Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Песни. Частушки. Предания




Школьники, начиная с 5 класса, последовательно знакомятся с различными жанрами устного народного творчества: в 5 классе — это народные сказки, предания, в 6 классе — обрядовый фольклор и пословицы, в 7 классе — пословицы и поговорки, былины, в 8 классе — песни, частушки, предания.
Восьмиклассники легко усваивают сведения о народных песнях. Из всех фольклорных жанров именно этот жанр им более близок, он может быть предметом урока-семинара, в процессе которого школьники рассказывают о разных группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные, шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.).
Однако, чтобы подготовить такой урок, напоминаем, что на предыдущем уроке важно распределить между учащимися материал, о котором будут рассказывать школьники на уроке-семинаре. Такие небольшие сообщения могут сопровождаться групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по данной теме.
Этой теме можно посвятить два-три урока. На первом уроке школьники вспоминают, что им известно о фольклорных жанрах из предыдущих классов:
— Что вам известно о народных сказках? Какие сказки вами прочитаны? О чем они? Какие высказывания М. Горького о героях народных сказок вам запомнились? Какие мечты народа воплощены в жизнь (мечтали о быстром передвижении по воздуху..., мечтали в одну ночь ткать большое количество материи..., создали... и пр.)? Какие свойства характера воспеваются в народной сказке? Что порицается народом? При каких условиях достигается задуманное Иваном Царевичем или другим главным героем народной сказки? Как определяется жанр сказки? Сформулируйте определение.
— Что такое пословица? Что хотел сказать народ и передать новым поколениям пословицами и поговорками? Чему научить, от чего предостеречь? Приведите примеры и объясните пословицу. Приведите примеры пословицы на одну тему различных народов мира.
— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся? Расскажите об этом.
— Что вы знаете о былинах? Что такое былина? О чем слагались былины? Как исполнялись? Сопровождались ли звучанием музыкального инструмента? Каким именно? Была ли в былинах рифма? ритм? Кто герои былин? Расскажите об одной из былин и ее героях, об иллюстрациях И. Билибина и картинах В. Васнецова к былинам.
— Расскажите, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны.
Такая беседа может быть особенно плодотворной, если на вводном уроке учитель дал задание повторить все, что изучалось ранее по этим жанрам в 5, 6, 7 классах. Это важно для того, чтобы постепенно накапливался и повторялся материал по данной теме.
Возможны для подстраховки и индивидуальные задания по каждой теме или групповые, например: одна группа готовит материал по сказке, другая — по былинам, третья — по пословицам, четвертая — по обрядовому фольклору... Именно в этом случае урок, начинающийся повторением, окажется максимально продуктивным, например:
Колыбельные песни. Красота и доброта колыбельных песен. Содержание песен — пожелание удачи, благополучия («Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить»), радостного труда («Спи, посыпай, боронить поспевай»), но это в будущем, а в настоящем — «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать...».
Пестушки и потешки. Пестушки, потешки — от cлов «тешить, потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребенка, его кормления («потягунюшки, порастунюшки, говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки»).
Прибаутки. Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках-перевертышах все наоборот («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребенок учится смеяться, ставить все на свои места.
Заклички и приговорки. Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам — закличка. Приговорка — обращение к улитке, птичке, мышке с просьбой дать новый зубик вместо выпавшего, передразнивание птиц. Например, обращение к дождю — «Поливай ковшом», солнцу — «Выгляни в окошечко». Игровые припевы и приговоры: «хозяин» зовет «гусей-лебедей» домой.
Считалки. Это счет в простейшей форме. Счетом решали, кому водить («Раз, два, три — полетели комары!»). Использовались считалки в детской игре.
Скороговорки. Словесная игра, когда в одной фразе нарочно совмещаются трудные для выговаривания звуки («На дворе трава, на траве дрова»).
Загадки. Загадка задумывает, замышляет, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием («Висит сито, не руками свито»). Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире.
Особенности загадок (рифма, ритм).

