Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема. Научно-фантастические жанры в литературе




Задание 1

Выявите специфику научно-фантастических жанров в литературе. Раскройте истоки фантастических представлений о мире, на какие исторически предшествующие формы опирается научная фантастка. Покажите эстетические возможности научной фантастики.

Задание 2

Художественная фантастика и научно-технический прогресс: раскройте взаимосвязь. «Правдоподобие необычного» (А. Н. Толстой) как основной принцип научно-фантастической литературы. Фантастическое и условное в искусстве. Покажите соотношение понятий.

Литература

Брандис Е., Дмитриевский В. Мир будущего в научной фантастике. М., 1965.

БритиковА. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л., 1970.

Бритиков А. Ф. Эволюция научной фантастики // О прогрессе в литературе. Л., 1977. С. 209–237.

Быканова В. И.Языковые особенности жанра научной фантастики // Вопросы филологии. — СПб., 2000. — Вып. 6. — С. 8—11.

В мире фантастики: Сб. лит.-критич. статей и очерков. М., 1989.

Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике. М., 1983.

Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М., 1974.

Ковтун Е. Поэтика необычайного. М., 1999.

Ковтун Е. Н. К вопросу о соотношении понятий «условность» и «фантастика» в литературоведении // Вестник МГУ. Сер. 9, филол. 1990. № 1. С. 16 – 22.

Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. М., 2004.

Ляпунов Б. В. В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы. М., 1975.

Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1985.

Научная фантастика // История зарубежной литературы XX века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Михайловой и Я. Н. Засурского. М., 2003. Гл. 12. С. 487 – 505.

Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986.

Николин В. В., Николин И. В. Основные тенденции фантастики и творческая машина // Гуманит. Знание. Омск, 2000. Вып. 4. С. 52–58.

Осипов А. Н. Фантастика от «А» до «Я» (основные понятия и термины): Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.

Парнов Е. Фантастика в век НТР. М., 1974.

Смелков Ю. Фантастика – о чем она? М., 1974.

Степновска Т. Научная фантастика как вид фантастической литературы. Ростов-на-Дону, 1985.

Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. М., 1999.

Урбан А. А. Фантастика и наш мир. Л., 1972.

Черная Н. В мире мечты и предвидения. Киев, 1972.

Чернышева Т. А. Природа фантастики. Иркутск, 1984.

Ханютин Ю. Реальность фантастического мира. М., 1977.

Энциклопедия фантастики. Минск, 1995.

 

Тема. Мистификация в литературе: проблема псевдонимов

Задание

Приведите примеры литературной мистификации, раскройте ее социально-историческую и психологическую основы. Козьма Прутков как литературная маска: проблемы псевдонима и его атрибуции.

Литература

Берков П. Н. О людях и книгах. М., 1965.

Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя: из истории анонимов и псевдонимов. М., 1977.

Дмитриев В. Г. Придуманные имена: Рассказы о псевдони­мах. М., 1986.

Калганова А. А. Как построен псевдоним: О литературных псевдонимах // Русская речь. 1988. № 4. С. 37–43.

Ковсан М. Не своим голосом... О литературной мистификации // Литературная учеба. 1984. № 6. С. 219–223.

Лихачев Д. С. К вопросу о подделках литературных памятников и исторических источников // Исторический архив. 1961. № 6.

Марусенко М. А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных произведений методами распознавания образов. Л., 1990.

Масанов Ю. И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок. Историко-литературные и библиографические очерки. М., 1963.

Осовцев С. Повторение пройденного, или «Что в имени тебе моем?» (О литературных псевдонимах) // Нева. 1993. М 11. С. 267–273.

Тынянов Ю. Н. Мнимый Пушкин // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 78–92.

 

Тема. Литература в системе других видов искусства

Литература и живопись

Задание 1

Раскройте своеобразие литературы и живописи как разных видов искусства, покажите их взаимосвязь на конкретных примерах: Н. В. Гоголь и А. А. Иванов, М. Ю. Лермонтов и М. А. Врубель, А. А. Блок и М. А Врубель, А. А. Блок и М. В. Нестеров и др. (по выбору).

Задание 2

Портрет в живописи в литературе: раскройте теоретические основы жанра. Дайте анализ портретных характеристик героев русской литературы: Печорина, персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», Базарова, Раскольникова и др. (по выбору). Обратите внимание на сходство и различие словесного и живописного способов изображения человека.

Задание 3

Пейзаж в литературе и живописи: типология и эволюция. Покажите обусловленность пейзажных описаний особенностями художественного метода: пейзаж в литературе классицизма, романтизма, реалистический пейзаж и т. п. (по выбору).

Задание 4

Интерьер в произведениях словесного искусства. Отличие пейзажа и интерьера как «живой» и «мертвой» природы. Натюрморт в живописи и предметный мир в литературе: типоло­гия схождений. Изобразительная деталь в художественной сис­теме Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова и др. (по выбору).

Литература

Альфонсов В. И. Слова и краски. М.; Л., 1966.

Барахов В. С. Литературный портрет. Л. , 1985.

Баршт К. А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусства XIX века) // Русская литература и изобразительное искусство XVIII – начала XX века: Сб. науч. тр. Л., 1988.

Белецкий А. И. Изображение живой и мертвой природы // Белецкий А. И. Избр. тр. по теории литературы. М., 1964. С. 193 – 233.

Галанов Б. Е. Искусство портрета. М., 1967.

Таланов Б. Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.

Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.

Жаравина Л. В. «Живая» и «мертвая» природа в поэзии И. Ф. Анненского и О. Э. Мандельштама // Природа в художественном мире писателя: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1994.

Лессинг Г, Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии (любое издание).

Литература и живопись: Сб. ст. Л., 1982.

Лотман Ю. М. Портрет // Об искусстве. М., 1998. С. 500 – 517.

Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX в.). Очерки. М., 1966.

Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. М., 1972.

Рубцов Н. Н. О взаимодействии литературы и изобразительной традиции в художественном процессе: Проблемы иконологического анализа // Методология анализа литературного процесса. М., 1989. С. 199 – 214.

Соловьев С. М. Пейзаж // Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.

Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Св.-Введенск. Оптина Пустынь, 2001.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

Чудаков А. П. Предметный мир литературы (К проблемам категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 251 – 291.

Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

Тема. Литература и кино

Задание

А. Проблема экранизации литературных произведений: за и против. Экранизация как интерпретация художественного текста, ее специфика.

Б. Написать развернутую рецензию на современный художественный фильм, поставленный по мотивам произведений русской или зарубежной классики (по выбору).

Литература

Андреев Ю. А. Литература и кино. К принципам классификации искусства // Вопросы литературы. 1982. № 8. С. 8 – 49.

Андроникова М. И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино. М., 1974.

Иванов Вяч. Вс. Функции и категории языка кино // Учен. зап. Тартусского ун-та. Тарту, 1975. Вып. 365.

История литературы. Кино. М., 1977. С. 320 – 324.

Лотман Ю. М. Место киноискусства в механизме культуры // Учен. зап. Тартусского ун-та. Тарту, 1975. Вып. 365.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973.

Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

Маневич И. М. Кино и литература. М., 1966.

Руднев В. П. Кино // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999. C. 130 – 134. (см. также статьи: «Зеркало», «Орфей», «Скорбное бесчувствие»)

Туровская М. И. На грани искусств: Брехт и кино. М. 1985.

Тынянов Ю. Н. Кино – слово – музыка // Тынянов Ю. Н. Поэтика. М., 1977.

Тынянов Ю. Н. Об основах кино // Тынянов Ю. М. Поэтика... С. 326–345.

Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных