ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Зависимость среднего возраста оборудования 1 страницаЭкономика промышленного предприятия: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп.
Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 4-е изд., перераб. и Доп. Зайцев Н.Л. Издательство: ИНФРА-М Год издания: 2004 Cтраниц: 384 ISBN: 5-16-000920-5 В учебнике рассмотрен экономический механизм хозяйственной деятельности промышленного предприятия в условиях рыночных отношений. Изложены вопросы формирования структуры и перспективной потребности основных фондов и оборотных средств, товарной политики промышленного предприятия, спроса и предложения, конкурентоспособности продукции и производства, налоговой политики.
#G0 Предисловие
Возрождение российской экономики - реальная перспектива. Россия может достичь уровня промышленно развитых стран и обеспечить новые жизненные стандарты, так как для этого она располагает всеми необходимыми ресурсами.
Во-первых, потенциальные возможности отечественного образования. Именно этот ресурс позволил превратить СССР в одну из передовых научно-технических держав. России принадлежит приоритет в области космических исследований, ракетостроения, создания авиационной и атомной техники и т. п.
Во-вторых, геоэкономическое положение. Располагаясь на севере Евразии, Россия может установить самый короткий североморский путь, соединяющий страны Атлантического и Тихоокеанского побережий. Обеспечив круглогодичную навигацию с помощью атомного флота, она тем самым создаст условия для развития районов Крайнего Севера, которые богаты природными ресурсами.
В-третьих, повышение уровня использования имеющихся производственных мощностей. Российская промышленность располагает не только реальной возможностью удовлетворить внутренние потребности общества, но и резервом для создания конкурентоспособной продукции на экспорт.
И наконец, резерв, не имеющий мировых аналогов, - природно-ресурсные возможности, которые примерно в 2 раза больше, чем в США, в 5-6 раз превышают резервы Германии и в 12-18 раз больше, чем в Японии. Прибыль от использования этих природно-сырьевых ресурсов составляет 60-80 млрд. долл. при 20 млрд. долл. годового бюджета. Между тем потенциальные возможности использования этих ресурсов значительно выше и при прочих равных условиях могут обеспечить прибыль в размере 120-150 млрд. долл. в год*1. _____ *1 Вопросы экономики.2000. N 2. С. 90.
Однако имеются объективные и субъективные причины, сдерживающие использование этих резервов. Более 70 лет в бывшем СССР господствовала административно-командная система управления экономикой, которая полностью игнорировала экономические законы. В результате до абсурда был доведен государственный монополизм, разрушено ценообразование, резко снизился уровень использования материальных и трудовых ресурсов, а проблема формирования стоимости товара была сведена до установления оптовых цен по уровню затрат на производство.
Кроме того, в экономическом развитии страны этого периода была четкая, не допускающая никаких отклонений ориентация на опережающее развитие производства средств производства. Так, за 1917-1987 гг. темпы роста производств средств производства (группа А) опередили темпы роста производства предметов потребления (группа Б) почти в 7 раз*1. _____ *1 Рассчитано по данным статистического ежегодника "Народное хозяйство СССР за 70 лет". - М.: Финансы и статистика, 1987. С. 5.
Такая политика привела к экономически не оправданным изменениям в отраслевой структуре промышленности. В результате постоянного и значительного отставания развития отраслей, производящих предметы потребления, быстро увеличивался разрыв между реальной потребностью и фактическим объемом производства продукции группы Б, что не позволяло полностью удовлетворять повседневные потребности населения.
Еще один негативный результат экономического развития промышленности проявился в том, что, несмотря на опережающее развитие производства средств производства, орудия труда в основном не удовлетворяли современным техническим требованиям, поэтому реально обеспечить повышение качества промышленной продукции или создать прогрессивные технологические процессы не удавалось. Правда, в условиях государственного монополизма качество продукции не влияло на результаты хозяйственной деятельности промышленного предприятия, так как произведенная продукция, ограниченная по номенклатуре и объему выпуска, а также не всегда соответствующая элементарным требованиям потребителей, могла реализовываться по завышенным ценам.
