(Q - Q )/(Q + Q ): 2]: [(Ц - Ц )/(Ц + Ц ): 2] =

 

= [(Q - Q )/(Q + Q ): 2][(Ц + Ц ): 2/(Ц - Ц )].

 

Рассматривая товары и его заменители, можно с помощью перекрестной ценовой эластичности проследить, как влияет рост цен одного товара (маргарина) на изменение спроса на другой товар (масло). Например, цена 1 кг маргарина возросла с Ц #S -100 руб. до Ц н -120 руб.; спрос на масло возрос с 300 до 500 кг.

 

= [(500 - 300)/(500 + 300): 2]: [(100 - 120)/(100 + 120): 2] =

 

= [(500 - 300)/(500 + 300): 2][(100 + 120): 2/(100 - 120)] = 2,77.

 

При коэффициенте перекрестной эластичности, превышающем единицу, оба товара (продукта) взаимозаменяемы, но при этом в структуре спроса доля продукции А (масло) в общем спросе масла и маргарина растет более высокими темпами в сравнении с ростом цен на маргарин. Если товары взаимодополняющие, например фотоаппарат и фотопленка, при росте цен на фотоаппарат может сократиться спрос на фотопленку, т. е. перекрестная эластичность может опуститься ниже единицы.

 

С помощью перекрестной эластичности можно разрабатывать рекомендации по взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и определять наиболее рациональные границы спроса и цены. Рассмотрим другой пример. Цена высокостойкого инструмента возросла со 150 до 200 руб., что повлияло на спрос универсального инструмента с обычной стойкостью, который возрос с Q - 5000 ед. до Q - 6000 ед.

 

= [(6000 - 5000)/(6000 + 5000): 2] [(200 + 150): 2 /(200 - 150)] = 0,183,5 = 0,6.

 

Коэффициент перекрестной эластичности меньше единицы. Инструмент не взаимозаменяем, т. е. повышение цены на высокостойкий инструмент не привлечет к нему внимания потребителей. Спрос на инструмент с обычной стойкостью растет. Коэффициент перекрестной эластичности можно также рассчитать отношением, где в числителе произведение прироста объема реализации (спроса) изделия А на цену изделия Б, а в числителе произведение прироста цены изделия Б на спрос изделия А:

 

= [(Q - Q ) Ц ] /[(Ц - Ц ) Q н] = [(6000 - 5000) 200] / [(200 - 150) 6000] = 0,6.

 

 

§ 4. Оценка конкурентоспособности товара и производства

 

При рыночной экономике условия функционирования промышленных предприятий и характер отношений между производителями и потребителями резко отличаются от планово-директивной системы управления, для которой были характерны производство централизованно запланированной продукции, устойчивая специализация, кооперирование и практически плановое распределение всей продукции промышленности.

 

В переходный период наиболее непростая ситуация сложилась в сфере промышленного производства. Нарушение кооперированных поставок, возникновение дефицита сырья и материалов, а в отдельных регионах - электроэнергии и топлива, повышение требований к качеству, проблемы с реализацией готовой продукции - все это привело к серьезным осложнениям в хозяйственной деятельности промышленных организаций. Кроме того, резкое сокращение финансирования со стороны основного потребителя - государства заставило товаропроизводителей перестраивать свою экономическую политику и ориентироваться не на бюджетные заказы и централизованное снабжение материальными ресурсами, а на внутрипроизводственные возможности промышленных предприятий, расширение прямых связей с поставщиками сырья и материалов при значительной доле бартерных сделок, которая последнее время стала резко сокращаться, усилении коммерческой деятельности по завершенным НИОКР. Иными словами, нормальная хозяйственная деятельность промышленных предприятий стала зависеть от возможности обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, технического оснащения производства, конкурентоспособности продукции и эффективности завершенных НИОКР, технические проекты которых превратились в товар. Особенно неблагополучно в тех отраслях промышленности, где используется большая номенклатура изделий с частой сменой выпускаемой продукции при увеличении объема импортных поставок аналогичной продукции.

 

В планово-директивной экономике конкурентоспособность продукции, спрос и предложения не оценивались и данные понятия сводились к тому, чтобы обеспечить производство запланированного объема продукции в утвержденной номенклатуре и с заданными в проектном задании технико-экономическими характеристиками.

 

В условиях рыночных отношений удовлетворение спроса на конкретный товар выражается в акте «купля-продажа». Осуществление этой процедуры достигается при условии, когда определенная совокупность технико-экономических характеристик товара отвечает требованиям покупателя. Таким образом, если интересы товаропроизводителя и потребителя совпадают, данный товар конкурентоспособен.

 

Конкурентоспособность товара можно представить как совокупность его технико-экономических параметров, уровень каждого из которых выгодно отличает его от аналогичного товара соперника как по степени удовлетворения конкретных общественных потребностей, так и по стоимости.

 

Рост конкурентоспособности товара - это условие обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятия и одна из предпосылок ослабления экономического кризиса. В РФ этот процесс пока протекает медленно. По данным международного обследования, российское предприятие по уровню конкурентоспособности занимает последнее место из 59 обследованных предприятий*1.

_____

*1 Вопросы экономики. 2000. N 9. С.32.

 

Повышение уровня конкурентоспособности товара и, как следствие, рост объема реализации (удовлетворение спроса) требуют выполнения объективных требований, суть которых отражается в товарной политике промышленного предприятия.

 

Товарная политика предприятия раскрывает экономический механизм функционирования промышленного предприятия и включает разработку хозяйственной и товарной стратегии.

 

Хозяйственная стратегия предполагает разработку организационно-технических мероприятий по развитию предприятия на запланированный период.

 

Выбор хозяйственной стратегии предопределяется набором эффективно используемых факторов, как внешнего, так и внутреннего характера, что позволяет обеспечить поддержание соответствующего уровня конкурентоспособности производства и выпуск конкурентоспособной продукции.

 

Хозяйственная стратегия условно подразделяется на два типа. Первый тип предусматривает разработку и реализацию плана организационно-технических мероприятий по минимизации текущих затрат и расширению сферы реализации продукции для получения прибыли на долгосрочный период. Для него характерно интенсивное привлечение капитальных вложений и ресурсов, что способствует развитию производства более высокими темпами.

 

Второй тип - это оптимизация финансовой деятельности промышленного предприятия, которая основывается на росте прибыли за счет государственных субсидий, роста цен вследствие инфляции, обновления продукции без существенного улучшения ее технико-экономических параметров и т. д.

 

Развитие производства при этом типе хозяйственной стратегии протекает более медленно и не требует значительных инвестиций. Товарная стратегия определяет основные направления хозяйственной деятельности промышленного предприятия на основе анализа потребностей действующих рынков и установления экономически обоснованной номенклатуры продукции, которая соответствует требованиям потребителей, объема и структуры поставок, плана создания продукции на новой технической базе и модификации действующей номенклатуры. При этом параллельно разрабатываются мероприятия по минимизации текущих затрат по сбыту и рекламе новой продукции и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных