ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Зависимость среднего возраста оборудования 5 страница1) определение потенциальных покупателей;
2) подготовка покупателя;
3) презентация и демонстрация товара;
4) ликвидация недостатков;
5) заключение сделки купли-продажи;
6) заключительный этап по купле-продаже и контроль результата.
§ 2. Жизненный цикл изделия
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции является одним из основных показателей удовлетворения спроса, так как позволяет определить цены и объемы реализации продукции по годам перспективного периода и сопоставить выручку с затратами. Однако взаимосвязь выручки с затратами неоднозначна. При фиксированных ценах рост выручки может быть обеспечен путем снижения текущих издержек производства (себестоимости), что не способствует повышению качества продукции, расширению емкости рынка, получению высокой и устойчивой прибыли.
Для определения продолжительности жизни изделия и времени начала предпроизводственной стадии по разработке нового изделия, а также времени начала сокращения спроса и перехода на новую продукцию используются результаты анализа жизненного цикла изделия (рис. 3).
Рис. 3. Кривые жизненного цикла изделий А и Б.
На рисунке изображены две кривые, характеризующие временные этапы, или периоды выполнения соответствующих функций на протяжении жизненного цикла изделий А и Б.
Жизненный цикл изделия включает два этапа: предпроизводственный и процесс производства и реализации продукции.
На первом (предпроизводственном) этапе ведутся научно-исследовательские работы (НИР) А (t t ) и Б (t t ) по созданию новой конкурентоспособной продукции (технологического процесса) для замены продукции, устаревшей или не пользующейся спросом. Одновременно со службой маркетинга проводятся исследования по установлению и предварительной оценке номенклатуры продукции, изготовляемой на основе новых технических решений. На этой стадии определяют результаты материализации НИР, масштабы распространения новой продукции (рынки и их емкость), направление работы на последующих стадиях.
В этот же этап входят опытно-конструкторские работы (ОКР) А (t t ) и Б (t t ) с определенным объемом экспериментальных исследований, которые завершаются техническими проектами и составлением рабочей конструкторской документации.
Сюда же включена технологическая подготовка производства (ТПП) А (t t ) и Б (t t ), которая является продолжением конструкторской стадии. Ее цель - разработка методов изготовления спроектированной продукции. Качество технологической подготовки предопределяется минимизацией трудовых и материальных затрат на осуществление технологических процессов, изготовление и сборку изделия при рациональном использовании производственных фондов.
Первые две стадии могут быть объединены в комплексную стадию НИОКР (t t и t t ). Основная функция НИОКР - производство новой продукции в определенный период, объем которой позволит обеспечить необходимую чистую прибыль. В целом предпроизводственный этап - это этап зарождения идеи и разработки нового товара на рынке. Следует отметить, что генерирование технической идеи в новом товаре не всегда завершается ее промышленным производством. Отказ от дальнейшей разработки технического проекта еще на одной из предпроизводственных стадий может быть обусловлен:
недостаточной емкостью рынка и низким спросом на новую продукцию из-за плохой рекламы;
низким уровнем конкурентоспособности продукции вследствие научной и технологической отсталости;
длительностью предпроизводственной стадии и преждевременным старением;
высокими затратами на осуществление предпроектных стадий.
В отдельных случаях при резком увеличении затрат на предпроизводственной стадии не только сокращается длительность этой стадии, но и повышаются конкурентоспособность новой продукции, ее цена и объем производства еще на стадии внедрения. Поэтому данный этап оказывает значительное влияние на конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
Минимизация затрат - одно из направлений предпроизводственной стадии, поскольку на этой стадии достаточно полно отражается структура потребления различных материальных ресурсов на единицу продукции. Так, в комплекс материальных затрат входит конструкторская составляющая, величина которой определяется на стадии проектной разработки и зависит от варианта конструкторского решения и технических характеристик изделия. От конструкторской составляющей, в свою очередь, зависит чистая масса изделия. Разница между чистой массой и расходом материала представляет собой величину отходов, которая обусловлена уровнем развития техники и технологии, т. е. технологической подготовкой производства.