Помимо этого административно-командная система управления экономикой привела к сокращению национального дохода, золотого запаса и природных ресурсов, в частности минерального сырья, поскольку сокращались инвестиции в процесс разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса. Так, низкая техническая оснащенность нефтяных скважин, использование устаревшей нефтедобывающей технологии, несмотря на огромные запасы нефти, превышающие запасы ведущих нефтедобытчиков мира почти в 1,5 раза, явились главными причинами сокращения объема добычи, номенклатуры и снижения качества нефтепродуктов. В результате выручка от реализации всей совокупности нефтепродуктов оказалась значительно ниже, чем у зарубежных производителей.
В ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать увеличения отдачи от использования углеводородного сырья. Неблагоприятные прогнозы объясняются тем, что новые газовые и нефтяные месторождения значительно удалены от рынков потребления, резко увеличиваются транспортные расходы и инвестиции на обновление действующего оборудования и прогрессивные технологии. Например, по данным ЦЭМИ РАН, нефть Персидского залива в 10 раз дешевле тюменской. Аналогичная картина наблюдается в алмазной промышленности. В результате РФ сталкивается с новой серьезной проблемой - снижением конкурентоспособности на мировых рынках минерального сырья, металлов, энергоресурсов.
Правда, в последние годы второго тысячелетия в результате резкого повышения мировых цен на нефть выручка РФ от реализации этого важнейшего полезного ископаемого значительно возросла.
Однако вряд ли можно ожидать улучшения экономического положения РФ и превращения ее в промышленно развитую державу, ориентируясь только на нефтедоллары. Это хорошее подспорье для бюджета, но не главное условие устранения экономического и политического кризиса.
Другой пример. В последние годы существования СССР металлургическая промышленность развивалась опережающими темпами по сравнению с промышленно развитыми странами. В результате валовой объем производства металла возрастал, а его качество резко снижалось. Потери из-за устаревшей технологии металлургического производства достигли в металлообработке 50%.
Это и явилось причиной того, что потребление продукции металлургической продукции в СССР превышало 80% годового объема производства (из-за низкого качества) и только немного более 15% экспортировалось. Не отличались высоким уровнем качества и другие продукты, получаемые в результате переработки природных ресурсов, которые в РФ достигают почти 40% всех мировых запасов.
Начиная с середины 1990-х гг. структура потребления природных ресурсов на планете резко меняется. Достаточно сказать, что только США увеличило свое потребление почти в 1,5 раза всех добываемых на планете природных ископаемых. При этом удовлетворение потребности в природных ресурсах более чем на 80% обеспечивалось за счет импорта. В РФ, наоборот, большая часть природных ресурсов экспортируется. В связи с тем, что мировая потребность в этих ресурсах постоянно растет, в промышленно развитых странах четко прослеживается заинтересованность в увеличении доли российского экспорта до 80-85%.
Многолетний мировой опыт подтверждает, что рыночные отношения не могут объективно развиваться без участия государства. Функционирование рынка как саморегулирующейся системы ограничено и подвержено противоречиям, поэтому государство должно регулировать этот процесс, чтобы смягчать социальные противоречия и воздействовать на экономику для опережающего развития приоритетных отраслей с помощью финансово-экономических рычагов (государственные инвестиции, льготные кредиты, дотации и т. п.).
Экономическая политика периода «перестройки» предусматривала внедрение элементов свободного предпринимательства, развитие широкой конкурентоспособности между производителями различных форм собственности. Однако, несмотря на строгий партийный контроль со стороны аппарата ЦК КПСС, внедрение этих элементов в жизнь оказалось невозможным, поскольку практически отсутствовали рыночные отношения. Так, при наличии относительно свободного ценообразования права на использование собственности были строго ограничены, а самостоятельность отражалась только в законодательных актах.
Анализ нового экономического направления, предусматривающего перевод экономики на принципы рыночных отношений, показал, что рекомендации по реформированию экономики не могли дать положительных результатов, так как большинство внедренных положений имели гипотетическую основу и не подтверждались экономическими расчетами. Вследствие этого реформирования наблюдались следующие негативные явления:
экономически неоправданной процедурой оказалась либерализация цен, поскольку она не создала конкурентной среды и не устранила государственную монополию в промышленности;
практически во всех областях науки изменились направления и резко сократились объемы фундаментальных исследований, что способствовало сокращению научного потенциала и ослаблению заделов по теоретическим и экспериментальным исследованиям в перспективных отраслях;
в отраслях материального производства в основном сведены к минимуму темпы технического перевооружения, реконструкции и восстановления основного капитала;
снизился уровень конкурентоспособности производства и продукции в результате сокращения доли высококвалифицированных рабочих и научно-технического персонала, физического износа и морального старения парка основного технологического оборудования;
усложнилась система управления в сфере торговли, так как усилилась круговая порука из-за ограниченности свободы предпринимательства;
кризис неплатежей и дефицит наличных денежных средств в результате всеобщей либерализации цен обусловил и дальнейшую инфляцию, ее темпы в 1992 г. составили 2600%, а в 1993 г. - 1000%*1; _____ *1 Ситников П.Н. Формирование условий развития рыночных отношений: Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра. экон. наук. - М., 1994. С.16 - 17.
не был устранен дефицит бюджета. Доля валового накопления в валовом внутреннем продукте сократилась до 20% в 1991 г., до 17% в 1992 г. и до 15% в 1993 г.;
не оправдались рекомендации по переводу предприятий ВПК (ныне ОПК - оборонно-промышленный комплекс) на конверсию.
Доля продукции ОПК в промышленном потенциале достигла 70%. Перевод ОПК на продукцию конверсии предусматривал использование примерно 60% всех мощностей ОПК. Между тем правительственная программа дальнейшего развития предприятий ОПК не была разработана, а госзаказы фактически отсутствовали. Конверсионные программы, не получившие финансовой поддержки, не дали ощутимой отдачи. В результате резко упал объем производства, распались хорошо отлаженные производственные связи, значительно сократилось количество квалифицированных специалистов, возникли серьезные проблемы у научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений ОПК. Практически остановилась разработка новой продукции.
Все это повлияло на сокращение объема экспорта вооружения и военной техники РФ, который за 1990-е гг. уменьшился примерно на 50%, в то время как экспорт США за этот период увеличился более чем на 40%. По результатам последнего пятилетнего периода деятельности РФ на мировом рынке заняла второе место после США.
Такое положение с продукцией ОПК объясняется резким спадом объема производства вооружения и военной техники. Структурные изменения в продукции ОПК не могут и не должны влиять на спад производства, так как научно-производственный потенциал ОПК и наличие еще морально не устаревших технологий пока позволяют создавать конкурентоспособные материальные ценности и в определенной степени влиять на развитие национальной экономики.
Следует отметить, что увеличения объема производства и реализации вооружения и военной техники на мировом рынке можно достичь быстро. Но процесс роста спроса на продукцию ОПК не может быть продолжительным, если не будут повышены темпы восстановления научно-технического потенциала, уровень которого за последнее десятилетие резко упал. Например, морально устарели некогда прогрессивные технологии, сократился и качественно ухудшился научный потенциал и состав высококвалифицированных специалистов по обслуживанию технологических процессов, а в структуре макротехнологии доля РФ упала до 0,3%. В США эта доля - 46%, Германии - 20%, Японии - 15%, Франции - 10%, на долю Норвегии, Италии, Швейцарии и Швеции приходится 9%.
Несмотря на то, что доля РФ в мировой структуре макротехнологии пока незначительна (обеспечивает ОПК, авиакосмическую промышленность, ядерную энергетику, спецметаллургию и т. п.), возможности научного потенциала РФ позволяют в течение первого десятилетия нового столетия создать 6-7 макротехнологий, а в перспективе, т. е. к 2025 г., их количество можно довести до 12-16.
При выполнении этой программы доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3 до 10-12%, что позволит обеспечить выручку только по экспорту этих технологий в размере 140-180 млрд. долл. в год*1. _____ *1 Варшавский А.Е., Сиротник О.С. Научно-технический потенциал /Путь в XXI век/. - М.: Экономика, 1999. С. 361 - 362.
Снижение уровня научно-технического потенциала ОПК способствует увеличению военного диспаритета и непосредственно отражается на обороноспособности РФ. Поэтому нельзя откладывать на перспективу восстановление ОПК, а целесообразно начать этот процесс уже сейчас, используя нестандартные стратегические решения, которые позволят в сравнительно короткие сроки не только поддержать, но и повысить уровень научно-технического потенциала ОПК.