Вопросы к теме:
— Кто больше знает прибауток и небылиц? («Дон, дон, дон!..», «Долгоногий журавель на мельницу ездил...», «Скачет галка по ельничку...», «Был у бабушки коток...») — конкурс.
— Кто больше знает закличек и приговорок? («Дождик, дождик, пуще...», «Уж дождь дождем...») — конкурс.
— Кто больше знает считалок? («Тука-тука...», «Раз, два, голова...», «Аты-баты — шли солдаты...») — конкурс.
— Кто больше знает скороговорок? («На дворе трава...», «Вашему пономарю...», «Пришел Прокоп...») — конкурс.
— Кто больше знает загадок и умеет их разгадывать? («Что быстрее всего на свете?», «За стеной костяной, соловейко, спой!», «Маленьким, кругленьким докинешь до неба». Отгадки — Мысль. Язык. Глаз.) — одна группа загадывает, другая отгадывает.
Русские народные сказки. Сказка полна чудес. Виды народных сказок. Особенности (повторы, зачины, концовки, постоянные эпитеты).
«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и другие сказки по выбору учителя, учащихся.
Волшебная сказка внушала уверенность в победе добра и справедливости над враждебными силами.
Бытовые сказки и их смысл в осуждении пороков (жадности, наживы и корысти).
Сказки о животных. Их герои — звери, птицы. Сказки о животных помогали людям верно понимать жизнь, людские нравы, взаимоотношения.

Этапы работы над темой:
— Кто лучше знает сказки и умеет их сказывать?..
— Продолжи сказку и подумай, как она называется... (Учитель подбирает для этого сказки.)
— Какая сказка так заканчивается?..
— Инсценирование любой избранной вами сказки.
— Сказывание сказок (дайте отзыв).
— Рассмотрите репродукции картин, иллюстраций на фольклорные темы (дайте отзыв).
— Создание устных сочинений на темы: «Рождение сказок», «Исследователи», «Собиратели».
— Создание собственной сказки (волшебной).
— Создание иллюстраций к сказкам и обсуждение.
— Работа с картинами и иллюстрациями (на темы русских народных сказок). И. Билибин, В. Васнецов, Н. Рерих и др.
— Прослушивание и обсуждение актерского чтения. «Иван Царевич и Серый Волк», «Финист — ясный сокол», «По щучьему веленью», «Горшеня», «Чего на свете не бывает» (фрагменты).

Былины

Исследователь русского фольклора В. П. Аникин пишет о былинах: «Социальные идеалы былинного эпоса родились в борьбе Древней Руси с иноплеменниками: герой былин защищает честь и достоинство родины, он беспощаден к врагам. Главный город на Руси, которому богатыри служили, — Киев... Столь же прославлен в былинах Новгород. Три главных богатыря воплотили в себе воинскую доблесть русского народа, ревниво оберегавшего свою честь и достоинство: это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович....В новгородских былинах пахарь Микула поставлен выше князя Вольги....Садко нажил сказочное богатство — стал купцом....В некоторых богатырях видят реальных лиц: из летописи известно, что действительно жил Добрыня, историчен и сам Владимир — великий киевский князь. Однако рассказ о событиях в былинах всегда соединяется с откровенно фантастическим вымыслом...»
Вольга и Микула
Воплощение в былине нравственных устоев русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, физическая сила).
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Бескорыстное служение родине и народу. Мужество, благородство.
Садко
Народное представление о честном купце. Доброта, великодушие, смекалка.
Былины об Илье Муромце. Добрыня и Змей. Былины об Алеше Поповиче.
Былины в изобразительном искусстве. Иллюстрации к былинам (И. Билибин, В. Васнецов, П. Корин, художники Палеха и др.).
Конкурсные чтения или сказывания былин школьниками.
Актерское чтение и обсуждение в классе.
Обсуждение (диалоги, эссе, отзывы) иллюстраций к былинам (И. Билибин, В. Васнецов, художники Палеха и др.).
Создание сочинений по былине или собственной былины. Отзывы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных