Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные этапы становления советской юридической науки




Переломным моментом российской истории в целом и истории всей науки, в том числе и юридической, был 1917 г. Приход в октябре 1917 г. к власти большевиков предопределил коренные преобразования в стране, что, в свою очередь, не могло не затронуть правовую сферу. Поскольку «право –один из важнейших элементов в общественной жизни, наиболее ярко и рельефно отражающий ритм истории», то вся сфера юриспруденции была подвержена большевиками структурным изменениям.

Советское политическое руководство объявило дореволюционный период развития отечественной юридической науки «буржуазным пережитком», вследствие чего отрицалось большинство научных достижений дореволюционной отечественной юридической науки. Советская юридическая наука, особенно 20-х – 30-х гг. XX в. была крайне догматизирована марксистско-ленинской парадигмой при рассмотрении вопросов, связанных с правом.

Право в марксиско-ленинской теории, ставшей доминирующей в советской науке после 1917 г., рассматривалось как орудие классового господства диктатуры пролетариата, позднее как продукт деятельности общенародного социалистического государства, как выражение воли господствующего класса — пролетариата, затем — общенародной воли новой общности — советского народа.

Становление советской правовой науки в первые годы советской власти характеризовалось разнообразием научных направлений. Развивались, например, социологическое и психологическое направления (Е. Б. Пашуканис (1891–1937), М. А. Рейснер (1868–1928) и др.), представители которых определяли революционное право как порядок (систему) общественных отношений, либо правоотношений, соответствующих интересам господствующего класса, либо как интуитивное право. Однако на ведущие роли выходили представители нормативно-юридических подходов, при которых право рассматривали как «систему (порядок) общественных отношений, соответствующий интересам господствующего класса и охраняемый организованной силой его (т. е. классовым государством)» (П. И. Стучка (1865–1932) и др.).

В частности, Петр Иванович Стучка предпринял попытку соединить марксизм с отдельными элементами социологической школы права. Под правом он понимал порядок общественных отношений, соответствующий интересам господствующего класса и охраняемый его организованной силой.

Евгений Брониславович Пашуканис природу представлений о праве видел в производственных отношениях. Они возникают из товарного облика и, значит, носят буржуазный характер. В этой связи НЭП, по его мнению, облекал советское право в буржуазную форму.

М.А. Рейснер был сторонником идеи интуитивного права, которое возникает помимо государства. Он полагал, что это доказывает практика решения дел на основе революционного правосознания. Непосредственно послереволюционное советское право Рейснер воспринимает в качестве буржуазного, но включающего в себя в качестве составных частей пролетарское, крестьянское и буржуазное право.

Юридическая наука, таким образом, в качестве одной из главных актуальных проблем рассматривала умозрительное и, как показала история Советского государства, утопичное развитие социалистического права «в отдельно взятой стране». Социалистическое право должно было, по мысли его идеологов, вобрав в себя все лучшие концептуальные идей классиков марксизма-ленинизма служить построению социалистической государственности, стремящейся к формированию коммунизма. Одной из ключевых задач также ставилась критика «чуждого» советскому социалистическому праву западного буржуазного права и дореволюционного права России, а также борьба с космополитизмом, хотя было вполне очевидным, что определенные заимствования и преемственность все же сохранялись в советском праве.

Безусловно, такая постановка проблемы не лучшим образом сказывалась на развитии советской юридической науки, которая была вынуждена быть ангажированной коммунистической идеологией, поскольку глобальной задачей всего Советского государство было построение коммунизма. Однако даже в догматизированном советском праве можно найти положительные компоненты, если обратиться к пониманию структурной платформы марксистко-ленинской парадигмы. В качестве такой платформы выступал в советский период развития юридической науки исторический материализм, сущностной основой которого был диалектический подход. Поскольку основным принципом диалектики является принцип развития, то в советской юридической науке он воспринимался как магистральная линия движения правовой материи.

Кроме того, на сферу правовых исследований автоматически переносились методологические основы диалектического подхода. Данные методологические основы можно считать «рациональным зерном» советского права и юридической науки. Характерной тенденцией для советского права была его реакция на социально-экономические преобразования в стране. В частности, таким влияние был отмечен период НЭПа. В это время появляются периодические издания, рассматривающие правовые вопросы, например, в период НЭПа выходил журнал «Право и жизнь» (1922 – 1928). После прекращения политики НЭПа также происходят определенные изменения в праве. Подверглись ужесточению нормы уголовного и трудового права, изменяется гражданское право.