Технологические отходы - это безвозвратные отходы, но они неизбежны. Главная задача технологической подготовки заключается в минимизации этих потерь. Технологическая подготовка производства предусматривает также технологическую подготовку материала к производственному потреблению. Данные потери, которые чаще всего возникают в результате отклонения от технических условий, полностью не ликвидируются, но могут быть сокращены путем повышения организационно-технического уровня производства.
Второй этап - процесс производства и реализации продукции - включает четыре стадии. На первой стадии - внедрение (t t и t t ) - продукция производится в небольшом объеме при резко возрастающих затратах на рекламу и сервис. В отдельных случаях затраты могут превышать оптовые цены промышленного предприятия. При отсутствии на рынке конкуренции, т. е. если продукция представлена единственным производителем, цена может быть искусственно завышена, т. е. монополизирована на какой-то промежуток времени, что позволяет обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль.
Вторая стадия - рост объема производства (t t и t t ) - характеризуется увеличением производства и реализации изготовленной продукции. На этой стадии могут снижаться текущие издержки производства, что способствует падению цены, которая несколько отстает от темпов снижения себестоимости. Такая экономическая ситуация позволяет промышленному предприятию временно установить монополию на производство и сбыт. Но эта благоприятная обстановка постепенно изменяется, так как другие производители начинают серийный выпуск аналогичного изделия или его аналога.
Для поддержания стабильной динамики производства товаропроизводитель постоянно анализирует и прогнозирует изменение спроса на рынке для включения в план организационно-технических мероприятий тех разработок, для которых в связи с изменяющимися условиями требуется повышение уровня конкурентоспособности определенной номенклатуры товара или снятие его с производства. Такой подход характерен для всех типов рыночной конкуренции, за исключением чистой конкуренции, когда рынок представлен большим числом товаропроизводителей и покупателей.
На этих стадиях (внедрение и рост объема производства) служба маркетинга усиливает работу по расширению проникновения нового товара на рынок. При этом учитываются результаты анализа влияния аналогичных товаров, представленных конкурентами.
На третьей стадии - зрелость (t t и t t ) - происходит стабилизация объема производства при дальнейшем снижении его темпов роста. В структуре текущих издержек производства постепенно увеличиваются затраты, связанные с рекламой и поддержанием конкурентоспособности продукции в соответствии с требованиями рынка, что позволяет определенное время поддерживать на одном уровне цены и замедлять их падение. В области реализации возникает проблема поиска новых рынков сбыта данного товара. В завершении этой стадии новое изделие должно быть подготовлено к производству, что позволяет избежать потерь от сокращения объема реализации изделия А и перейти к производству изделия Б, постепенно полностью заменяя устаревшее изделие А.
На данной стадии обеспечиваются максимальные объем реализации и прибыль, поэтому производитель осуществляет организационно-технические мероприятия, связанные с разработкой новых направлений использования товара А и внедрением его на новых рынках, повышением его качества и улучшением внешнего оформления, расширением модификации используемых средств.
В условиях рыночных отношений цена изделия на протяжении всего жизненного цикла постоянно изменяется в сторону снижения его потребительной стоимости. Такой подход экономически оправдан, ибо он отражает два уровня потребительной стоимости товара.
Первый уровень может быть представлен как соотношение цены изделия и затрат на его производство и реализацию, включая затраты на рекламу. При этом технико-экономические параметры изделия соответствуют требованиям потребителей, что обеспечивает спрос на рынке. Для этого уровня характерен период в жизненном цикле изделия начиная от его внедрения в производство (см. рис. 3: для изделия А - точка t ; для изделия Б - точка t ) и вплоть до завершения стадии «зрелость».
