Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема. Повесть и новелла в литературном процессе




Задание 1

Раскройте теоретические основы жанра повести, исходя из следующих параметров: объем и принципы отбора жизненного материала, пространственно-временные характеристики, объективированность авторского слова, эпичность в раскрытии характеров, соотношение фабулы и сюжета, значение внефабульных элементов в повествовании, К спорам о жанровой природе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: повесть ли это?

Задание 2

Охарактеризуйте теоретические разногласия в выделении жанровых особенностей новеллы. Покажите историческую связь новеллы с анекдотом. Объясните высказывание И. В. Гете: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие» (Разговоры с Эккерманом, 25 января 1827 г.). Новелла в русской литературе (анализ по выбору).

 

Литература

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. О русской повести и повестях г. Гоголя. Взгляд на русскую литера­туру 1847 г. (любое издание).

Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962. С. 257 и далее.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 187 – 208.

Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 168 – 212.

Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Нильсон Н. Русский импрессионизм: стиль «короткой строки» // Русская новелла. Проблемы теории и истории. СПб., 1993.

Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Л., 1973.

Утехин Н. П. Некоторые закономерности развития жанра // Русская советская повесть 20 – 30-х годов. Л., 1976. С. 3 – 72.

Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. Л., 1971.

Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. М., 1977.

 

Тема. Жанр антиутопии в современной литературе

 

Задание 1

Раскройте исторические, политические и социокультурные предпосылки рождения жанра антиутопии. Терминологическая неупорядоченность: «антиутопия» и его синонимы – «негативная утопия», «неутопия», «какатопия», дистопия. Проведите анализ художественной структуры утопии и антиутопии: сходство и различие жанров, границы и параметры. Определите основные жанровые признаки антиутопии.

 

Задание 2

Осветите специфический круг проблем жанра антиутопии. Проблема противостояния личности и государства. Социальные, идеологические и политические функции войны в тоталитарном государстве. Проблема сознания и самосознания героя в условиях тоталитаризма: человек и история, свобода воли, свобода слова и свобода мысли. Концепция любви. Принципы и способы подавления личности на уровне мышления и эмоций. Власть «масс-медиа» и способы манипуляции сознанием

 

 

Задание 3

Дистопия как тип антиутопии, как субжанр. Дистопия как одна из форм научной фантастики: проблема технологической утопии и закономерное возникновение технологической антиутопии в искусстве.

Основная проблема – дегуманизация и роботизация личности в эпоху НТР. Концепция человека в цивилизованном обществе. Идеи сверхцивилизации, параллельных миров, виртуальных реальностей, генной инженерии, киборгизации, зомбирования, проблемы коммуникации – как социальная и философская критика цивилизованного общества «всеобщего стандарта».

Задание 4

Раскройте стилистическое своеобразие антиутопии и дистопии. Фантастическое, сатира и гротеск как средства изображения. Способы выражения авторской позиции: поэтика парадокса, эксцентриады, принцип коллажа. Специфика авторского комментария. Внероманные средства – хроники, указатели, иллюстрации.

 

Тексты: к классическим произведениям жанра антиутопии относят романы Е. Замятина «Мы», А. Платонова «Чевенгур», О. Хаксли «Дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984».

Элементы антиутопического мышления присутствуют в отечественной литературе: в книгах А. Кабакова «Невозвращенец», Л. Петрушевской «Новые Робинзоны», В. Аксенова «Остров Крым», В. Войновича «Москва 2042», Ф. Искандера «Кролики и удавы».

К дистопии относят романы Р. Брэдбери «451˚ по Фаренгейту», А. Азимова, К. Воннегута «Утопия-14», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», Э. Берджеса «Механический апельсин», С. Лема «Культурологический конгресс».

Литература

Барабанов В. Социалистические «утопии» // Вестник Междунар. института А. Богданова. М., 2001. № 4. С. 89 – 99. (Жанр утопии в западной и русской литературах XIX – XX вв.)

Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек: опыт века в зеркале антиутопий. // Новый мир. 1988. № 12. С. 217 – 230.

Головачева И. В. Утопии в литературе и психологии // Вопросы филологии. СПб., 2000. Вып. 6. С. 119 – 131.

Гребенникова Н. С. Жанр антиутопии в современной литературе // Гребенникова Н. С. Зарубежная литература. XX век: Учеб. Пособие для студентов филол. спец. вузов. М., 2002.

Кагарлицкий Ю. И. Что такое фантастика? М., 1974.

Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. М., 2004.

Малышева Е. В. Структурно-композиционные и лингвистические особенности антиутопии как особого типа текста: Автореф. дис. … кандидата наук; Филологические науки: 10.02.04 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1998.

Никольский С. В. Над страницами антиутопий К. Чапека и М. Булгакова: Поэтика скрытых мотивов. М., 2001.

Нянковский М. А. Антиутопия. К изучению романа Е. Замятина «Мы» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 97 – 98.; № 4. С. 94 – 101.

Руднев В. П. Принципы прозы XX века // Словарь культуры XX века. М., 1999. С. 237 – 241.

Утопия и антиутопия XX века. М., 1990.

Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М., 1991.

Чаликова В. Утопия и свобода. М., 1994.

Чернышева Т. А. Природа фантастики. Иркутск, 1984.

Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. М., 2002.

 

 

Тема. Литературная пародия: эстетические функции

Задание

Дайте определение литературной пародии, охарактеризуйте механизм ее возникновения. Разграничьте бурлеск и травестию как основные формы пародии. Выявите элементы пародирования в произведениях русских писателей XVIII– XIX веков (по выбору).

Литература

Морозов А. А. Пародия как литературный жанр // Русская литература. 1960. № 1.

Новиков В. И. Жанровая сущность литературной пародии // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1978. Т. 37. № 1. С. 29–30.

Новиков В. И. Зачем и кому нужна пародия (О художественной специфике жанра) // Вопросы литературы. 1976.

Новиков В. И. Книга о пародии. М., 1989.

Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики: Монография. М., 1986.

Проблемы изучения литературного пародирования: Межвуз. сб. науч. тр. Самара, 1996.

Рассадин Ст. Законы жанра // Вопросы литературы. 1967. № 10.

Русская литература в зеркале пародии: Антология. М., 1993.

Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии). О пародии // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 198–226, 284–309.

Фрейнденберг О. М. О происхождении пародии // Учен. зап. Тартусского ун-та, 1973. Вып. 308.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных