ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема. Научно-фантастические жанры в литературеЗадание 1 Выявите специфику научно-фантастических жанров в литературе. Раскройте истоки фантастических представлений о мире, на какие исторически предшествующие формы опирается научная фантастка. Покажите эстетические возможности научной фантастики. Задание 2 Художественная фантастика и научно-технический прогресс: раскройте взаимосвязь. «Правдоподобие необычного» (А. Н. Толстой) как основной принцип научно-фантастической литературы. Фантастическое и условное в искусстве. Покажите соотношение понятий. Литература Брандис Е., Дмитриевский В. Мир будущего в научной фантастике. М., 1965. БритиковА. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л., 1970. Бритиков А. Ф. Эволюция научной фантастики // О прогрессе в литературе. Л., 1977. С. 209–237. Быканова В. И. Языковые особенности жанра научной фантастики // Вопросы филологии. — СПб., 2000. — Вып. 6. — С. 8—11. В мире фантастики: Сб. лит.-критич. статей и очерков. М., 1989. Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике. М., 1983. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М., 1974. Ковтун Е. Поэтика необычайного. М., 1999. Ковтун Е. Н. К вопросу о соотношении понятий «условность» и «фантастика» в литературоведении // Вестник МГУ. Сер. 9, филол. 1990. № 1. С. 16 – 22. Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. М., 2004. Ляпунов Б. В. В мире фантастики. Обзор научно-фантастической и фантастической литературы. М., 1975. Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический указатель. М., 1985. Научная фантастика // История зарубежной литературы XX века: Учеб. / Под ред. Л. Г. Михайловой и Я. Н. Засурского. М., 2003. Гл. 12. С. 487 – 505. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. Николин В. В., Николин И. В. Основные тенденции фантастики и творческая машина // Гуманит. Знание. Омск, 2000. Вып. 4. С. 52–58. Осипов А. Н. Фантастика от «А» до «Я» (основные понятия и термины): Краткий энциклопедический справочник. М., 1999. Парнов Е. Фантастика в век НТР. М., 1974. Смелков Ю. Фантастика – о чем она? М., 1974. Степновска Т. Научная фантастика как вид фантастической литературы. Ростов-на-Дону, 1985. Тодоров Цв. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. М., 1999. Урбан А. А. Фантастика и наш мир. Л., 1972. Черная Н. В мире мечты и предвидения. Киев, 1972. Чернышева Т. А. Природа фантастики. Иркутск, 1984. Ханютин Ю. Реальность фантастического мира. М., 1977. Энциклопедия фантастики. Минск, 1995.
Тема. Мистификация в литературе: проблема псевдонимов Задание Приведите примеры литературной мистификации, раскройте ее социально-историческую и психологическую основы. Козьма Прутков как литературная маска: проблемы псевдонима и его атрибуции. Литература Берков П. Н. О людях и книгах. М., 1965. Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя: из истории анонимов и псевдонимов. М., 1977. Дмитриев В. Г. Придуманные имена: Рассказы о псевдонимах. М., 1986. Калганова А. А. Как построен псевдоним: О литературных псевдонимах // Русская речь. 1988. № 4. С. 37–43. Ковсан М. Не своим голосом... О литературной мистификации // Литературная учеба. 1984. № 6. С. 219–223. Лихачев Д. С. К вопросу о подделках литературных памятников и исторических источников // Исторический архив. 1961. № 6. Марусенко М. А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных произведений методами распознавания образов. Л., 1990. Масанов Ю. И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок. Историко-литературные и библиографические очерки. М., 1963. Осовцев С. Повторение пройденного, или «Что в имени тебе моем?» (О литературных псевдонимах) // Нева. 1993. М 11. С. 267–273. Тынянов Ю. Н. Мнимый Пушкин // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 78–92.
Тема. Литература в системе других видов искусства Литература и живопись Задание 1 Раскройте своеобразие литературы и живописи как разных видов искусства, покажите их взаимосвязь на конкретных примерах: Н. В. Гоголь и А. А. Иванов, М. Ю. Лермонтов и М. А. Врубель, А. А. Блок и М. А Врубель, А. А. Блок и М. В. Нестеров и др. (по выбору). Задание 2 Портрет в живописи в литературе: раскройте теоретические основы жанра. Дайте анализ портретных характеристик героев русской литературы: Печорина, персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», Базарова, Раскольникова и др. (по выбору). Обратите внимание на сходство и различие словесного и живописного способов изображения человека. Задание 3 Пейзаж в литературе и живописи: типология и эволюция. Покажите обусловленность пейзажных описаний особенностями художественного метода: пейзаж в литературе классицизма, романтизма, реалистический пейзаж и т. п. (по выбору). Задание 4 Интерьер в произведениях словесного искусства. Отличие пейзажа и интерьера как «живой» и «мертвой» природы. Натюрморт в живописи и предметный мир в литературе: типология схождений. Изобразительная деталь в художественной системе Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. П. Чехова и др. (по выбору). Литература Альфонсов В. И. Слова и краски. М.; Л., 1966. Барахов В. С. Литературный портрет. Л., 1985. Баршт К. А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусства XIX века) // Русская литература и изобразительное искусство XVIII – начала XX века: Сб. науч. тр. Л., 1988. Белецкий А. И. Изображение живой и мертвой природы // Белецкий А. И. Избр. тр. по теории литературы. М., 1964. С. 193 – 233. Галанов Б. Е. Искусство портрета. М., 1967. Таланов Б. Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962. Жаравина Л. В. «Живая» и «мертвая» природа в поэзии И. Ф. Анненского и О. Э. Мандельштама // Природа в художественном мире писателя: Межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1994. Лессинг Г, Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии (любое издание). Литература и живопись: Сб. ст. Л., 1982. Лотман Ю. М. Портрет // Об искусстве. М., 1998. С. 500 – 517. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX в.). Очерки. М., 1966. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века. М., 1972. Рубцов Н. Н. О взаимодействии литературы и изобразительной традиции в художественном процессе: Проблемы иконологического анализа // Методология анализа литературного процесса. М., 1989. С. 199 – 214. Соловьев С. М. Пейзаж // Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Св.-Введенск. Оптина Пустынь, 2001. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984. Чудаков А. П. Предметный мир литературы (К проблемам категорий исторической поэтики) // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 251 – 291. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. Тема. Литература и кино Задание А. Проблема экранизации литературных произведений: за и против. Экранизация как интерпретация художественного текста, ее специфика. Б. Написать развернутую рецензию на современный художественный фильм, поставленный по мотивам произведений русской или зарубежной классики (по выбору). Литература Андреев Ю. А. Литература и кино. К принципам классификации искусства // Вопросы литературы. 1982. № 8. С. 8 – 49. Андроникова М. И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино. М., 1974. Иванов Вяч. Вс. Функции и категории языка кино // Учен. зап. Тартусского ун-та. Тарту, 1975. Вып. 365. История литературы. Кино. М., 1977. С. 320 – 324. Лотман Ю. М. Место киноискусства в механизме культуры // Учен. зап. Тартусского ун-та. Тарту, 1975. Вып. 365. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973. Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994. Маневич И. М. Кино и литература. М., 1966. Руднев В. П. Кино // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999. C. 130 – 134. (см. также статьи: «Зеркало», «Орфей», «Скорбное бесчувствие») Туровская М. И. На грани искусств: Брехт и кино. М. 1985. Тынянов Ю. Н. Кино – слово – музыка // Тынянов Ю. Н. Поэтика. М., 1977. Тынянов Ю. Н. Об основах кино // Тынянов Ю. М. Поэтика... С. 326–345. Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|