Далее начинается спад, так как технико-экономические характеристики изделия А не полностью отвечают требованиям рынка в связи с его моральным старением, что непосредственно сказывается на падении спроса и цены, т. е. начинает действовать второй уровень потребительной стоимости товара. Для устранения возможных потерь от снижения цены и объема реализации товаропроизводитель на одном из этапов стадии «зрелость» начинает разработку по созданию нового или модернизированного изделия - производственная стадия изделия Б (см. рис. 3, t - t ), которое должно появиться на рынке к моменту сокращения спроса на морально устаревшее изделие. Это позволит поддержать соответствующий уровень конкурентоспособности продукции, избежать потери от падения спроса и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.
Четвертая стадия - спад (t t ; t t ) - это стадия «отмирания» товара до момента полного его снятия с производства. На этой стадии происходит резкое сокращение объема производства и продажи изделия А. Постепенное снижение стоимости этой продукции объясняется тем, что в стоимость включается стоимость запасных частей к этому изделию. На данной стадии устаревшее изделие А и заменяющее его изделие Б производятся в период (t - t ).
Анализ стадии жизненного цикла товара показывает, что:
пребывание на рынке товара носит временный характер;
в современных условиях конкуренции требования покупателей к потребительским свойствам товара постоянно возрастают, что предопределяет тенденцию жизненного цикла товара к сокращению;
объем продаж, сумма выручки и прибыли изменяются в соответствии с установившимися закономерностями в жизненном цикле товара: темпы проникновения на рынок, рост продаж, зрелость, падение продаж и выручки;
на каждой стадии жизненного цикла цены могут меняться.
Прогрессивность структуры производственной программы промышленного предприятия подтверждается высокой долей выпускаемых изделий на первых двух стадиях второго этапа жизненного цикла. Если эта доля переходит на последние два этапа (зрелость и спад), возникает необходимость в новых капитальных вложениях на выпуск продукции с целью обеспечения дальнейшего роста прибыли.
Объединение данных о производстве товаров-аналогов можно представить как процесс агрегирования жизненных циклов изделий. С учетом того, что эти данные характеризуют изделия одного назначения, процедура агрегирования носит гомогенный характер.
На основе агрегирования жизненных циклов изделий можно определить их характеры, которые проявятся на разных стадиях, а также время появления изделий аналогичного назначения, основанных на новом техническом принципе (нововведение). Данная информация не априорна, а является результатом анализа достижений научно-технического прогресса и индивидуальных жизненных циклов в динамике, что позволяет говорить о тенденциях к абсолютному сокращению выпуска определенного изделия, а с учетом научно-технического прогресса - и поколения изделия.
С помощью агрегирования жизненных циклов можно не только формировать торговую политику промышленного предприятия и достоверно определять структуру выпускаемой продукции, но и устанавливать время замены устаревших изделий и начало производства новых.
Одним из основных показателей, используемых при формировании торговой политики промышленного предприятия, является возрастная характеристика, т. е. средний возраст изделий, взвешенных по доле +каждого изделия соответствующего возраста:
,
где
#S - соответствующая возрастная группа изделий;
- доля i -й возрастной группы изделий в общем количестве изделий;
k - количество возрастных групп.
Отдача, рассчитанная с учетом среднего возраста, - фактор не постоянный, а зависит как от величины, так и от стабильности инвестиции.
Для каждого промышленного предприятия определенный средний возраст изделия (), обусловливающий соответствующие условия хозяйственной деятельности и нормативную величину чистого дохода, различен.
Между тем при увеличении среднего возраста изделия ( + ) чистый доход сокращается, а при уменьшении ( - #S ) растет. На основе этой закономерности можно планировать инвестиции по годам планируемого периода и рекомендовать в определенный период к снятию с производства некоторых возрастных групп изделий.
Таким образом, агрегирование жизненного цикла позволяет производителю определить не только наиболее экономичный средний возраст, но и время снятия с производства устаревших изделий, а также время ввода нового изделия и продолжительность его производства. Наиболее выгодный период для промышленного предприятия тот, при котором производимое изделие будет монополизировано, что обеспечит высокие темпы роста прибыли. Однако эта благоприятная экономическая ситуация может ухудшиться, если производство этого изделия получит широкое распространение на других промышленных предприятиях. Предприятие при разработке товарной политики должно стремиться в полной степени использовать преимущества той или иной стадии жизненного цикла изделия, на которой по-разному протекают реализация продукции и формирование дохода. Большую роль при этом играет служба маркетинга.