30–40-е гг. ХХ в. — период укрепления сталинской диктатуры — предполагал «возвращение» в лоно жестко позитивного права, крайнего этатизма. Вопрос об определении советского права был поставлен после принятия Конституции СССР 1936 г. — «Конституции победившего социализма». Этот вопрос был главным на первом Всесоюзном совещании по вопросам науки советского права и государства (1938 г.). Сформулированное в докладе советского юриста и политического деятеля А. Я. Вышинского (1883–1954) понятие права в ключе юридического нормативизма (позитивизма) практически до начала 1990-х гг. было господствующим, «единственно верным» и определяющим сущность советского права. Под правом понималась «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».

Период сталинизма ознаменовался массовыми репрессиями (в том в отношении многих ученых-юристов), лишением граждан таких неотъемлемых прав, как право на жизнь, личную неприкосновенность и др. Соответственно и развитие учений о праве в советский период было основано на отрицании идей индивидуализма, свободы. Это предопределило патерналистское отношение государства к его гражданам, концентрация внимания только на формально-юридической стороне объективных и субъективных прав. Отметим, что такой подход удачно назван «антиюридическим позитивизмом», когда ценности формального права, принятого с соблюдением процедуры, заменялись целесообразностью, волей небольшой группы лиц или даже одного человека.

После Великой отечественной войны начинается новый этап в становлении советской юридической науки. В целом данный период характеризуется смягчением ярко выраженного ранее классового характера юридической науки. Кроме того, происходит переориентация государственно-правовой проблематики в сторону приоритетности исследований права, поскольку научные теоретические представления о советском государстве окончательно превращаются в «тлеющую» догму и оказываются в тупиковом положении.

В понимании права советские ученые-юристы оставались в целом на нормативистских позициях, поскольку право они трактовали как совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил (норм) поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Определенные шаги к обоснованию широкой концепции права, отходу от одностороннего и крайнего позитивизма, отождествления права исключительно с совокупность правовых норм классового характера были предприняты отечественными юристами-теоретиками с конца 50-х по 70-е гг. ХХ в.

В 60-е – нач. 80-х гг. XX в. формируется классическая советская юриспруденция. Ее виднейшими представителями были: в области теоретико-правовых исследований – С.С. Алексеев, П.Е. Недбайло, В.А. Туманов, Д.А. Керимов и др.; вопросами истории государства и права занимались А.И. Королева, О.А. Жидкова, С.В. Юшкова и др. В этот период издаются многотомные коллективные научные труды по различным отраслям юридических знаний – «История советского государства и права» (Т. 1–3, 1968 – 1985), «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» (Т. 1–4, 1970 – 1973) и др.

В послевоенный период советское политическое руководство, следуя знаменитому сталинскому тезису «кадры решают все», обращает внимание на необходимость усилить подготовку кадров профессиональных юристов, поскольку в данной сфере ощущался явный «кадровый голод». Неуклонно начинает расти число обучающихся в высших учебных заведениях по юридической специальности.

К 80-м гг. XX в. основной формой подготовки кадров профессиональных юристов становятся юридические факультеты университетов и юридические институты. Появляются и специализированные высшие учебные заведения и факультеты, готовившие юристов для МВД и Вооруженных Сил. Перемены в советской юридической науке связаны, безусловно, с периодом активных преобразований советского государства М.С. Горбачева. Снятие «железного занавеса» и активная внешнеполитическая деятельность М.С. Горбачева способствовали преодолению замкнутости советской юридической науки. Указанные факторы способствовали расширению ареала научного поиска в сфере юриспруденции, а также приобщению к достижениям западноевропейской правовой мысли. В юридической науке появляется интерес к методологическим вопросам, философско-правовой проблематике, социологическим исследованиям в праве и другим проблемам.

В понятие права стали включать не только правовые нормы, но и правоотношения (С. Ф. Кечекьян (1890–1967), А. А. Пионтковский (1898–1973)), а также правосознание (Я. Ф. Миколенко, А. К. Стальгевич (1897–1983)), субъективное право (Л. С. Явич (1919–2004)), правовые идеи (Р. З. Лившиц (1929–1997)). Это проявление интегративного подхода к праву. В настоящее время право в широком смысле означает включение различного числа элементов, три из которых являются обязательными и общепризнанными: правосознание, объективное (позитивное) право, правоотношения. Стоит отметить, что в целом советская юридическая наука вследствие известного догматизма выбивалась из общемировой тенденции, однако некоторые ученые внесли существенный вклад в ее развитие. Это Н. Г. Александров (1908–1974), С. С. Алексеев (1924–2013), О. С. Иоффе (1920–2005) и др. (учения о механизме правового регулирования, о правоотношениях, о юридической ответственности, выделение криминологии, экологического права и др.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных