ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, ИХ УЧЕТ И АНАЛИЗВладимирский государственный университет
Ф.П. Касаткин, Ю.В. Баженов
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Учебное пособие
Владимир 2000
УДК656.13.05.001.25.(038) К28
Рецензенты: Профессор, доктор технических наук Владимирского финансово-экономического института В. А. Змановский Начальник Владимирского областного отделения Российской транспортной инспекции В. Ф. Куприянов Печатается по решению редакционно-издательского совета
К28
Владимирского государственного университета. Касаткин Ф.П., Баженов Ю.В. Безопасность перевозок на автомобильном транспорте: Учеб. пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 2000.224 с. ISBN 5-89368-174-6 Изложены принципы организации работ по обеспечению безопасности движения на автотранспортных предприятиях и фирмах, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, основанные на действующих законах, правилах, приказах и других нормативных документах, а также основные направления решения задач по предупреждению аварийности. Представлено содержание основных нормативных документов по обеспечению безопасности движения. Предназначено для инженерно-технических работников автомобильного транспорта и лиц, назначенных ответственными за безопасность движения и лицензирования на предприятиях, фирмах и других организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также для студентов специальностей 1502 - автомобили и автомобильное хозяйство, 2301 - сервис и техническая эксплуатация транспортных машин и оборудования при изучении дисциплины "Безопасность движения". Табл. 7. Ил. 6. Библиогр.: 13 назв.
ISBN 5-89368-174-6 УДК 656.13.05.001.25.(038)
© Владимирский государственный университет, 2000 © Касаткин Ф.П., Баженов Ю.В., 2000
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства, влияющей на все сферы деятельности человека и развитие общества в целом. Пользование транспортом в силу совокупности причин сопровождается значительными социальными, экономическими и экологическими негативными последствиями. В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно погибают сотни тысяч человек и десятки миллионов получают ранения. Уровень загазованности в городах превышает допустимый в десятки раз. Шум на магистралях больших городов значительно превышает допустимые пределы. Кроме того, автомобиль требует огромных энергетических и сырьевых ресурсов, значительных площадей земли и т.д. Нормальное функционирование дорожного движен ия (ДД), являющегося сложной динамической системо й взаимодействия транспортных и пешеходных потоков, определяется совокупностью четырех составляющих: водитель – автомобиль – дорога - среда (В-А-Д-С). Сложность управления такой системой заключается в необходимости обеспечения своеобразного «равенства» в состоянии и развитии каждого из элементов, входящих в систему. Высокая и все увеличивающаяся интенсивность и задержки движения - результат диспропорции между ростом автомобильного парка и сетью автомобильных дорог. Высокий уровень аварийности, связанный с социальным фактором - результат диспропорции между уровнем подготовки и транспортной культуры участников движения и массовости профессии водителя. Увеличение интенсивности, изменение структуры и скоростных режимов транспортных потоков предъявляют все более жесткие требования к организации ДД, призванной обеспечить необходимый уровень эффективности и безопасности движения (БД) при безусловном выполнении заданного объема перевозок. Можно дать следующие определения: организация ДД - это деятельность по обеспечению максимально возможной безопасной скорости, включающая подготовку и воспитание участников движения, совершенствование транспортных средств дорожных условий, регулирование движения, надзор за соблюдением правил движения; безопасность движения - цель этой деятельности, ее результат, качество. БД, как качество ДД, имеет количественную оценку и характеризуется понятием аварийность - количество ДТП, количество погибших, раненых и т.д. Специфика ДД заключается во взаимодействии технического и социального факторов. В ДД участвуют миллионы людей, каждый из которых обладает определенными психофизиологическими характеристиками, навыком, опытом, знаниями. Водитель - основное активное звено системы В-А-Д-С - работает постоянно в сопровождении трех негативных факторов: значительный объем воспринимаемой информации, дефицит времени на переработку информации, высокий уровень ответственности за принимаемые решения. Как показывает практика, 95 % всех ДТП связано с ошибками, неправильными действиями человека, в первую очередь, водителя, пешеходов, других участников движения. Основная тяжесть работы по профилактике аварийности на автомобильном транспорте ложится на АТП, АО и фирмы, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, и это вполне оправдано, так как они непосредственно планируют, организуют и контролируют работу водителей. Предупреждение аварийности на автомобильном транспорте достигается решением трех главных задач: - обеспечением надежности водителя; - обеспечением безопасности автомобиля; - обеспечением безопасных условий перевозок. Основные направления решения этих задач и рассмотрены в предлагаемом учебном пособии. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ, ИХ УЧЕТ И АНАЛИЗ
Дорожно-транспортное происшествие - это событие, нарушающее процесс дорожного движения, которое возникает в результате потери водителем возможности управлять транспортным средством по своему усмотрению и сопровождается гибелью, ранением людей, нанесением материального ущерба. Следовательно, чтобы происшествие было отнесено к дорожно-транспортному, оно должно характеризоваться как минимум тремя признаками: наличием движения транспортных средств, присутствием периода неуправляемости и достаточно серьёзными последствиями. Непременным условием эффективного воздействия на процесс ДД для обеспечения его безопасности является выявление закономерностей, определяющих влияние различного рода факторов на возникновение ДТП и тяжесть их последствий. При этом нельзя не обратить внимание, что условия совершения каждого ДТП являются результатом случайного стечения обстоятельств. Однако случайность - это не беспричинность. При оценке закономерностей, характеризующих функционирование социальных систем (систем, связанных с деятельностью человека, в нашем случае водителя, пешехода, пассажира), следует помнить, что причинные связи в них переплетаются со случайными, тот или иной результат носит вероятностный характер и соответственно выявляются эти взаимосвязи методами теории вероятностей и математической статистики. Изучая ДТП и факторы, влияющие на их возникновение, нужно обнаружить признаки, общие для ряда таких событий и случайные для конкретных ДТП. Общие признаки для групп ДТП образуют статистическую закономерность, обладающую всеми качествами закона - она объективна и действует обязательно при определенных условиях. Однако в отличие от динамических закономерностей, проявляющихся в каждом явлении, статистические закономерности проявляются в группе явлений. Например, выявлена закономерность в том, что у водителей, находящихся за рулем в легкой степени опьянения (1 - 1,5 %), вероятность совершения ДТП возрастает в 25 раз по сравнению с трезвыми водителями. Водитель садится за руль в состоянии опьянения, и все обходится благополучно, второй раз нарушает этот закон - и снова все обошлось. Водитель считает, что данный закон на него не действует и, в конце концов, попадает в ДТП по причине управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Замечено, что далеко не первое нарушение правил дорожного движения (ПДД) водителем приводит к ДТП. Как правило, это 5-е; 8-е; 10-е, т.е. систематическое нарушение тех или иных правил. Здесь сама жизнь как бы подсказывает водителю: "Не нарушай, будь благоразумен" и, если водитель к этому не прислушивается, он попадает в ДТП. Для изучения причин и условий возникновения ДТП и принятия мер по их устранению организован учет ДТП. В соответствии с действующими правилами [1] ведут учет следующие организации: - территориальные органы внутренних дел (ГИБДД) проводят учет ДТП на территории обслуживания; - органы управления автомобильными дорогами учитывают все ДТП, происшедшие на обслуживаемой ими дороге; - владельцы транспортных средств учитывают все ДТП с участием транспортных средств, владельцами которых они являются независимо от места возникновения ДТП, его последствий и вины водителей. Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 02.04.96 г. № 22 введена новая форма учета ДТП владельцами транспортных средств (прил.1), особенность которой состоит в том, что учет включает два раздела: в первый заносят сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел; во второй заносят сведения внутреннего характера, как правило, выявленные в процессе служебного расследования ДТП. Анализ ДТП