Такая обстановка сложилась в результате реформирования российской экономики, которое основывалось на двух постулатах: либерализация цен и приватизация. Однако приватизация не решила своей основной задачи: «создание условий для свободного оборота имущественных прав (пользование, управление, извлечение доходов и т. д.)»*1, а только усилила «негативные тенденции, проявившиеся сразу после либерализации цен, не внесла никакого позитивного вклада в социально-экономическую жизнь страны»*2, кроме того, что «государственное имущество расхищалось совместными усилиями «деятелей» приватизационного и неприватизационного секторов российской экономики»*3. _____ *1 Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы Российской экономики /Под рук. акад. РАН Д.С. Львова. - М.: Экономика, 1999. С. 75, 77. *2 Там же. *3 Там же.
Результаты приватизации показали, что «неолиберальная» политика привела к тому, что промышленность РФ стала постепенно терять свое влияние и иностранный капитал резко увеличил влияние за счет наращивания своего присутствия в экономике страны. Этому способствовали приватизация и политика шоковой терапии, результатом которых было разрушение производственного потенциала РФ.
Усеченная программа проведения социально-экономических преобразований привела к резкому падению эффективности производства, которое выразилось в сокращении промышленного производства и валового внутреннего продукта более чем в 2 раза.
Несмотря на имеющиеся серьезные недостатки развития отечественной экономики, нельзя не признать, что преимущества рыночной системы хозяйствования неоспоримы. В условиях рыноч-ной экономики создаются новые социально-экономические отношения. Они предопределяют формирование рынка и обслуживание процедуры купли-продажи, которые тесно взаимосвязаны и направлены на обеспечение равновесия всех элементов расширенного воспроизводства. Возникновение различных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств - все это свидетельствует о возникновении новой модели социально-экономического развития общества, т. е. рыночной экономики.
Выйдя на мировой рынок, РФ не устранила влияние государственного монополизма и технологической отсталости промышленного производства. Общеизвестно, что технология изготовления промышленной продукции представляет собой взаимосвязанные действия рабочей силы со средствами производства в процессе изготовления новых материальных ценностей. В условиях рыночных отношений промышленные предприятия, особенно в машиностроении, должны стремиться к более совершенной и гибкой технологии, обеспечивающей соответствующий уровень конкурентоспособности производства и продукции, а следовательно, постоянно обновлять активную часть основных производственных фондов и парк основного технологического оборудования. Однако в результате обострения финансового кризиса в 1990-х гг. резко сократился объем промышленного производства, особенно в машиностроении. Сокращение объема машиностроительного производства и снижение его эффективности обусловили увеличение доли импорта конкурентоспособной и качественной машиностроительной продукции (автомобилестроение, приборостроение, радиотехническая продукция и т. д.), резкое увеличение обязательных отчислений в бюджет, сокращение темпов обновления и расширения активной части основных производственных фондов и падение конкурентоспособности машиностроительной продукции.
Кризис, поразивший экономику РФ в конце ХХ столетия, как отмечает академик РАН В.И. Маевский, - явление не случайное, но его можно было бы избежать или резко ослабить. Однако Правительство РФ не учитывало реальные потребности общества, постепенно приходящего в упадок. Его решения были фактически сконцентрированы на создании условий, облегчающих обогащение отдельных физических лиц, предприятий и организаций, а юридически это было завуалировано под долгосрочную программу стратегического развития экономики РФ. Подтверждением этому могут служить процесс приватизации, свобода вывоза капитала и либерализация цен, что отвечало интересам узкого круга населения, т. е. данная стратегия была разработана на принципах, приемлемых для краткосрочного периода развития, и поэтому не могла отвечать требованиям построения рыночных отношений.
В начале третьего тысячелетия стала прослеживаться тенденция восстановления российской экономики. Этот процесс характеризовался ростом ВВП, повышением уровня жизни населения, облегчением экономических условий хозяйствования, сокращением налоговых ставок и расширением налогооблагаемой базы. Однако, чтобы эта тенденция не стала кратковременной, возникла необходимость создания долгосрочной стратегии экономического и социального развития РФ.
Один из вариантов такой стратегии разработан Институтом экономики РАН, он включает:
восстановление реального сектора экономики путем улучшения использования действующих производственных мощностей в краткосрочном периоде. Для долгосрочного рекомендуется интенсивный путь, т. е. создание новых и реконструкция действующих производств на основе использования передовых технологий;
повышение уровня платежеспособности населения. Предусматривается опережение прироста реальных доходов (5-9%) в сравнении с приростом ВВП (6-8%);
усиление инвестиционной политики в направлении обновления основного капитала при опережающих темпах смены парка основного технологического оборудования и сокращения его среднего возраста до 10-12 лет; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|