Так, на первой стадии второго этапа (внедрение) первостепенное значение имеют цена и дополнительные текущие расходы на стимулирование сбыта готовой продукции. Если платежеспособность покупателей позволяет приобрести данный товар по высокой цене, то при появлении конкурентов потребуется реклама товара. При отсутствии конкуренции, т. е. монополизации цены, затраты на рекламу могут быть резко сокращены.
Цены и текущие расходы на рекламу могут возрасти вследствие плохой осведомленности покупателей о товаре. Поскольку рынок достаточно емкий, производитель несет дополнительные расходы на рекламу и прочие мероприятия, тем более когда на рынке появляются конкуренты.
При пассивном маркетинге, т. е. при реализации товара по низкой цене и отсутствии затрат на рекламу из-за хорошей осведомленности покупателей (разновидность распродажи), опасность со стороны конкурентов практически отсутствует.
Вторая стадия жизненного цикла (рост объема производства) характеризуется увеличением объема реализации и ростом дохода предприятия. На этой стадии производитель должен внимательно и постоянно следить за конкурентоспособностью товара при завоевании новых рынков сбыта, и особенно за рекламой товара.
На третьей стадии (зрелость) реализация продукции и доход достигают максимальных размеров. Для сохранения такой экономически выгодной ситуации производитель должен стремиться завоевать новых потребителей путем повышения эффективности использования товара: расширение потребительской полезности товара, гибкость цен, эффективная реклама и т. п.
Анализ жизненного цикла изделия показывает, что продолжительность производства изделия ограничена по времени, при этом имеется тенденция к сокращению объемов производства.
Таким образом, результаты анализа жизненного цикла товара позволяют установить время внедрения более прогрессивных технологий для поддержания конкурентоспособности продукции, достаточно объективно оценить вероятность появления нового аналогичного товара с более высокими потребительскими характеристиками, определить время завоевания этой продукцией рынков сбыта, выхода на рынок с новой конкурентоспособной продукцией и перестроить производство во избежание потерь.
§ 3. Формирование спроса и предложения
Рынок - сфера купли и продажи, где господствуют две основные и противоположные характеристики: спрос и предложение.
Спрос - это экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей. Иными словами, это потребительский интерес покупателей к приобретению товара по установленной на рынке цене.
Величина, или цена, спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или договорной цене, т. е. это стоимостная оценка спроса или спрос, умноженный на цену.
Например, спрос на приобретение 100 легковых автомобилей по договорной цене 30 тыс. руб. характеризуется величиной спроса в 3 млн. руб. (30 100), которая имеет степень неопределенности, так как, во-первых, неизвестно время приобретения автомобилей, а во-вторых, отсутствует информация об объеме поставок и интервале времени, в течение которого эти 100 автомобилей должны быть получены покупателем.
Следовательно, при определении величины спроса необходимо учитывать период реализации:
,
где - потребная стоимость всех номенклатурных позиций товара для периода реализации t;
- количество i -го товара для периода реализации t;
- цена единицы i -го товара;
k - количество наименований товара (i = 1, 2, 3,..., k).
Одним из свойств спроса является то, что он оказывает воздействие на цену, т. е. при определенных экономических ситуациях рост спроса может повлиять на снижение цены и, наоборот, сокращение спроса может привести к росту цен на рынке. Эта зависимость цены от спроса называется законом спроса.
Закон основывается на следующих положениях.
1. Удовлетворение спроса ограничено ценой. Высокая цена непосредственно влияет на снижение уровня удовлетворения потребности покупателей (спроса) и способствует скоплению излишних товаров. Таким образом, в результате неудовлетворительной ценовой политики производитель несет убытки, так как излишки товаров должны быть реализованы по более низким ценам.
