Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕНЕЗИС ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 5 страница




Смысловым центром исследований оказался человек, на которого оказывают давление внешние факторы, а также непосредственно внутренний мир человека, обусловленный выявлением, как сознательных компонентов, так и анализом бессознательного, начало изучений, которого было заложено в работах Зигмунда Фрейда (1856-1939). Одновременно развивались гносеологические и эпистемологические направления в гуманитарных исследованиях, продолжавших поиск границ и возможностей научного и идеологического в познании общественных явлений, в том числе и права.

Динамичный XX век, обусловленный различными социально-экономическими и политическими процессами, а также перманентным поиском новых основ для познания явлений окружающего мира, дал жизнь совершенно новым гуманитарным научным парадигмам. Данные парадигмы, являясь смыслообразующими для всего гуманитарного научного поиска, в свою очередь, влияли на формирование познавательных и методологических приоритетов в юридической науке. Речь идет о таких философско-правовых парадигмах, как феноменология, структурализм, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ и др. Наряду с вышеуказанными новаторскими направлениями гуманитарного знания, в XX в. продолжаются исследования в области права с позитивистских позиций. Одним из наиболее ярких представителей позитивистского направления в правовых исследованиях был австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973). Кельзен является основателем теории правового нормативизма, а также основоположником концепции конституционного суда и конституционного контроля.

Нормативизм, как правовая концепция, сложился на основе методологии юридического позитивизма, уходя своими корнями к формально-догматической юриспруденции XIX в. Кельзен подходил к рассмотрению права, как совокупности норм, которыми регулируется и определяется должное поведение. Право, по его мнению, призвано установить принудительный порядок, поддерживаемый государственной властью.

Основная работа Г. Кельзена получила название «Чистое учение о праве». Кельзен, таким образом, создает «чистую» теорию права. Она получает такое название, поскольку занимается только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что к праву не относится. Кельзен полагал, что к области правового понимания относится только то, что может быть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм. В этой связи Кельзен полагал, что юридическую науку необходимо очистить от идеологических и ценностных аспектов. Основная задача юриспруденции в данном контексте – изучение норм действующего права.

В Новейшее время продолжает развиваться социологическая юриспруденция, как следствие развития гражданско-правовых отношений, вызванное, в свою очередь, новыми достижениями в промышленности и торговле. Социологические теории права складывались двумя основными способами: с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой – путем распространения социологических методов познания в юриспруденции. Действующие законы имели пробелы, мешая правоприменительному процессу. В этой связи становится очевидным, что текст нормативно-правового акта не может являться единственным источником права. Данное понимание привело к появлению в ряде западных стран на рубеже XIX – XX вв. движения за «свободное право», теоретически обосновывавшего целесообразность расширения свободы судейского усмотрения. Таким образом, характерный тезис всех вариантов социологического направления – свобода судейского усмотрения.

Одним из основателей школы свободного права считается австрийский правовед и социолог Евгений Эрлих (1862 – 1922). По мнению Эрлиха, право – это общественное явление, а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т.е. социологии. Существенный вклад для юридической науки Эрлих внес в плане обоснования методологических основ юридического знания. В частности, он полагал, что социология права, в отличие от догматической юриспруденции, исследует право эмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями. Право, по Эрлиху, не может полностью содержаться в текстах законов. На практике всегда возникают определенные расхождения между текстом нормативно- правового акта с его применением.

Значительную роль в развитии социологического направления сыграл американский юрист Роско Паунд (1870 – 1964). Р. Паунд призывал к изучению права в действии, противопоставляя его писаному праву. Он утверждал, что право – это фактический правовой порядок и процесс деятельности суда. Р. Паунд базировал свою концепцию понимания права на основе прагматизма. По мнению Р. Паунда, юридическая наука должна исследовать только то, что полезно, что влияет на результат в каждом конкретном случае, а также то, что значимо для достижения желаемого итога юридического процесса. В целом, сторонники социологического подхода к праву критиковали формально-догматический, нормативный подход, который называли «юриспруденцией понятий».

Социологическая юриспруденция так же, как и доктрина естественного права, выходит за рамки закона (писаного права), однако не в сторону естественных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практики. Положительным моментом в социологической теории права является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, а также их изучение на основе конкретно-социологических методов. Существенным недостатком данной концепции можно считать то, что возникает опасность размывания.

Экономические и социально-политические потребности формирования буржуазного права в Германии наряду с «мелкокняжеским традиционализмом» приводят к появлению в Германии исторической школы права. Основателем исторической школы права был профессор права в Геттингенском университете Густав Гуго (1764-1844). Густав Гуго ставил под сомнение основные положения естественного права, а концепцию общественного договора отвергал, полагая, что общественный договор невозможен, поскольку миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям. Гуго полагал, что власть и право возникают по-разному. Он проводит параллель между развитием права и языка, нравов народа, которые развиваются исторически, независимо от каких-либо договоров и предписаний. В этой связи Гуго различал два основных источника права – самобытно развивающееся право (обычное право) и право, создаваемое законодателем.

Другим видным представителем исторической школы права был профессор Берлинского университета Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861). Своими научными изысканиями в области права Савиньи стремился доказать ошибочность суждения о том, что право создается законодателем. Правовед полагал, что право всех народов складывалось исторически, также как язык народа и его нравы. Развиваясь вместе с народом и его культурой, право становится особой наукой в руках юристов, которые становятся своеобразными выразителями народного духа.

Сторонником исторической школы права был также профессор Берлинского университета Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846). Пухта указывал на естественное саморазвитие права, которое вытекает из народного духа так же, как язык и нравы. Пухта вводит понятие «научного права», под которым он понимал юриспруденцию, которая возникает вслед за законодательной фиксацией обычаев. Юриспруденция, по мнению правоведа, «раскрывает юридические положения, лежащие в глубине народного духа, не выраженные ясно ни обычаем, ни законом».

Начиная с 20-х годов XIX в. в западноевропейской научной мысли формируется неклассическая научная рациональность, основным направлением которой был сциентизм. Одним из базовых направлений в сциентизме являлся позитивизм. Родоначальником философского позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). Позитивизм, как направление и метод познания, основывается на стремлении к знанию, непосредственно выгодному, удобному для применения. Огюст Конт обосновывал мысль о том, что наука должна ограничиться описанием явлений, а не заниматься бесплодными изысканиями в области познания сущности вещей, которое едва ли возможно. Распространяя свою концептуальную установку на сферу права, Конт полагал, что невозможно проникнуть в сущность таких явлений, как государство и право. Чтобы создать стабильное общество, необходимо опираться на устойчивые истины и веру. В качестве таких истин Конт рассматривал естественные законы. Через познание естественных законов человек выполняет долг и обретает свободу. Таким образом, право в трактовке Конта выступает как выполнение долга, то есть социальная обязанность. Становление позитивистского направления в философской мысли, а также совершенствование буржуазного государства и права, предопределили появление нового направления в правоведении – юридического позитивизма. Имея определенные концептуальные сходства с философским позитивизмом, данное направление

юридического знания, тем не менее, отличалось от своего философского «источника». Юридический позитивизм стимулировался укреплением в Европе буржуазных отношений, широкомасштабной кодификационной работой, вводившей в действие большое количество новых норм.

Юристам и правоведам, таким образом, предстояла серьезная работа по изучению новых нормативно-правовых актов и анализу правоприменения. Основными представителями юридического позитивизма были английский теоретик права Джон Остин (1790 – 1859), немецкий – К. Бергбом, французский – А. Эсмен и русский – Г. Ф. Шершеневич. Магистральная мысль всех представителей юридического позитивизма заключалась в отрицании значения естественного права. Ведущую роль юридические позитивисты отводили праву позитивному, то есть изданному и санкционированному государством. Юридическая наука, таким образом, приобретала формально-догматический характер.

Представители юридического позитивизма в качестве главных признаков права рассматривали формально-определенный характер и обеспеченность принудительной силой государства. Подобные суждения приводили представителей юридического позитивизма к отождествлению права и закона. В частности, исходная позиция Дж. Остина заключалась в стремлении очистить освободить право от влияния морали, психологии, политики и других неправовых компонентов. Дж. Остин полагал, что многие моральные правила не относятся к нормам позитивного права. Естественное право, по мнению Дж. Остина, включает лишь те нормы позитивного права и морали, которые «всегда существуют во всех независимых политических обществах, а не являются характерными только для некоторых подобных сообществ и периодов времени». Постепенно юридическая наука и практика показали определенную узость позитивистского подхода к праву. В этой связи появляются новые трактовки сущности права в юридической мысли, в частности, социологическое направление в юриспруденции.

Социологическая юриспруденция формируется в конце XIX в. – нач. ХХ в. Существенным отличием социологического направления в юридическом знании было обращение внимания авторов на реализацию права на практике. Одним из основных представителей социологической юриспруденции был немецкий правовед Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892). В начале своего творческого пути Иеринг находился под влиянием исторической школы права Ф.К. Савиньи и Г.Ф Пухты. Вскоре он счел методы данного направления неудовлетворительными и отверг взгляды представителей исторической школы. Иеринг предпринял попытку применить к представлениям о государстве и праве некоторые идеи социологии. Отличительной чертой взглядов Иеринга было то, что государство и право он рассматривал во взаимосвязи с другими социальными явлениями. Человек, существуя в обществе, перманентно находится под влиянием системы социальных связей. Индивиды, взаимодействую друг с другом, реализуют свои цели и интересы. В этой связи, Иеринг отводил огромное значение цели в праве, считая ее творцом права вообще, поскольку, по его мнению, ради достижения различных практических целей человека возникли и все правовые учреждения. Например, собственность возникла ради достижения физического, интеллектуального и иного самосохранения человека.

Таким образом, согласно представлениям Иеринга, причиной всех действий людей являются цели, обеспечиваемые правом. К социологическому направлению в юриспруденции можно отнести доктрину солидаризма французского правоведа Леона Дюги (1859 – 1929). Он полагал, что люди связаны между собой узами социальной солидарности. Человек является социальным существом и продуктом эволюции общества. Поэтому нельзя совершать действия, направленные против социальной солидарности. Социальная норма солидарности становится главнейшим принципом для объективного права. Остальные нормы права должны соответствовать этой социальной норме солидарности. Право вытекает из общественной солидарности, а потому становится обязательным и для государства.

Одним из «модернизаторов» идей юридического позитивизма в сочетании с социологическими позициями был немецкий правовед Георг Еллинек (1851 – 1911). Для юридической науки большая заслуга Еллинека состоит в разработке методов изучения государства. Г. Еллинек исследует государство с помощью двух базовых методов – социологического и юридического. При помощи юридического метода ученый трактует государство как юридический феномен (совокупность базовых признаков – территория, население, публичной власти и проч.), используя абстрактные нормативно-правовые понятия. С помощью социологического метода изучает государство, как массовое социальное явление, во взаимосвязи с другими социальными явлениями. В отношении правовой доктрины Еллинек разработал теорию о правовом самоограничении государства, полагая, что государство связано создаваемым им правом, а также нормами международного права.

XIX век был обусловлен появлением теорий развития общества, оказавших впоследствии революционное влияние на государство и право некоторых стран. Безусловно, речь идет о марксизме, родоначальниками которого были Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Возникновение марксистского понимания развития общества и права имело свои предпосылки.

Во-первых, к 40-м годам XIX в. капитализм в большинстве стран Европы достиг своей зрелости, сформировался единый экономический

рынок, в котором проявились многочисленные связи между разными сферами экономики. На арену политической борьбы постепенно выходит рабочий класс, которому необходима была теорий, которая вооружила бы его идеей.

Во-вторых, можно с уверенностью говорить о естественнонаучных предпосылках возникновения марксистской идеологии, к которым относятся открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Чарльза Дарвина и др. Таким образом, к середине XIX в. существовали очевидные предпосылки для создания качественно нового учения об обществе, которое в трактовке марксистов получило название – исторический материализм. В основе этого учения лежит материалистическое понимание истории, сущность которого в следующем: не общественное сознание, а общественное бытие определяют жизнь общества.

В марксистской теории развивается также учение об общественно- экономических формациях. В понимании марксистов общественно-экономическая формация – это «социально-производственная органическая целостность со своим способом материального производства, с присущими ей особыми производственными отношениями, своими формами общественной организации труда, устойчивыми формами общности людей и отношений между ними, специфическими формами управления, организации семейных отношений, определенными формами общественного сознания».

Высшей ступенью общественного прогресса марксисты называли коммунистическую формацию, которая основана на общественной собственности и в которой действует принцип распределения по труду.

Существенный вклад внесли марксисты в теорию познания, сопряженную с совершенствованием гуманитарного в целом и юридического, в частности, знания. Познание рассматривалось ими как отражение действительности в сознании человека. В теорию познания вводится понятие практики, как материальной, преобразующей мир, деятельности человека. Марксисты раскрывают диалектический характер процесса познания, согласно которому познание включает в себя две ступени: чувственной познание и рациональное познание, которые взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом. При этом, практика рассматривается, как основа познания, цель познания и критерий истинности знания.

Таким образом, юридическая наука Нового времени с ее многочисленными направлениями продемонстрировала прямую взаимосвязь правовых учений и их практическую реализацию с социально-экономическими условиями функционирования правовой действительности.

Прагматизм – американское философское течение к XIX – начала XX вв. Особенность прагматизма состояла в том, что содержание знаний определяется не понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие, - возникновения больших возможностей для нарушения закона путем произвола судебных и административных органов. XX век для юридической науки был обусловлен появлением актуальных исследовательских парадигм, направленных на глубинный анализ текстов нормативно-правовых актов. Среди таких парадигм особое место занимает герменевтическая концепция, в общем виде представляющая собой «учение об интерпретации текстов и исторических фактов, норм позитивного права и жизненного опыта».

Герменевтическая концепция центральное значение отводила толкованию законов. Посредством толкования законов, по мнению представителей герменевтики, происходит воссоздание непрерывного духовного опыта общества. В процессе ознакомления человека с законом и правовыми нормами происходит перманентное общение интерсубъективного характера.

XX век продемонстрировал тенденцию к гуманизации юридического знания и его ориентацию на субъективную сторону правоотношений. Яркое развитие эта тенденция получает в экзистенциализме. Становление экзистенциального направления в правовых исследованиях связано с именами таких мыслителей, как Мартин Хайдеггер (1889), Карл Ясперс (1883 – 1969), Жан Поль Сартр (1905 – 1980). Распространение экзистенциализма было следствием глубочайших потрясений, постигших общество в результате двух мировых войн. Данное направление выражало настроение безысходности, пессимизма и отчаяния. В этой связи, сущность экзистенциального права состояла в том, что человек в критических, пограничных ситуациях не только оказывается перед выбором варианта поведения, но и принимает жизненно значимое, кардинальное решение. Право, таким образом, выступает в качестве переживания социальным субъектом той или иной конкретной ситуации.

К иррационалистическим направлениям в правовых изысканиях XX в. психоанализ (фрейдизм), неофрейдизм и ряд других направлений. Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) оказал существенное влияние на гуманитарное знание XX в., в том числе и на юридическое. Учение Фрейда основано на идее главенствующей роли бессознательного в психике человека и вторичности разума, его зависимости от бессознательных процессов. Бессознательные импульсы, согласно взглядам Фрейда, имеют сексуальный подтекст, а сублимация сексуальной энергии лежит в основе социокультурной деятельности человека. Право в данной концепции выступает в качестве социообразующего фактора первостепенного значения. Правовой аспект психоанализа исследует также проблемы, связанные со становлением государства, разработкой правовых и моральных норм, санкций и проч. Некоторые последователи Зигмунда Фрейда предпринимали попытки распространить его взгляды об индивидуальном бессознательном на более широкий, массовый общественный уровень.

В частности, немецкий мыслитель Эрих Фромм (1900 – 1980) отстаивал идею о том, что общество нельзя изучать в отрыве от бессознательного в индивидуальном поведении, поскольку общество и индивид объединены бессознательными факторами как индивидуального, так и коллективного уровня.

В середине XX в. научная юридическая мысль обратилась к концептуальным и методологическим идеям структурализма. Ключевым понятием в структурализме является термин «трансцендентальное языка», что представляет собой его скрытую разумность, атрибутивно присущую вещам и явлениям. Основываясь на данной позиции, один из крупнейших представителей структурализма Клод Леви-Стросс (1908 – 2009) представляет право как разумное регулирование общественной жизни и разумное обеспечение правопорядка.

Вторая половина XX в. в юридической науке была обусловлена, с одной стороны, продолжением научных и методологических изысканий в рамках вышеуказанных направлений, а, с другой стороны, появлением отдельных теоретико-методологических взглядов и концепций. В качестве примера таких концепций можно привести концепцию К. Мюрдаля «государство всеобщего благоденствия», теорию плюралистической демократии Г. Ласки и М. Ориу, теорию конвергенции и ряд других.