Анализ ДТП заключается в определении причин и условий их возникновения, выявлении опасных участков дороги. Различают количественный и качественный методы анализа. Количественный анализ ДТП дает оценку аварийности по месту (АТП, город, регион, страна, дорога, перекрёсток) и времени их совершения (день, месяц, год). Различают абсолютные показатели (общее число ДТП, число убитых или раненых, суммарный ущерб от ДТП) и относительные (число ДТП, приходящихся на 100 тыс. жителей; на 1 тыс. транспортных средств; на 1 тыс. водителей, на 1 км протяженности дороги; на 1 млн. км. пробега и пр.). Абсолютные показатели дают общее представление о масштабах аварийности, показывают тенденции изменения уровня аварийности по времени. Однако более объективными являются относительные показатели, позволяющие проводить сравнительный анализ уровня аварийности различных стран, регионов, городов, магистралей, АТП и пр. Из перечисленных показателей наиболее распространенным и объективным является показатель Ка относительной аварийности, определяемый как отношение числа ДТП (SnДТП) за рассматриваемый период к суммарному пробегу транспортных средств (S L, км) за тот же период: Ка = SnДТП / S L (1) В связи с различной степенью тяжести, последствий ДТП для сравнительной оценки и анализа различных ДТП применяют коэффициент КТ тяжести ДТП, определяемый как отношение числа погибших Snу к числу раненых Snр за определенный период времени: КТ = Snу / Snр (2) По данным официальной статистики, показатель тяжести ДТП колеблется в различных странах от 1/5 до 1/40. Следует учитывать, что на КТ оказывает большое влияние полнота охвата ДТП с легкими телесными повреждениями, что, в свою очередь, в значительной степени зависит от правовых положений по страхованию. Качественный анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов и степени их влияния на возникновение ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждому из составляющих системы "Дорожное движение". В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов организации дорожного движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов) или неисправности автомобилей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человека, остальная часть также зависит от него в какой-то степени. Анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы: - несоблюдение правил дорожного движения участниками этого движения, т.е. водителями, пешеходами и пассажирами; - выбор водителями таких режимов движения, при которых они лишаются возможности безошибочно управлять транспортными средствами, в результате чего возникают заносы, опрокидывания, столкновения и пр.; - снижение психофизиологических функций участников движения и в первую очередь - водителя в результате переутомления, болезни, употребления алкогольных напитков, наркотиков, лекарств, под влиянием факторов, способствующих изменению его нормального состояния (нездоровый климат на работе или в семье, болезни близких и пр.); - неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств; - неправильное размещение и крепление груза; - неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки; - неудовлетворительная организация дорожного движения. При анализе ДТП наиболее просто отнести его причину к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы В-А-Д-С необходимыми приемами управления, обеспечивающими безопасный режим движения. Однако такая постановка вопроса недостаточно обоснованна. Многие ДТП происходят из-за недобросовестности либо халатности определенных должностных лиц, например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, неудовлетворительных дорожных условий, некачественной организации управления дорожным движением и т.п. В отличие от систем автоматического регулирования, водитель не имеет запрограммированной системы ответов на бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допустить ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как невнимательность, превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода, неисправность транспортных средств (ТС) и пр., во многих случаях обнаруживается, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся дорожно-транспортной ситуации, чтобы возникла опасность ДТП. Анализ большого числа дорожно-транспортных "происшествий позволил установить, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих им факторов. В отрезке времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, в процессе его развития, влияние каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортных происшествий необходимо выявить все причинно-следственные связи. В противном случае установить первопричины происшествий затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет выявление обстоятельств, предшествующих дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для ДТП создаются намного раньше самого происшествия. По материалам мировой статистики распределение причин ДТП примерно следующие: - из-за неправильных действий человека 60...70 %; - из-за неудовлетворительного состояния дороги или несоответствия дорожных условий характеру движения 20...30 %; - из-за технических неисправностей автомобиля 10...20 %. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|