2. Согласно принципу убывающей потребности товары, на которые спрос повышен, могут быть приобретены по высокой цене, но в ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со стороны покупателя резко падает и они могут быть приобретены только по сниженным ценам. Например, для замены перегоревших предохранителей в телевизоре они могут быть приобретены даже по высокой цене, а после удовлетворения текущей потребности - по более низкой цене.
3. Эффект дохода заключается в том, что при снижении цен на конкретную продукцию появляется возможность приобрести этой продукции больше или расширить ассортимент и купить дополнительно другой товар. При росте цен возможность удовлетворения потребности снижается.
Практика реализации продукции показывает, что при росте цен спрос падает и, наоборот, при снижении цен он растет. Кривая на рис. 4 это подтверждает. Например, при цене 100 тыс. руб. спрос достигает 250 ед., а величина спроса 10 покупателей равна 250 тыс. руб. (100 250 10). При сокращении спроса до 75 ед. величина спроса составляет 225 тыс. руб. (300 75 10).
Рис. 4. Зависимость цены продукции от спроса
Таким образом, изменение цены обратно пропорционально изменению спроса. Однако эта зависимость не совпадает с изменением величины спроса, поскольку изменения спроса и цены не всегда связаны строгой обратно пропорциональной зависимостью, что подтверждается ценовой эластичностью*1. _____ *1 Более подробно о ценовой эластичности спроса и предложения будет сказано ниже.
Повышенный интерес со стороны покупателя, а следовательно, и рост цен могут быть следствием проявления привычек и вкусов, что способствует увеличению объема реализации новых и модных товаров; повышенный интерес к здоровью способствует росту спроса на продукцию фармацевтической промышленности. Кроме того, в результате появления новых товаров и услуг сокращается спрос на другие товары. Например, из-за появления видеомагнитофонов резко сократилось число кинозрителей и т.д.
Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей. При их увеличении на рынке товаров спрос растет и, наоборот, падает, когда количество потребителей сокращается. Спрос изменяется также в зависимости от времени года. Зимой увеличивается объем реализации товаров, непосредственно относящихся к этому периоду года, а летом резко возрастает спрос на мороженое и прохладительные напитки. Демографическая ситуация влияет на спрос на товары для новорожденных.
В результате роста денежных доходов покупателей повышается спрос на товары повышенной категории качества, которые постепенно вытесняют с рынка товары пониженного качества.
Спрос на основную продукцию может снизиться в связи с появлением на рынке товаров-аналогов по цене, более низкой по сравнению с ценой основной продукции.
Сопутствующая продукция, которая непосредственно связана с потреблением основной продукции, также оказывает влияние на спрос. Например, в связи с увеличением объема реализации электронной продукции широкого потребления повысился спрос на электрические батарейки.
Таким образом, спрос и его величина в определенной мере предопределяют выручку товаропроизводителя. Для обеспечения роста дохода товаропроизводитель должен постоянно изучать потребности рынка и на основе результатов анализа большого числа факторов (платежеспособность потребителей, соотношение различных цен на аналогичные товары и товары-заменители, степень насыщенности рынка этими товарами, устойчивость конкурентов и т. д.) разрабатывать перспективный план производства и прогнозировать свои предложения.
Цена на рынке товаров зависит также и от предложения производителя (продавца). Предложение - это номенклатура продукции, представленная на рынке товаров продавцом (производителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цене. Иными словами, это желание продать товар или услугу на определенных условиях. Существует несколько видов предложения.
Предложение инициативное - предложение о товаре, сделанное по инициативе продавца.
Предложение действующее - предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально, т. е. заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме, по договорной цене, в оговоренный срок поставки. Данная сделка предусматривает двустороннюю неустойку.
Предложение свободное - предложение без обязательств. Эта форма используется в основном для выяснения спроса.
Пример. Определим среднюю цену товара, если предложение производителя может быть представлено различными альтернативными вариантами, т. е. его позиция по реализации сводится к тому, что в сфере потребления его товар может быть реализован по различным ценам в течение декады. Допустим, разрыв цен от 400 руб. до 1,5 тыс. руб., количество товара - 500 ед. При заданной структуре выручку от реализации рассчитывают по формуле: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|