Актуальной для современного этапа развития юридической науки стала интегративная юриспруденция. Ее появление было вызвано тем, что различные подходы к праву, имевшие место в юридической науке, как правило, концентрировали свое внимание на какой-либо его стороне, при этом упуская другие существенные моменты. Поэтому возникает тенденция обобщения достижений различных направлений. В частности, определенная двойственность некоторое время прослеживалась в социологическом направлении, которое, особенно на первоначальном этапе, базировалось на основах юридического позитивизма. Основателем интегративной юриспруденции является Джером Холл. Его подход к праву строится на двух базовых концепциях: естественно-правовой и аксиологическом подходе.

Таким образом, сложный и многогранный XX век, насыщенный различными политическими и социально-экономическим событиями, породил особую атмосферу гуманитарного научного поиска, сопряженную с необходимостью «улавливать» актуальные парадигмальные теоретические концепции. Следовательно, отличительной особенностью юридической науки данного периода явилось приобщение к новым научным тенденциям, так или иначе касающимся вопросов анализа права. Кроме того, одной из центральных тенденций юридического знания был ярко выраженный антропологизм в правовых изысканиях.

XX век был обусловлен ростом значения практической работы в сфере юриспруденции и, как следствие, необходимостью подготовки квалифицированных юристов. Это, в свою очередь, привело к росту значения юридической профессии в обществе, а также юридического образования, которое начинает приобретать массовый характер. В научных юридических знаниях доминирует ярко выраженный практикоориентированный подход. В этих условиях высшие учебные заведения становятся локомотивами развития научного потенциала в сфере юриспруденции.

 

Резюме

 

Таким образом, история формирования научной рациональности - про­цесс постепенного прорастания ее элементов, кристаллизации структур, ин­ституциализации образовательно-исследовательской деятельности. Этот про­цесс связан с дифференциацией типов познания и знания в целом. На первом его этапе осуществляется выделение рационализма, в единстве философской и научной его форм, на втором – отпочкование собственно научного рациона­лизма от философского. Если рождение рационализма в целом связывают с «осевым временем», то рождение научного рационализма в полноте свойств его составляющих связано с эпохой Нового времени. Вместе с тем, представля­ется очевидным, что научная революция Нового времени была бы неосущест­вима, если бы ей не предшествовал многовековой путь протонаучных изыска­ний.

В своем развитии научный рационализм проходит три стадии: клас­сическую, неклассическую и постнеклассическую. Сопоставление основных мировоззренческих идей и теоретико-методологических принципов, форми­рующихся на этих стадиях, позволяет выявить некоторый алгоритм истории научной рациональности. Этот алгоритм можно представить как диалектиче­скую триаду: «тезис – антитезис – синтез». Неклассический рационализм пред­стает как антитеза классического, постнеклассический «снимает» сложившееся противоречие, путем синтеза и выхода на качественно новый уровень научного знания, его исследовательских идеалов и норм. Разумеется, на этом история научной рациональности не заканчивается, и, возможно, постнеклассическая наука станет исходной точкой новой диалектической триады.

 

 

Контрольные вопросы к теме

1. Каковы, на ваш взгляд, предпосылки формирования юридического ра­ционализма как познавательной стратегии?

2. В чем заключаются особенности античного, средневекового, ренес­сансного юридического рационализма?

3. Что такое, в вашем понимании, «осевое время»?

4. Как вы полагает, почему древнеримская юриспруденция рассматрива­ется как протонаука?

6. Каков, на ваш взгляд, вклад средневековых юристов в современную юридическую науку?

 

 

Литература, рекомендуемая к изучению

 

1. Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.

2. Аннерс Э. История европейского права (любое издание).

3. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования (любое издание).

4. Вернадский Г.В. История права. СПб, 1999.

5. Виноградов П.Г. История правоведения: курс для историков и юристов. М., 1911.

6. Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Спарта). М., 1986.

7. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб, 1995.

  1. Исаев И.А. Платон: игровые элементы властвования // Государство и право. - 1993. - № 11. - С. 61-70.
  2. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Издательство Зерцало, 2000.

10. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.

11. Кечекъян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.

12. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

  1. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

14. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1998.

15. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.

16. Туманов В.А.. Буржуазная правовая идеология: К критике учений о праве. М., 1971.

17. Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 1995. - № 2.

18. Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (постклассический период) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 1995. - № 6.

19. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1967.

  1. Хвостов В.В. История римского права (любое издание).
  2. Цицерон. О государстве (любое издание).
  3. Цицерон. О законах (любое издание).
  4. Цицерон. Об обязанностях (любое издание).

ТЕМА 3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных