Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Сообщение учащихся по биографии писателя.




Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу:

 

17 (29) января 1860 родился в г. Таганроге в купеческой семье
  греческая школа
1868-1879 таганрогская гимназия
1876-1879 самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества)
1879-1884 Московский университет, медицинский факультет
  поездка на Сахалин
1891, 1894, 1897, 1901 поездки за границу
1893-1894 книга. Остров Сахалин
  поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово. Определяется основная тема творчества — равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»
  пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра
  пьеса «Дядя Баня»
  пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О. Л. Книппер
  переселяется в Ялту из-за болезни
1903-1904 пьеса «Вишневый сад»
  скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве

 

II. Беседа.

— Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова?

— Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А. П. Чехова? Каковы герои этих рассказов?

— С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин? Как отразились сахалинские впечатления в творчестве писателя?

— Каковы темы и проблемы мелиховского периода творчества А. П. Чехова?

— Почему на занавесе Московского художественного театра изображена чайка? Можно ли этот назвать театром Чехова?

— Чем отличаются пьесы А. П. Чехова от сложившейся драматургической традиции?

 

III. Рассказ учащихся «Особенности художественного мироощущения Чехова».

Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость — сестра таланта». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили романы Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.

 

IV. Самостоятельная работа учащихся по материалам учебника, (небольшие сообщения учащихся). Черты чеховской поэтики:

1. Общая характеристика «новой драмы».

(Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей.

У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушен, поэтому не деления на положительных и отрицательных героев.)

 

2. Исторические истоки «новой драмы».

(Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема:

а) Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию.

б) Идет неуклонное нарастание этого недовольства.

в) Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека.

г) Беспокойность становится фактом повседневного существования людей.

На этой исторической почве и вырастает чеховская драма).

 

3. Особенности поэтики «новой драмы»:

а) нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;

б) нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множество равноправных и подголосков (полифонизм);

в) новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст.

г) Речевая индивидуализация героев стушевана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы.

д) События в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы.

е) Пьесы состоят из четырех актов:

1) медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство с героями;

2) общий характер — лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев;

3) кульминация, действие оживленное, захватывающие события;

4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.

 

V. Беседа

— Почему А. П. Чехов основной темой своего творчества сделал изображение потока обыденной жизни?

— Каковы основные проблемы чеховского творчества?

— Какими приемами пользуется А. П. Чехов, показывая внутренний мир своих героев?

 

Домашнее задание.

1. На основе сообщений учащихся и материала учебника составить связный рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова.

2. Найдите основные приемы чеховской поэтики, проанализировав любой рассказ (по усмотрению учащегося).

3. Индивидуальные сообщения по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных